• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 05 июля 2012 года Дело N 33-2194ап/2012
 

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Харманюк Н.В.,

судей Архаровой Л.В., Жуковской С.В.,

при секретаре Вахниной Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании 05 июля 2012 года дело по апелляционной жалобе Жарука В.В. на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 14 марта 2012 года, которым

оставлен без удовлетворения иск Жарука В.В. к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, Министерству регионального развития РФ, Министерству архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми, администрации МО ГО «Воркута» о признании неправомерными действий (бездействия) органов власти Российской Федерации по исполнению публично-правовых обязательств, возложении обязанности по выделению жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера, предоставлению жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера.

Заслушав доклад судьи Архаровой Л.В., объяснения Жарука В.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Жарук В.В. обратился в суд с иском о признании неправомерными действий (бездействия) федеральных и республиканских органов власти, выраженных в неисполнении более 14,5 лет публично-правового обязательства по выделению и предоставлению жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера, обязании Министерства финансов РФ за счет средств казны РФ, Министерства архитектуры и строительства Республики Коми через администрацию г.Воркуты выделить и предоставить жилищную субсидию.

Ответчиками иск не признан.

Суд постановил указанное выше решение.

Определением Воркутинского городского суда от 10 апреля 2012 года Жаруку В.В. отказано в принятии дополнительного решения с указанием на неисполнение Российской Федерацией публично-правовых обязательств в течение 14,5 лет.

Указанное определение истцом не обжаловано.

С решением суда Жарук В.В. не согласился. В своей апелляционной жалобе он приводит доводы, аналогичные рассмотренным судом первой инстанции.

Проверив законность и обоснованность постановленного решения, судебная коллегия оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не находит.

Предоставление гражданам социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей осуществляется в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее Федеральный закон).

Истец включен в общереспубликанский список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «пенсионеры» с датой постановки на учет 03.06.1997 года под № 10020.

По состоянию на 01.01.2012 года в указанный общереспубликанский список включено ... семей, в том числе «инвалиды» - ... семей, «пенсионеры» - 21953 семьи, «безработные» - ... семей, «работающие» - ... семьи.

По мнению истца, Российской Федерацией не выполняются принятые обязательства по финансированию вышеуказанного Федерального закона, что лишает его права на получение предусмотренной этим законом социальной выплаты в разумные сроки. Ссылаясь на требования ст.7 № 125-ФЗ, Жарук В.В. настаивает на обязанности государства предоставить социальную выплату в течение следующего после постановки на учет финансового года, т.е. в течение 1998 года. Полагая, что все разумные сроки для выполнения указанной обязанности истекли, Жарук В.В. обратился в суд с настоящим иском, в обоснование которого привел статистические данные о средней продолжительности жизни на Крайнем Севере, количестве лиц, нуждающихся в переселении, объемах финансирования данной программы, свидетельствующие об отсутствии реальной возможности реализовать право на получение социальной выплаты без судебного решения.

Позиция ответчиков сводится к тому, что внеочередное обеспечение истца предусмотренной законом мерой поддержки противоречит требованиям самого закона. Министерством архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми отмечено, что до 2012 года граждане, относящиеся к категории «пенсионеры» не получали социальной выплаты, но начиная с 2012 года, Федеральный закон стал предусматривать возможность направления до 30% федеральных средств на переселение пенсионеров. В Республике Коми принят Закон от 01.12.2011 года № 117-РЗ, предусматривающий направление с 01.01.2012 года 30% средств федерального бюджета, выделяемых гражданам социальных выплат, на переселение пенсионеров. В список 2012 года по категории «пенсионеры» включено 117 семей с датами постановки на учет с 01.09.1976 по 15.03.1997 года.

Отказывая Жаруку В.В. в удовлетворении заявленных требований, суд согласился с позицией ответчиков и исходил из того, что переселение граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется по мере выделения средств федерального бюджета в порядке очередности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не вправе нарушать установленный порядок предоставления субсидий.

Данный вывод построен на положениях действующего законодательства.

Так, в соответствии со ст.2 Федерального закона установлена следующая очередность предоставления жилищных субсидий:

в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);

во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам;

в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.

Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан).

Граждане, указанные в части первой настоящей статьи и принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан.

Как верно указано судом первой инстанции, возложение на ответчиков обязанности по внеочередному предоставлению Жаруку В.В. социальной выплаты приведёт к нарушению прав других граждан, состоящих в очереди, в том числе по категории первой очереди «инвалиды I и II групп, инвалиды с детства», а также по категории второй очереди «пенсионеры», подавших заявления до 03.06.1997 года.

Требование о предоставлении такой выплаты, как безвозмездная жилищная субсидия, непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает. Федеральный законодатель, закрепляя право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение за счёт средств федерального бюджета жилищной субсидии и определяя условия его возникновения, а также порядок реализации данного права, вправе, как это следует из статей 37 (часть 3), 40 и 71 (пункты «в», «е», «з») Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, в том числе бюджетные средства, которые могут быть выделены для решения проблемы переселения, предусмотреть и специальные правила действия таких правовых норм во времени и по кругу лиц, что нельзя расценивать как нарушение конституционных прав граждан.

Установление Федеральным законом от 25.10.2002 года № 125-ФЗ очередности предоставления жилищных субсидий в зависимости от статуса граждан, нуждающихся в переселении из районов Крайнего Севера, объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, отвечает требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающим из закрепленного ею принципа равенства (статья 19), в соответствии с которыми такие различия допустимы.

Закон не предусматривает оснований внеочередного предоставления жилищной субсидии, в связи с чем судебная коллегия соглашается с решением суда об отказе в иске.

С учетом изложенного, доводы жалобы, в том числе об увеличении количества лиц, состоящих в очереди на получении субсидии, ссылки на среднестатистическую величину продолжительности жизни в г.Воркуте не могут быть приняты во внимание. Оснований полагать, что непредоставление жилищной субсидии препятствует реализации истцом права на свободный выбор места жительства, не имеется.

Вопросы формирования расходной части федерального бюджета на очередной финансовый год не входят в компетенцию суда.

Рассматриваемые отношения не относятся к гражданско-правовым, являются публично-правовыми, следовательно, на них не распространяются требования главы 21 ГК РФ.

Ошибочное указание судом о реализации права на государственную поддержку в приобретении жилого помещения за пределами районов Крайнего Севера самим фактом постановки на учет не повлияло на выводы суда об отказе в удовлетворении иска.

Решение суда законно и обоснованно, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 14 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Жарука В.В. - без удовлетворения.

Председательствующий:  

Судьи:  




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-2194ап/2012
Принявший орган: Верховный суд Республики Коми
Дата принятия: 05 июля 2012

Поиск в тексте