СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 31 марта 2011 года Дело N 33-1773/2011

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Семенчиной Л.А.,

судей Глушкова М.В., Кореневой И.В.,

при секретаре Коданевой И.Н.,

рассмотрев в судебном заседании 31 марта 2011 года дело по кассационной жалобе Министерства энергетики Российской Федерации

на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 28 декабря 2010 года по которому

исковые требования Диброва Г.И. удовлетворены: администрация муниципального образования городского округа «Воркута» обязана включить Диброва Г.И. в очередь на получение жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера в связи с ликвидацией государственного предприятия «Шахта «...» в соответствии с установленной очередностью и с учетом непрерывного стажа работы в организациях угольной отрасли.

Министерство энергетики Российской Федерации через администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» обязано выделить Диброва Г.И. жилищную субсидию для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера в соответствии с установленной очередностью и с учетом непрерывного стажа работы в организациях угольной отрасли,

Заслушав доклад судьи Семенчиной Л.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Диброва обратился в суд с иском к администрации МО ГО «Воркута», Министерству энергетики Российской Федерации об обязании включить в очередь на получение жилищной субсидии для приобретения жилого помещения за пределами районов Крайнего Севера в связи с ликвидацией шахты «...». В обоснование иска указал, что не включение его в списки очередности, в связи с ликвидацией шахты «...», нарушает его неимущественные права, установленные федеральным законом, поскольку общий трудовой стаж в РКС на момент ликвидации шахты составил более 16 лет, жилья в других регионах не имеет.

Ответчики, третье лицо исковые требования не признали.

Судом постановлено приведённое выше решение.

В кассационной жалобе Министерство энергетики РФ просит об отмене решения суда, как необоснованного, постановленного без учёта требований закона.

Проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для признания доводов жалобы обоснованными.

Как следует из материалов дела, Диброва с  ...  по  ...  работал на шахте «...» ПО «...». Трудовой договор с истцом расторгнут по п.1 ст.33 КЗоТ РФ в связи с ликвидацией предприятия угольной промышленности, находящегося в районе Крайнего Севера. На момент увольнения истец не достиг пенсионного возраста, стаж работы в угольной отрасли, а так же в районах Крайнего Севера составил более 10 лет.

Распоряжением Правительства РФ № от  ...  принято решение о ликвидации государственного предприятия «Шахта «...».  ...  государственное предприятие шахта «...» ликвидировано.

В целях обеспечения социальной защиты работников ликвидируемой шахты определены списки работников шахты на переселение за пределы РК в связи с ликвидацией предприятия. На момент составления списков очередности на получение жилищной субсидии в связи с ликвидацией шахты «...» право граждан на получение жилищной субсидии ставилось в зависимость от условий, установленных «Положением о порядке формирования списков очередности распределения жилья за пределами ... для работников шахты «...». В соответствии с приведённым положением Диброва права на получение жилищной субсидии не имел, в связи с чем в список включён не был. До настоящего времени истец жилищную субсидию на приобретение жилья за пределами ... не получал.

Федеральным законом № 123-ФЗ от 27.09.2005 года «О внесении изменения в Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов…» статья 154 Федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004 года была дополнена частью 15, в соответствии с которой для работников, высвобождаемых при ликвидации организаций угольной отрасли, расположенных в районах Крайнего Севера, предусмотрена возможность предоставления жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства в соответствии с законодательством РФ в порядке и на условиях, которые определяются Правительством РФ, при условии их высвобождения до 01.01.2005 года и наличия стажа работы в организациях угольной промышленности не менее чем 10 лет, 15 лет стажа работы в районах Крайнего Севера не требуется.

Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 года № 840 утверждён Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке финансирования, которым предусмотрено содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства работникам, высвобожденным до 01.01.2005 года при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее 10 лет в организациях угольной промышленности. Численность и списочный состав переселяемых граждан определяются ежегодно органи­зациями угольной промышленности и профсоюзными органами в соответствии с доведенными на эти цели лимитами бюджетных обязательств, утверждаются органами местного самоуправления шахтерского города (поселка) и согласовываются Минэнерго России. Безвозмездная жилищная субсидия предоставляется органом местного самоуправления шахтерского города (поселка) гражданину, внесенному в утвержденные и согласованные списки.

Аналогичные положения внесены постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 года № 44 в Правила предоставления субвенции на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и посёлков.

С учётом установленных по делу обстоятельств и требований законодательства, применённого при разрешении возникшего спора, судом первой инстанции требования Диброва удовлетворены правомерно. Истец имеет стаж работы на предприятиях угольной отрасли более 10 лет, высвобожден в связи с ликвидацией предприятия угольной промышленности, расположенного в районах Крайнего Севера, ранее жилищную субсидию не получал, жилого помещения в других регионах РФ не имеет, проживает и зарегистрирован по месту жительства в г. Воркуте.

Наличиеранееутверждённогоспискавысвобожденныхработников ликвидируемой шахты « ...» не препятствует его пересмотру в связи с расширением категории лиц, имеющих право на получение субсидии по вновь предусмотренным Законом основаниям, в связи с чем доводы кассационной жалобы в этой части подлежат отклонению.

Подлежит отклонению и кассационный довод о том, что Министерство энергетики РФ непосредственно предоставление социальной выплаты не осуществляет. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 года № 428 «О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков», главным распорядителем средств государственной поддержки (средств федерального бюджета) является Министерство энергетики РФ, а получателями этих средств, в виде субвенций, являются органы местного самоуправления.

Порядком финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденным приказом Минпромэнерго России № 99 от 30.10.2008 года, установлено, что распределение средств на мероприятия по реструктуризации угольной промышленности утверждается Министерством энергетики РФ в пределах ассигнований, утвержденных ему сводной бюджетной росписью федерального бюджета на соответствующий год, финансирование мероприятий осуществляется в пределах утвержденных объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств. При этом, средства для покрытия непредвиденных затрат по социальной поддержке работников, уволенных при ликвидации организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) и погашение задолженности по возмещению вреда пострадавшим работникам угольной промышленности в соответствии с законодательством РФ выделяются на основании подготавливаемых ГУ «Соцуголь» заключений, утвержденных Министерством энергетики РФ, а также требований исполнительных листов судебных органов (п. 4 Порядка). Минэнерго РФ являясь главным распорядителем средств государственной поддержки, согласовывает списки очередников, принимая непосредственное участие в предоставлении гражданам субсидий. Для предоставления истцу субсидии, за счет средств государственной поддержки (средств федерального бюджета) необходимо решение Министерства энергетики РФ о выделение органу местного самоуправления (МО «Город Воркута») денежных средств, предоставляемых в виде субвенции, трансформирующейся в последствии в субсидию.

Довод ответчика о пропуске истцом срока исковой давности не может быть принят к рассмотрению, поскольку в суде первой инстанции Министерством энергетики РФ не заявлялся, предметом рассмотрения суда не являлся.

Кроме того, требования истца о включении его в очередь на получение жилищной субсидии для приобретения жилого помещения направлены на защиту личных неимущественных прав. Требования об обязании ответчиков предоставить жилищную субсидию являются производными от требований о включении в очередь на получение жилищной субсидии. К данным правоотношениям в силу требований ст. 208 ГК РФ срок исковой давности не применим.

Процесс исполнения судебного решения является отдельной стадией судопроизводства, регулируемой соответствующими правовыми нормами. Разрешение данных вопросов в кассационном порядке преждевременно.

Обстоятельства дела установлены судом полно, исследованные доказательства оценены в соответствии с требованиями закона.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 28 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства энергетики РФ - без удовлетворения.

Председательствующий-

Судьи-

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка