ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

РЕШЕНИЕ

от 28 сентября 2011 года Дело N 21-308/2011

Судья Верховного суда Республики Коми Харманюк Н.В.,

при секретаре Димовой Н.В.,

рассмотрев 28 сентября 2011 года в городе Сыктывкаре жалобу руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми Гуревской Н.В. на решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 06 сентября 2011 года, которым

Жалоба Корнилова Александра Геннадьевича на постановление № ... от 18.07.2011 г. исполняющей обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях удовлетворена.

Постановление № ... от 18.07.2011 г. исполняющей обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми о привлечении Корнилова Александра Геннадьевича к административной ответственности по ч. 4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменено, производство по настоящему административному делу - прекращено.

Заслушав объяснения представителя Корнилова А.Г.- Новоченко А.А., представителя УФАС по РК -...

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением № ... от 18.07.2011 г. исполняющей обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми Корнилов А.Г. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.7.30 КоАП РФ, и ему было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5.000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, Корнилов А.Г. обратился в Сыктывкарский суд с жалобой.

Судья вынес указанное выше решение.

В жалобе на судебное решение должностное лицо, вынесшее постановление, приводит доводы об обоснованности привлечения Корнилова А.Г. к административной ответственности.

Проверив материалы дела, считаю решение судьи подлежащим оставлению без изменения.

В соответствии с ч. 4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее - КоАП РФ) установление должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа не предусмотренных законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд критериев оценки заявок на участие в конкурсе и (или) их значимости, требований к участникам размещения заказов, к размеру обеспечения заявок на участие в конкурсе или аукционе, размеру и способам обеспечения исполнения контракта, представлению участниками размещения заказа в составе котировочной заявки, заявки на участие в конкурсе, заявки на участие в аукционе не предусмотренных законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд документов и сведений, а также включение в состав одного лота товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой влечет наложение административного штрафа в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, Сыктывкарская таможня разместила 22.04.2011 на электронной торговой площадке http://....ru извещение № ... «О проведении открытого аукциона в электронной форме работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту систем охранной, пожарной сигнализации и оповещения о пожаре на объекте Сыктывкарской таможни по адресу: ..., г. ..., ул. ..., д. ..., согласно проекту государственного контракта (Приложение № 1 к аукционной документации); извещение № ... «О проведении открытого аукциона в электронной форме Лот № ...: выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту систем охранной, пожарной сигнализации и оповещения о пожаре на объекте Сыктывкарской таможни по адресу: ..., г. ..., ул. ..., д. ..., согласно проекту государственного контракта (Приложение № ... к аукционной документации) и аукционную документацию для проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственных контрактов на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту систем охранной, пожарной сигнализации и оповещения о пожаре для Сыктывкарской таможни в 2011 году (6 лотов), утвержденную начальником Сыктывкарской таможенной службы А.Г. Корниловым 21.04.2011 (далее - документация об открытом аукционе в электронной форме).

Государственный заказчик - Сыктывкарская таможня.

Источник финансирования - Федеральный бюджет.

В соответствии с письменной информацией, представленной Сыктывкарской таможней, на срок окончания приема заявок, 17 часов 00 мин. 29.04.2011, поступила одна заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме от участника размещения заказа - ООО «...» по лотам № ... и № ....

В соответствии с протоколом № ... рассмотрения аукционных заявок от 06.05.2011 Единой комиссией Сыктывкарской таможни по размещению заказов заявка на участие в открытом аукционе ООО «...» признана не соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме (не представлена копия лицензии на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в которой включено право на: монтаж, ремонт и обслуживание установок пожарной и охранно-пожарной сигнализации; монтаж, ремонт и обслуживание системы оповещения и эвакуации при пожаре). Открытый аукцион в электронной форме признан несостоявшимся.

В соответствии с протоколом № ... рассмотрения аукционных заявок от 06.05.2011 Единой комиссией Сыктывкарской таможни по размещению заказов заявка на участие в открытом аукционе ООО «...» признана не соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме (не представлена копия лицензии на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в которой включено право на: монтаж, ремонт и обслуживание установок пожарной и охранно-пожарной сигнализации; монтаж, ремонт и обслуживание системы оповещения и эвакуации при пожаре). Открытый аукцион в электронной форме признан несостоявшимся.

Указанные действия государственного заказчика в части включения в документацию об открытом аукционе в электронной форме требования к участникам размещения заказа о предоставлении лицензии на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в которой включено право на: монтаж, ремонт и обслуживание установок пожарной и охранно-пожарной сигнализации; монтаж, ремонт и обслуживание системы оповещения и эвакуации при пожаре, по мнению ФАС, противоречат требованиям п. 1 ч. 1, ч. 4 ст. 11, ч. 5 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, что явилось основанием для привлечения исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми Корнилова к административной ответственности по ст.7.30 КоАП РФ.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона N 94-ФЗ участник размещения заказа должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.

Подпунктом 39 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" определено, что производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.

В силу п. 1, 2 ч. 1 ст. 12 Закона N 94-ФЗ при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае непредставления документов, определенных ч. 3 ст. 25 данного Закона, а также несоответствия требованиям, установленным в соответствии со ст. 11 названного Закона.

В соответствии с пп. 39 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.

Согласно п. 7 ст. 18 Федерального закона N 128-ФЗ лицензирование деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений прекращается со дня вступления в силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности.

В 2009 г. вступил в силу Технический регламент.

Из ч. 1 ст. 1 Технического регламента следует, что он принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

ФАС России в Информационном сообщении от 03.02.2011 указывает на необходимость применения позиции лицензирующего органа - МЧС России, которая заключается в следующем: "вступление в законную силу Технического регламента не влечет отмену лицензирования производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств пожарной безопасности, так как не устанавливает требования к производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств пожарной безопасности зданий и сооружений". В то же время сообщается, что в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности. Проектом закона предлагается лицензирование деятельности в сфере обеспечения пожарной безопасности заменить институтом саморегулирования. В связи с этим лицензирование рассматриваемого вида деятельности будет прекращено с момента вступления в силу данного закона. Между тем в настоящее время деятельность по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств пожарной безопасности зданий и сооружений должна осуществляться на основании лицензии.

Минэкономразвития России в п. 1 Письма от 10.12.2008 N Д05-5658 отмечает, что согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) при размещении заказа путем проведения торгов одним из обязательных требований к участникам размещения заказа является соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов (например, наличие соответствующей лицензии в случае, если данный вид деятельности подлежит лицензированию).

Таким образом, указанные положения норм закона вызывают неоднозначное толкование и не обеспечивают единообразного их понимания правоприменителями.

Согласно п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ" при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

С учетом названных положений КоАП РФ о порядке привлечения к административной ответственности, а также отсутствием определенности, ясности и недвусмысленности правового регулирования в области данных правоотношений и наличием различных подходов к решению вопроса о необходимости лицензирования указанного вида деятельности, вывод судьи об отсутствии в действиях Корнилова А.Г. по включению в документацию об открытом аукционе в электронной форме требования к участникам размещения заказа о предоставлении лицензии на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.7.30 КоАП РФ, является верным.

Оснований для отмены решения судьи не имеется.

Руководствуясь ст.30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 06 сентября 2011 года оставить без изменения, жалобу руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми без удовлетворения.

Судья Н.В. Харманюк

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка