СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 24 июня 2011 года Дело N 33-1820/2011

«24» июня 2011 года г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам

Верховного суда Республики Карелия

в составе председательствующего судьи Сильченко Р.П.

судей Роговой И.В., Переплесниной Е.М.

при секретаре Золотовской Л.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ответчика на решение Беломорского районного суда Республики Карелия от 13 мая 2011 года по делу по иску Симарева Н.Н. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Карелия о признании права на выкуп земельных участков и обязании принять решение о предоставлении земельных участков в собственность.

Заслушав доклад судьи Роговой И.В., объяснения представителя истца Брынских Ю.Г., возражавшей относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Симарев Н.Н. обратился в суд к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Карелия (далее - ТУ Росимущества в РК) с иском о признании права на выкуп земельных участков и принятии решения о предоставлении земельных участков в собственность по тем основаниям, что ... года по договору купли-продажи военного имущества на аукционе им приобретены объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: Республика ..., г...., улица ... дом ..., ... №...: здание ... (инв. №...), здание ... (инв. №...), здание ... ... (инв. №...). Здание ... расположено на земельном участке площадью ... кв.м. (кадастровый номер ...), здание ... и ... ... расположены на земельном участке площадью ... кв.м. (кадастровый номер ...), находящихся в федеральной собственности. Планом продаж высвобождаемого военного имущества была предусмотрена передача покупателю земельных участков площадью ... кв.м. и обязанность последнего по самостоятельному оформлению земельно-правовых отношений на основании договора купли-продажи и плана продаж. После исполнения предусмотренных договором купли-продажи обязательств истец неоднократно обращался к ответчику по вопросу передачи в  собственность спорных земельных участков с предоставлением необходимых документов, однако все его обращения были безрезультатными. Истец считает, что в нарушение требований действующего законодательства ТУ Росимущества в РК не привело в соответствие документы о собственности на участки, раздел которых был произведен еще в ... г., утверждая план продаж высвобождаемого военного имущества и проводя торги, предложило к передаче покупателю зданий фактически несуществующий участок. По этой причине истец был вынужден за свой счет произвести межевание земельных участков, в результате чего произошло уточнение их площадей и было установлено, что здания, принадлежащие истцу, расположены на двух из трех образованных земельных участках, которые и были впоследствии им заявлены к выкупу. Документы на земельный участок № ... площадью ... кв.м были безвозмездно переданы ТУ Росимущества в РК. В связи с изложенными в исковом заявлении обстоятельствами, истец просил признать за ним право на выкуп земельных участков, расположенных на улице ... в г...., площадью ... кв.м. (согласно кадастровому паспорту ... кв.м.)  и ... кв.м. (согласно кадастровому паспорту ... кв.м.), обязать ТУ Росимущества в РК принять решение о представлении в  собственность истца указанных участков и в срок не более одного месяца подготовить, подписать и направить истцу договор купли-продажи земельных участков с приложением документов, необходимых для государственной регистрации права собственности на участки.

В судебном заседании представитель истца Брынских Ю.Г., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования.

Ответчик представителя в судебное заседание не направил, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, согласно представленному отзыву на иск требования истца не признает. В обоснование возражений по иску указывает, что, поскольку рассмотрение заявления Симарева Н.Н. по вопросу передачи в его собственность спорных земельных участков выходит за пределы компетенции ТУ Росимущества в РК, эти документы были направлены для рассмотрения и принятия решения в Росимущество. Испрашиваемые земельные участки сформированы путем кадастрового учета в границах земельного участка с кадастровым номером ... в отношении которого осуществлена государственная регистрация права федеральной собственности. Поскольку осуществление кадастрового учета спорных участков было произведено после введения в Земельный кодекс РФ главы 1.1, образование земельных участков такой учет не повлек.

Третье лицо - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте рассмотрения дела было извещено.

Суд постановил решение об удовлетворении иска. Признал за истцом право на выкуп земельных участков, расположенных по адресу: Республика ..., г...., улица ..., с кадастровым номером ... площадью ... квадратных метров и с кадастровым номером ..., площадью ... квадратных метров. На ответчика также возложены обязательства по принятию решения о предоставлении в собственность истца указанных земельных участков и в срок не более одного месяца подготовить, подписать и направить стороне истца договор купли-продажи земельных участков с приложением всех документов, необходимых для государственной регистрации прав на это имущество. С Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Карелия в пользу Симарева Н.Н. взысканы судебные расходы в размере ... рублей.

С таким решением не согласен ответчик, в кассационной жалобе руководитель учреждения просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование кассационной жалобы указывает, что при разрешении данного спора судом неверно определены пределы полномочия ответчика и в решении не указано наименование акта, согласно которому ТУ Росимущества в РК вправе принимать решения о предоставлении в собственность истца спорных земельных участков. Судом не учтено, что в силу п.п.1, 2 ст.11.4 Земельного кодекса РФ и ст.22.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» право собственности на земельный участок, образуемый в результате раздела, возникает в момент одновременной государственной регистрации прав на все образуемые в результате раздела земельные участки. Спорные земельные участки сформированы путем кадастрового учета в границах земельного участка с кадастровым номером ..., в отношении которого была осуществлена государственная регистрация права федеральной собственности. Поскольку осуществление кадастрового учета спорных объектов произведено после введения в Земельный кодекс РФ главы 1.1, образование земельных участков такой учет не повлек.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст.29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

В силу требований п.п.1, 5, 6 ст.36 Земельного кодекса РФ исключительное право на приватизацию земельных участков, находящихся в государственной собственности, имеют граждане - собственники зданий, расположенных на данных земельных участках. Для приобретения прав на земельный участок граждане обращаются в исполнительный орган государственной власти с заявлением о приобретении права на земельный участок с приложением кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению, утвержден приказом Министерства экономического развития РФ  №370 от 30.10.2007г. В месячный срок со дня поступления заявления исполнительный орган государственной власти принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок со дня принятия такого решения, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Постановлением Правительства РФ №432 от 05.06.2008г. утверждено Положение «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом». Исходя из п.4 этого Положения, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Согласно п.п.4.1, 4.6 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РК, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом №63 от 05.03.2009г., управление осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе по его приватизации (отчуждению). Управление заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального имущества, а также обеспечивает передачу прав на это имущество.

Как следует из сообщения ФГУ ... от ... г., согласно свидетельству на право собственности на землю №... от .... и распоряжению №... от .... войсковой части ... в г.... по улице ... в постоянное пользование был предоставлен земельный участок общей ориентировочной площадью ... кв.м. Работы по межеванию этого объекта не производились. В результате инвентаризации г...., проводимой в период ...., упомянутый выше земельный участок был учтен в ЕГРЗ как единое землепользование с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м., состоящий из трех обособленных земельных участков с кадастровыми номерами ... площадью ... кв.м., ... площадью ... кв.м. и ... площадью ... кв.м. По свидетельству о государственной регистрации права от ... г. земельный участок с кадастровым номером ... является собственностью Российской Федерации.

Сведения об образовании участков с кадастровыми номерами ... и ... и их площадях ... ... внесены в Государственный кадастр недвижимости ... года и ... года соответственно.

Планом продажи имущества от ... года утвержден перечень объектов недвижимости, предназначенных к продаже с торгов. В состав указанных объектов недвижимости входили здание ..., здание ... и здание ..., расположенные в г.... на территории военного городка №... по адресу ...

Исходя из раздела IV Плана земельный участок под реализуемый военный городок должен был быть передан победителю торгов. В этих целях покупатель должен был в месячный срок со дня государственной регистрации своего права на приобретенное недвижимое имущество оформить земельно-правовые отношения в ТУ Росимущества по РК.

В соответствии со схемой согласованного земельного отвода от ... года и свидетельством о регистрации права, здания ..., ... ... расположены на земельном участке №... площадью ... кв.м.

... года между Специализированным государственным учреждением при Правительстве ... «...» и истцом был заключен договор купли-продажи высвобождаемого недвижимого военного имущества на аукционе №...

На основании договора купли-продажи истцом приобретены указанные выше здания .... В ст.... договора предусмотрена обязанность покупателя оформить земельно-правовые отношения в сроки и на условиях, соответствующих разделу ... указанного выше Плана.

... года и ... года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним было зарегистрировано право собственности Симарева Н.Н. на приобретенные им объекты недвижимого имущества.

Судом также установлено, что во исполнение условий договора купли-продажи ... года истец обратился к ответчику с заявлением о подготовке документов, необходимых для оформления его права собственности на земельный участок под приобретенными зданиями.

Письмом от ... года истцу предложено дополнительно представить кадастровый паспорт земельного участка и отказ прежнего землепользователя в лице ... ... района от принадлежащего ему права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, согласованный с вышестоящей организацией.

... года Симарев Н.Н. вновь обратился к ответчику с заявлением о подготовке проекта договора купли-продажи земельного участка №...

Письмом от ... года истцу предложено представить кадастровый паспорт земельного участка; копию документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в собственность; отказ ... от права постоянного пользования земельным участком.

В обращении истца от ... года по вопросу подготовки ответчиком проекта договора купли-продажи земельного участка было указано на то, что план продажи и распоряжение о реализации высвобождаемого недвижимого имущества находятся в архиве у ответчика. Перечнем документов, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007г. №370, не предусмотрена обязанностьпредоставления отказа КЭЧ. Земельный участок находится в собственности РФ, вЕГРП отсутствуют сведения о наличии иных прав на участок и о наличиикакого-либо обременения.

В ответе ответчика от ... года значится, что, поскольку принятие решения о продаже спорных земельных участков требует согласование Росимущества,все представленные документы были направлены в указанный орган.

По результатам рассмотрения Росимуществом документов ... года ответчику было направлено письмо с предложением предоставления дополнительных документов в виде копии документа, удостоверяющего личность заявителя; раздел ... кадастрового плана земельного участка; распоряжения Территориального управления Росимущества в РК; документов, подтверждающих прекращение права постоянного пользования на земельный участок. Также указано на несоответствие адресов земельного участка, содержащихся в свидетельствах о праве собственности и кадастровых планах, с предложением приведения в соответствие указанных документов.

Направив ... года в адрес ответчика копию документа, удостоверяющего личность, требуемый кадастровый план и ответ начальника ФГУ «... ...», истец в своем письме указал, что несоответствие в адресах земельных участков находится вне его компетенции.

... года ответчиком в адрес истца было направлено письмо о том, что, поскольку суммарная площадь земельного участка №... в представленномразделе ... к кадастровому паспорту не соответствует площади, указанной в разделе ... для устранения возникших несоответствий следует обратиться в Территориальныймежрайонный отдел №... района.

После проведенного в ... года по инициативе истца согласования (межевания) границ земельных участков, ... года он вновь обратился к ответчику с заявлениями о решении вопроса по передаче в его собственность земельных участков №№... и ..., и представил требуемые в этих целях документы.

В письме от ... года ответчиком указано, что на испрашиваемые истцом земельные участки право собственности Российской Федерации не зарегистрировано, предложено представить заявления об образовании земельных участков №... Кроме того, в письме значится, что в представленных справках ГУП РК РГЦ «...» о наличии объектов недвижимости на земельных участках отсутствует запись об отсутствии зданий, строений, сооружений, принадлежащих третьим лицам, после предоставления испрашиваемых документов они будут направлены для рассмотрения в Росимущество.

Подвергнув анализу приведенное законодательство и установленные по данному делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильным выводам о том, что являясь собственником приобретенных на основании договора купли-продажи зданий по адресу: г...., истец имеет право на передачу ему в собственность земельных участков, расположенных под этими объектами недвижимости. До совершения сделки купли-продажи именно государственные органы, в том числе ответчик, который действует от имени продавца, не привели в соответствие содержание документов в отношении земельного участка и фактические сведения кадастрового учета, а также не произвели регистрацию права собственности Российской Федерации на образовавшиеся участки.

Поскольку после выявления при проверке документов названных несоответствий ответчик понуждал истца к установлению причин и устранению этих несоответствий, в возникновении которых вины Симарева Н.Н. как покупателя недвижимого имущества не имеется, суд на законных основаниях признал за истцом право на выкуп спорных земельных участков.

Установив при разрешении спора, что в результате действий ответчика нарушены требования упомянутых законодательных актов и созданы препятствия к реализации истцом как покупателем недвижимого имущества права на приобретение в собственность земельных участков, суд на законных основаниях принял решение об удовлетворении предъявленных требований.

Доводы кассационной жалобы относительно отсутствия у ответчика полномочий по принятию требуемых истцом решений не могут быть приняты во внимание, так как в данном случае суд верно установил, что после исполнения обусловленных договором купли-продажи недвижимого имущества обязательств истец обратился в компетентный государственный орган для оформления своих прав на земельный участок.

Иные доводы кассационной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку при разрешении спора суд правильно установил все юридически значимые обстоятельства и в соответствии со ст.67 Гражданского процессуального кодекса РФ дал надлежащую оценку собранным по делу доказательствам, которую судебная коллегия находит правильной.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, основанным на правильном применении и толковании норм материального права, оснований к отмене решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Беломорского районного суда Республики Карелия от 13 мая 2011 года по настоящему делу оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика - без удовлетворения.

Председательствующий:  

Судьи:  

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка