СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 11 октября 2010 года Дело N 33-5888/2010

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Кретова В.В.

судей Белова Н.Е. и Кореневой И.В.

при секретаре Старцевой Е.В.

рассмотрев в судебном заседании 11 октября 2010 года

дело по кассационной жалобе Агентства Республики Коми по социальному развитию на решение Сыктывдинского районного суда от 30 августа 2010 года, по которому исковые требования прокурора Сыктывдинского района Республики Коми удовлетворены.

На Агентство Республики Коми по социальному развитию в срок до 16 сентября 2010 года возложена обязанность направить в государственное учреждение Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» извещение о необходимости предоставления Берест З.И. заявления на предоставление единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилого помещения.

Возложена обязанность на государственное учреждение Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» принять у Берест З.И. заявление на предоставление единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилого помещения.

Заслушав доклад судьи Белова Н.Е., заключение прокурора Ковригиной О.Н., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Сыктывдинского района Республики Коми обратился в суд в интересах Берест З.И. к Агентству Республики Коми по социальному развитию, ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» о возложении обязанности на Агентство Республики Коми по социальному развитию в срок до 16.08.2010 г. направить ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» извещение о необходимости предоставления Берест З.И. заявления на предоставление единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилого помещения, возложении обязанности на ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» принять у Берест З. И. заявление на предоставление единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилого помещения. В обоснование требований указав, что Берест З.И., имеющая статус «бывший несовершеннолетний узник концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны», имеет право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья. Однако, Агентством Республики Коми по социальному развитию не выполнены требования законодательства о направлении извещения о необходимости представления гражданами заявлений на предоставление единовременных денежных выплат.

В судебном заседании прокурор Исакова И. А. уточнила исковые требования, просила обязать Агентство Республики Коми по социальному развитию в срок до 16.09.2010 г. направить ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» извещение о необходимости предоставления Берест З.И. заявления на предоставление единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилого помещения, обязать ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» принять у Берест З. И. заявление на предоставление единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилого помещения.

Истец - Берест З. И. поддержала требования, заявленные прокурором.

Ответчики: представитель Агентства Республики Коми по социальному развитию (далее по тексту - Агентство), Осипов О.М., представитель ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» Костина Г.Н., с исковыми требованиями не согласились, суду пояснили, что согласно разъяснениям Министерства Регионального развития Российской Федерации бывшие узники фашизма обеспечению жильем, в рамках указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.», не подлежат, поскольку законодатель, наделяя указанных лиц правом на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета не идентифицирует их с участниками Великой Отечественной войны.

Суд постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Агентство Республики Коми по социальному развитию с решением суда не согласно и просит его отменить, указывая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение по делу и неверно применены нормы материального права.

Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке ст.347 ГПК РФ в пределах кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение правильным.

Судом установлено, что на основании постановления главы муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» № 12/2758 от 02.12.2008 года Берест З. И. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на учет, как имеющая право на получение субсидий на строительство или приобретение жилья, имеет статус «Бывший несовершеннолетний узник концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны».

В марте 2010 года Агентством в адрес ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» направлены письма-извещения о необходимости предоставлении гражданами заявлений на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение жилья гражданам указанных выше категорий. Вместе с тем, ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» указанные выше письма-извещения, предназначенные для вручения гражданам, относящимся к категории «бывший несовершеннолетний узник концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны», включая и Берест З. И., возвращены в адрес Агентства, в связи с тем, что законодатель не приравнивает в полном объеме несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны к участникам Великой Отечественной войны. В последующем письма-извещения для вручения данной льготной категории граждан в адрес ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» не направлялись.

Удовлетворяя требования суд первой инстанции исходил из того, что бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны имеют такой же объем льгот, как и участники Великой Отечественной войны. Какие - либо исключения по объему предоставления льгот для бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны по отношению к участникам Великой Отечественной войны, либо ограничения сроков постановки на соответствующий учет действующим законодательством не предусмотрены.

Данный вывод суда соответствует требованиям закона и основан на исследованных в судебном заседании доказательствах.

Указом Президента Российской Федерации от 15.10.1992 №1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами их союзниками в период второй мировой войны» установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставлять аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Федеральный закон от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

В соответствии с п. 8 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидам вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона «О ветеранах» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Разрешая спор и принимая решение, суд пришел к обоснованному выводу, что поскольку граждане, относящиеся к категории «бывший несовершеннолетний узник концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» приравнены как по объему, так и по срокам предоставления мер социальной поддержки и льгот к инвалидам Великой Отечественной войны и к участникам Великой Отечественной войны и законодательством не предусмотрены ограничения по срокам постановки данной категории на учет для улучшения жилищных условий, Берест З.И. в соответствии с постановлением главы муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» № 12/2758 от 02.12.2008 года признана нуждающейся в улучшении жилищных условий (и является таковой), является бывшим несовершеннолетним узником концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, поэтому, Агентство обязано направить в ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» извещение о необходимости предоставления Берест З.И. заявления на предоставление единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилого помещения, а ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района» принять у Берест З. И. заявление на предоставление единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилого помещения.

Доводы Агентства Республики Коми по социальному развитию в кассационной жалобе, что бывшие несовершеннолетние узники фашизма не подлежат обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 не могут служить основанием к отмене решения суда, так как материалами дела подтверждено, что Берест З.И. относится к категории граждан, нуждающихся у улучшении жилищных условий, учет которых в соответствии с республиканскими списками ведет Агентство Республики Коми по социальному развитию и принятие на учет и включение в республиканские списки возможно только в соответствие с Постановлением Правительства Республики Коми от 22.03.2010 № 58 на основании извещения Агентства Республики Коми по социальному развитию.

С учетом изложенного оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст.362 ГПК РФ, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, судебная коллегия не усматривает. Иные доводы кассационной жалобы по существу сводятся к переоценке выводов суда и не свидетельствуют о неправильности постановленного решения.

Спор разрешен в соответствии с требованиями закона, регулирующего возникшие по делу правоотношения, установленным по делу доказательствам дана правильная оценка.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сыктывдинского районного суда от 30 августа 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Агентства Республики Коми по социальному развитию -без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка