ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

РЕШЕНИЕ

от 17 февраля 2012 года Дело N ар-8/2012

г. Йошкар-Ола 17 февраля 2012 года

Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Медведева И.А., при секретаре Токаревой А.С., рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе заместителя главного государственного инспектора Республики Марий Эл по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл Касьянова Ю.В. на решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 16 января 2012 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее - КоАП РФ), в отношении

Валиулиной Р. Р., ..., ранее не привлекавшийся к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора Республики Марий Эл по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл Касьянова Ю.В. от 02 декабря 2011 года Валиулина Р.Р. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей.

Решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 16 января 2012 года, вынесенным по жалобе Валиулиной Р.Р., указанное постановление отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с названным решением судьи, заместитель главного государственного инспектора Республики Марий Эл по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл Касьянов Ю.В. обратился в Верховный Суд Республики Марий Эл с жалобой, в которой просит решение отменить, как вынесенное с нарушением норм действующего законодательства В жалобе указывается, что Валиулиной Р.Р. нарушаются права владельцев соседних земельных участков, изменения в установленный вид разрешенного использования земельного участка Ваулиной Р.Р. не внесены.

Заместитель главного государственного инспектора Республики Марий Эл по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл Касьянова Ю.В. жалобу поддержал, пояснив, что вид разрешенного использования земельного участка - использование для садоводства, следовательно, вид разрешенного использования определяется в данном случае в соответствии с ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», который определяет понятие садоводства. Кроме того, Валиулина Р.Р. занимается содержанием лошадей, т.е. животноводством, что нарушает требования Устава СНТ « ...» ( п. 3.2 Устава).

Ваулина Р.Р. и ее представитель адвокат Шагова Е.В. с жалобой не согласились, пояснив, что животноводством т.е. разведением, получением продукции животноводства Ваулина Р.Р. на земельном участке не занимается, а лишь содержит домашних животных - лошадей. Вид разрешенного использования не определяется ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», а иным законодательством - Градостроительным кодексом, принимаемыми в соответствии с ними Правилами землепользования и застройки и градостроительными регламентами.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, материалы производства по делу об административном правонарушении, судья приходит к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению в связи со следующим.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях - использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи,-

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Как следует из постановления об административном правонарушении по делу № 15/5 от 02.12.2011 года, вынесенного в отношении Ваулиной Р.Р., она была привлечена к административной ответственности за использование земельного участка, кадастровый номер ..., принадлежащего на праве собственности, не в соответствии с его разрешенным использованием (для садоводства), фактически используемого для содержания лошадей (животноводства).

Как следует из объяснений Валиулиной Р.Р., на принадлежащем ей земельном участке, в сарае, площадью примерно ..., в стойлах содержатся три лошади; разведением лошадей она не занимается, использует их для отдыха, выгул лошадей осуществляется за пределами территории СНТ « ...».

Доказательств того, что Валиулина Р.Р. занимается животноводством - воспроизводством и разведением животных, получением и использованием продукции животноводства, в материалах дела не имеется. Содержание на земельном участке трех лошадей не является доказательством осуществления деятельности по животноводству.

Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации вышеуказанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются соответствующим градостроительным регламентом, являющимся составной частью правил землепользования и застройки.

Сведения о видах разрешенного использования земельного участка в Реестр вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления (пункт 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минюста РФ от 20.02.2008 N 35).

Решением Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" от 24 декабря 2009г. N30-V утверждены Правила землепользования и застройки городского округа "Город Йошкар-Ола», территория СНТ «Милосердие», согласно градостроительному регламенту, находится в границах зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-3); одним из основных видов разрешенного использования, установленного для данной зоны является размещение жилых домов с приусадебными участками.

Согласно части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков правообладателями земельных участков, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.

Согласно ст. 1 указанных Правил, градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства;

разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства - использование земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, в соответствии с градостроительным регламентом.

Таким образом, градостроительным регламентом определяется использование земельного участка для специальных целей, связанных с застройкой земельных участков, эксплуатацией, реконструкцией объектов капитального строительства, т.е. для нужд строительства, а также устанавливаются ограничения для использования земельного участка в области осуществления указанной деятельности.

Следовательно, возможность содержания на земельном участке в садоводческом товариществе домашних животных градостроительным регламентом и определяемым им видом разрешенного использования земельного участка не регулируется.

Федеральный закон от 15.04.1998 г. №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» запрета на содержание домашних животных на земельных участках не устанавливает.

Устав СНТ « ...», определяющий цели деятельности данного товарищества ( п. 3.2), не является документом, определяющим разрешенное использование земельного участка.

Кроме того, объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст.8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, являются отношения по охране окружающей среды и порядок природопользования, при этом виновный посягает на порядок использования земли.

Нарушение прав владельцев соседних земельных участков (шум, запах и пр.), либо нарушение положений Устава товарищества, не охватывается объектом состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.8. КоАП РФ.

Таким образом, состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8. КоАП РФ (а именно его объективная сторона) в действиях Валиулиной Р.Р., выразившихся в содержании на принадлежащем ей земельном участке домашних животных, отсутствует, вывод судьи о прекращении производства по делу в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является правильным; жалоба заместителя главного государственного инспектора Республики Марий Эл по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 16 января 2012 года оставить без изменения, жалобу заместителя главного государственного инспектора Республики Марий Эл по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл - без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.

Судья И.А. Медведева

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка