• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 25 октября 2010 года Дело N 33-6446/2010
 

Судья Круковская А.В. № 33-6446/2010

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Ивановой Н.Г.

судей Машкиной И.М. и Юдина А.В.

при секретаре Ватамановой Л.А.

рассмотрев в судебном заседании 25 октября 2010 года дело по кассационной жалобе представителя Министерства энергетики Российской Федерации на решение Воркутинского городского суда от 21 июня 2010 года, по которому

Признано право Гапанович А.Т., ..., проживающего по адресу: ..., на получение жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Обязано Министерство энергетики Российской Федерации через Администрацию Муниципального образования городского округа «Воркута» выделить Гапанович А.Т., ... проживающему по адресу: ... жилищную субсидию для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков;

Обязана Администрация МО ГО «Воркута» предоставить Гапанович А.Т. жилищную субсидию для приобретения (строительства) жилья за пределами Республики Коми за счет средств, предусмотренных на реализацию программы местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.

заслушав доклад судьи Юдина А.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истец обратился в суд с иском о признании права на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера, обязании выделить жилищную субсидию для приобретения жилья за пределами Республики Коми, обязании предоставить жилищную субсидию для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера. В обоснование иска указал, что в структуре ОАО по добычи угля «Воркутауголь» он работает с 07 октября 1977 года. На данный момент его общий стаж, стаж в РКС составляет более 15 лет, в угольной отрасли так же более 10 лет. С 05.10.1993г. он состоял в трудовых отношениях с «шахта Октябрьская» ОАО «Воркутауголь», с 08.04.2002 года переведен в ООО «Шахта Октябрьская». 30.11.2002г. с ним был расторгнут трудовой договор в связи с сокращением численности работников. Поскольку он уволен в связи с началом мероприятий по ликвидации OOO «Шахта Октябрьская» он имеет право на получение жилья в связи с ликвидацией шахты.

Истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело без его участия, его представитель заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Ответчики Администрация МО ГО «Воркута», ГУ «Соцуголь», Министерство энергетики РФ в судебное заседание не явились. О дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.

Третье лицо ОАО «Воркутауголь», извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направили, просили рассмотреть дело без их участия.

С учетом требований ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие указанных лиц.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В кассационной жалобе представитель Министерства энергетики РФ просит об отмене решения суда как необоснованного, постановленного без учета обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора и с нарушением требований закона.

Проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения.

Как следует из материалов дела, Гапанович А.Т. с 07.10.1977 года по 08.02.1993 года истец работал на предприятиях угольной промышленности.

С 05.10.1993 года истец работал на «Шахте Октябрьская» ..., 24.12.1993г. переведен на полный рабочий день в шахте, 05.05.1998г. переведен на полный рабочий день под землей, с 08.04.2002 года истец был переведен из филиала ОАО «Воркутауголь» «Шахта Октябрьская» ... в ООО «Шахта Октябрьская» на основании ст.75 ТК РФ, трудовой договор с ним был расторгнут 30.11.2002 года по ст.81 п.2 ТК РФ в связи с сокращением численности работников.

Трудовой стаж Гапанович А.Т. на 30.11.2002 года на предприятиях угольной промышленности в г.Воркуте составляет более 10 лет.

15.05.2002г. Советом директоров ОАО «Воркутауголь» - учредителем ООО «Шахта Октябрьская» было принято решение о ликвидации ООО «Шахта Октябрьская» с 01.07.2002 года.

Протоколом общего собрания работников ООО «Шахта Октябрьская» от 21.05.2002 года принято решение о ликвидации ООО «Шахта Октябрьская» с 01.07.2002 года и утвержден состав ликвидационной комиссии ООО «Шахта Октябрьская».

Решением Совета директоров ОАО «Воркутауголь» от 22.10.2002 года сроки ликвидации ООО «Шахта Октябрьская» перенесены на 01.07.2003 года.

Приказом Министерства энергетики РФ №155 от 11.04.2003 года утвержден проект ликвидации ООО «Шахта Октябрьская».

Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «Шахта Октябрьская» ликвидирована вследствие банкротства по решению Арбитражного суда РК, прекратила свою деятельность 28.04.2009 года.

В связи с прекращением добычи угля и началом технических работ по ликвидации ООО «Шахта Октябрьская» с 01.07.2003 года ликвидационной комиссией ООО «Шахта Октябрьская» в соответствии с Положением «О порядке формирования списков и очередности на получение жилищных субсидий для приобретения жилой площади за пределами г.Воркуты в связи с ликвидацией ООО «Шахта Октябрьская»были сформированы списки работников шахты на переселение за пределы г.Воркуты

Судом установлено, что Гапанович А.Т. был уволен с ООО «Шахта Октябрьская» 30.11.2002 года в связи с сокращением численности работников, которое явилось следствием принятого решения о ликвидации угольного предприятия. На момент увольнения он имел стаж работы в районах Крайнего Севера более 26 лет и на предприятиях угольной промышленности в г.Воркуте более 10 лет, что подтверждается копией трудовой книжки. Не имеет жилья за пределами г.Воркуты, ранее не получал жилищной субсидии.

Федеральным законом №123-ФЗ от 27.09.2005г. «О внесении изменения в Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов…» статья 154 Федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004г. была дополнена частью 15, в соответствии с которой для работников, высвобождаемых при ликвидации организаций угольной отрасли, расположенных в районах Крайнего Севера, предусмотрена возможность предоставления жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства в соответствии с законодательством РФ в порядке и на условиях, которые определяются Правительством РФ, при условии их высвобождения до 01.01.2005г. и наличия стажа работы в организациях угольной промышленности не менее чем 10 лет, 15 лет стажа работы в районах Крайнего Севера не требуется.

Постановлениями Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 43 и № 44 были внесены соответствующие изменения в части требований к стажу работников, которым оказывается содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства, в утвержденный постановлением Правительства № 840 от 24 декабря 2004 года Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и в Правила предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. N 428. В соответствии с Положением о государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.12.1997г. № 1523, действовавшим до 01.01.2005г., и Порядком финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 17.11.1998г. № 53н, содействие переселению граждан из неперспективных шахтерских городов и поселков с предоставлением помощи непосредственно переселяемым гражданам входит в перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, финансируемых за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете, по статье «Государственная поддержка угольной отрасли». Средства государственной поддержки перечисляются организациям угольной промышленности, органам местного управления шахтерских городов и поселков, перечень которых устанавливается Межведомственной комиссией по социально - экономическим проблемам угледобывающих регионов.

В соответствии с п. 10.5 Положения о формировании и реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, финансируемых за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, утвержденным Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 185, содействие переселению граждан из неперспективных шахтерских городов и поселков с предоставлением помощи непосредственно переселяемым гражданам является одним из направлений реализации программ местного развития. Предоставление финансовой помощи (безвозмездная субсидия) из средств господдержки угольной промышленности непосредственно переселяемым гражданам осуществляется при их переселении из неперспективных шахтерских городов и поселков, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, Кизеловском угольном бассейне (Пермская область), а также из других угольных регионов, по которым Правительством Российской Федерации по предложениям Минэнерго России приняты соответствующие решения и в которых при реструктуризации отрасли осуществляется ликвидация шахт, разрезов и других организаций угольной отрасли с массовым высвобождением их работников.

Положение «О порядке формирования списков и очередности на получение жилищных субсидий для приобретения жилой площади за пределами г. Воркуты в связи с ликвидацией ООО «Шахта «Октябрьская» издано в соответствии с указанным Положением Минэнерго РФ и предусматривает аналогичный порядок предоставления безвозмездных субсидий и их финансирования. Пунктом 2.3. указанного Положения предусмотрено, что очередность предоставления жилищных субсидий сформирована по состоянию на 01.11.2003 г., стаж работников, которые будут уволены после 01.11.2003 г., будет скорректирован по фактической дате увольнения, то есть предусматривалась корректировка списков. В соответствии с пп. «е» п.8 Перечня предусмотрена реализация программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков: содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 1 января 2005 г. при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности, а также работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций по добыче (переработке) угля, расположенных в неперспективных городах и поселках Кизеловского угольного бассейна (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.01.2006 N 43).

Правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 г. N 428 предусмотрено, что субвенции направляются на финансирование реализации следующих мероприятий: содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 1 января 2005 г. при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности (далее - выезжающие граждане) (в ред. постановления Правительства РФ от 26.01.2006 N 44) - п.5 п.п.в). Содействие выезжающим гражданам в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления субсидий. Субсидии предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике (п.8).

С учетом установленных по делу обстоятельств и требований законодательства, примененного при разрешении возникшего спора, судом первой инстанции требования Гапанович А.Т. удовлетворены правомерно. Фактически ликвидация ООО «Шахта Октябрьская» и высвобождение работников при его ликвидации началось в мае 2002г., сокращение численности работников шахты «Октябрьская» явилось следствием принятого решения о ликвидации угольного предприятия. Тогда как истец имеет стаж работы на предприятиях угольной отрасли более 10 лет, ранее жилищную субсидию не получал, жилья в других регионах РФ не имеет, проживает и зарегистрирован по месту жительства в г. Воркуте. Доводы кассационной жалобы в указанной части не могут быть признаны обоснованными.

Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что Министерство энергетики РФ непосредственно предоставление социальной выплаты не осуществляет, не могут служить основанием для отмены судебного решения. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 года № 428 «О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков», главным распорядителем средств государственной поддержки (средств федерального бюджета) является Министерство энергетики РФ, а получателями этих средств, в виде субвенций, являются органы местного самоуправления.

Порядком финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденным приказом Минпромэнерго России от 30.10.2008 № 99, установлено, что распределение средств на мероприятия по реструктуризации угольной промышленности утверждается Министерством энергетики РФ в пределах ассигнований, утвержденных ему сводной бюджетной росписью федерального бюджета на соответствующий год, финансирование мероприятий осуществляется в пределах утвержденных объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств. При этом, средства для покрытия непредвиденных затрат по социальной поддержке работников, уволенных при ликвидации организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) и погашение задолженности по возмещению вреда пострадавшим работникам угольной промышленности в соответствии с законодательством РФ выделяются на основании подготавливаемых ГУ «Соцуголь» заключений, утвержденных Министерством энергетики РФ, а также требований исполнительных листов судебных органов (п. 4 Порядка). Минэнерго РФ являясь главным распорядителем средств государственной поддержки, согласовывает списки очередников, принимая непосредственное участие в предоставлении гражданам субсидий. Для предоставления истцу субсидии, за счет средств государственной поддержки (средств федерального бюджета) необходимо решение Министерства энергетики РФ о выделение органу местного самоуправления (МО «Город Воркута») денежных средств, предоставляемых в виде субвенции, трансформирующейся впоследствии в субсидию.

Обстоятельства дела установлены судом полно, исследованные доказательства оценены в соответствии с требованиями закона.

Руководствуясь ст. 361 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Воркутинского городского суда от 21 июня 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства энергетики РФ - без удовлетворения.

Председательствующий-

Судьи-



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-6446/2010
Принявший орган: Верховный суд Республики Коми
Дата принятия: 25 октября 2010

Поиск в тексте