СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 05 марта 2012 года Дело N 33-802/12

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего Румянцевой Т.Г., судей Осиповой А.А., Сыреновой С.Н., с участием прокурора Самойловой В.В., при секретаре Комюстюровой А.А. рассмотрела в открытом судебном заседании 05 марта 2012 года кассационную жалобу представителя ответчика Герасимова А.З. на решение Ленского районного суда от 30 ноября 2011 года, которым по делу по иску прокурора Ленского района Республики Саха (Якутия) интересах Е. к Казне Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия), Администрации Муниципального образования «Ленский район» о взыскании с Казны Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) суммы субвенции на приобретение жилого помещения и перечислении ее на расчетный счет муниципального образования «Ленский район» в течение трех месяцев, обязывании муниципального образования «Ленский район» с момента получения субвенции, предоставить отдельное жилое помещение Е., площадью не менее 32 кв.м.,

постановлено:

Иск прокурора Ленского района Республики Саха (Якутия) - удовлетворить.

Взыскать с Казны Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) в пользу Муниципального образования «Ленский район» сумму субвенции в размере ******** руб. (********) рублей.

Министерству финансов Республики Саха (Якутия) перечислить на расчетный счет муниципального образования «Ленский район» сумму субвенции в размере ******** рублей в течение трех месяцев.

Обязать Муниципальное образование «Ленский район» с момента получения субвенции, предоставить отдельное жилое помещение Е., площадью не менее 32 квадратных метров.

Заслушав доклад судьи Румянцевой Т.Г., пояснение представителя казны Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) Дранаевой Е.А., заключение прокурора Самойловой В.В., полагавшей решение суда отменить и вынести новое решение, которым обязать МО «Ленский район» предоставить жилое помещение, судебная коллегия

установила:

Прокурор Ленского района в интересах Е. обратился в суд с иском к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) и Администрации Муниципального образования «Ленский район» о взыскании субвенции для приобретения жилья и предоставлении жилья, ссылаясь на то, что Е. состоит в очереди на получение жилого помещения как лицо, оставшееся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, однако до настоящего времени ей жилое помещение не предоставлено в связи с недостаточным выделением финансирования со стороны Казны Республики Саха (Якутия) МО «Ленский район». Просил суд взыскать с Казны РС(Я) в лице Министерства финансов РС(Я) в пользу муниципального образования «Ленский район» РС(Я) субвенции в размере ******** рублей за пределами предоставляемых МО «Ленский район», обязать муниципальное образование «Ленский район» РС(Я) с момента предоставления субвенций предоставить отдельное жилое помещение, площадью не менее 32 квадратных метров.

В судебном заседании прокурор уточнил исковые требовании в части суммы субвенции, просил суд взыскать с Казны РС(Я) в лице Министерства финансов РС(Я) в пользу Администрации МО «Ленский район» субвенции исходя из размера жилой площади 34 170 руб. за 1 кв.м.

Представитель Министерства финансов РС(Я) в судебное заседание не явился, в письменном возражении на исковое заявление просил суд отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что обязанность по обеспечению вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на основании действующего законодательства возложена на органы местного самоуправления.

Судом вынесено вышеуказанное решение.

Не согласившись с решением суда, представитель ответчика обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований о взыскании с казны Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) ввиду нарушения норм материального права, поскольку обязанность по обеспечению вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления; Министерство финансов Республики Саха (Якутия) не несёт непосредственно обязательств перед конкретными субъектами по обеспечению жильём, и, соответственно, не может являться ответчиком по факту длительного не предоставления жилого помещения; причины не предоставления жилого помещения указанным категориям лиц связаны с бюджетными правоотношениями, участниками которых указанные лица не являются и взыскание с государственного органа субвенции на приобретение конкретному лицу жилья затрагивает бюджетные правоотношения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене с вынесением нового решения по следующим основаниям.

Судом правильно установлено, что Е. имеет право на предоставление ей жилого помещения в силу ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поскольку относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учёте, как нуждающаяся в обеспечении жилым помещением, не имеет закреплённого за ней жилого помещения.

Вместе с тем, суд, удовлетворяя исковые требования прокурора, взыскивая с казны Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) в пользу муниципального района «Ленский район» субвенцию на приобретение жилого помещения Е., исходил из того, что имуществом, предназначенным для восполнения нарушенных прав по исковым требованиям являются средства соответствующего бюджета, составляющие казну Республики Саха (Якутия).

Между тем, с таким выводом суда согласиться нельзя.

В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети указанных категорий, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно п. 6 ст. 1 Закона Республики Саха (Якутия) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственные полномочия по обеспечению детей указанных категорий жилыми помещениями переданы органам местного самоуправления.

В соответствии с ч. 5 ст. 6 Закона Республики Саха (Якутия) «О порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» дети указанных категорий в момент наступления права на жилую площадь обеспечиваются жилыми помещениями государственного жилищного фонда Республики Саха (Якутия), предоставляемыми органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия), или жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, предоставляемыми органами местного самоуправления в случае наделения их отдельными государственными полномочиями по договорам социального найма.

В силу ч. 5 ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Таким образом, обязанность по обеспечению вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, в данном случае на муниципальный район «Ленский район».

Согласно Правилам предоставления субсидий из федерального бюджета в целях софинансирования расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года № 1203, субсидии предоставляются из средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, утверждённых в установленном порядке на соответствующий финансовый год.

В соответствии с Положением «О порядке предоставления субвенций органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа», утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 августа 2010 года № 397, субвенции предоставляются органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Перечень участников бюджетного процесса приведён в ст. 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Физические лица в этом перечне не указаны, в связи с чем дети-сироты не являются участниками бюджетного процесса.

В соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, составление, утверждение и ведение бюджетной росписи, распределение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств отнесены к полномочиям Главного бюджетного распорядителя, именно Главный бюджетный распорядитель обладает бюджетными полномочиями по внесению предложений по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств и внесению предложений по формированию и изменению сводной бюджетной росписи.

В связи с этим, размеры межбюджетных трансфертов не могут быть изменены по требованию физического лица, не являющегося участником бюджетного процесса, поскольку действующее законодательство Российской Федерации не наделяет физические лица какими-либо бюджетными полномочиями.

При таких обстоятельствах суд неправильно применил норму материального права, а потому решение суда не может быть признано законным, обоснованным и оно подлежит отмене.

В связи с тем, что суд правильно установил обстоятельства дела, но неправильно применил норму материального права, судебная коллегия находит возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Ленского района о взыскании с казны Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) субвенции на приобретение жилья Е. в пользу муниципального района «Ленский район» и вынести новое решение о возложении обязанности на муниципальный район «Ленский район» предоставить Е. в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ст. 6 Закона Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2005 года 225-З N 457-III "О порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Республике Саха (Якутия)" жилое помещение, общей площадью от 24 до 38 кв.м., отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и степени благоустройства, определенной органом местного самоуправления.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

Определила:

Решение Ленского районного суда от 30 ноября 2011 года по данному делу отменить, принять новое решение.

В удовлетворении исковых требований прокурора Ленского района Республики Саха (Якутия) интересах Е. к Казне Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия), Администрации Муниципального образования «Ленский район» о взыскании с Казны Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов Республики Саха (Якутия) суммы субвенции на приобретение жилого помещения и перечислении ее на расчетный счет муниципального образования «Ленский район» в течение трех месяцев, обязывании муниципального образования «Ленский район» с момента получения субвенции, предоставить отдельное жилое помещение Е., площадью не менее 32 кв.м., отказать.

Обязать муниципальный район «Ленский район» предоставить Е. жилое помещение, общей площадью от 24 до 38 кв.м., отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и степени благоустройства, определенной органом местного самоуправления.

Председательствующий: Румянцева Т.Г.

Судьи: Осипова А.А.

Сыренова С.Н.

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка