СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 27 мая 2011 года Дело N 33-1501/2011

27 мая 2011 года г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия

в составе: председательствующего Рочевой Е.С.

судей Стракатовой З.Е. и Колбасовой Н.А.

при секретаре Зариповой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Глебовой Н.А. на решение Муезерского районного суда Республики Карелия от 04 апреля 2011 года по делу заявлению Глебовой Н.А. об оспаривании решения органа государственной власти.

Заслушав доклад судьи Стракатовой З.Е., объяснения представителя Глебовой Н.А. - Свиньиной Ю.В., действующей на основании доверенности, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Глебова Н.А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения органа государственной власти по тем основаниям, что ... г. от Министерства строительства РК поступило решение №..., согласно которому заявитель не соответствует требованиям, предъявляемым к гражданам - участникам подпрограммы по категории «Граждане, уволенные с военной службы и приравненные к ним лица». Она не согласна с этим решением. Ссылаясь на положения Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153, она указала, что, являясь вдовой прапорщика Г.., ранее служившего по контракту в войсковой части №..., (...), выслуга лет которого составляет более 10 лет в календарном исчислении, и ее дети - Глебова В.Ю., ... года рождения, Глебова Л.Ю., ... года рождения, Глебов А.Ю., ... года рождения, являются членами семьи гражданина, проходившего военную службу по контракту. С 14.05.1984 года заявитель и члены ее семьи состоят в очереди на улучшение жилищных условий, что подтверждается справкой № ... от ... г., в связи с чем она и члены ее семьи являются лицами, вставшими в орган местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года. Изложенное свидетельствует о том, что сведения о заявителе соответствуют требованиям, предъявляемым к гражданам, указанным в п. «г» ст. 5 Правил. Ссылаясь на п. «б» ст. 19 Правил, указала, что 06.09.2010 г. ею в адрес Главы администрации Муезерского городского поселения было направлено заявление (рапорт) «О включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» с приложениями, которые 27.09.2010 года были приняты, претензий к качеству собранных документов, их перечню и количеству не имелось, после чего документы были переданы в Министерство строительства РК, что свидетельствует о том, что все необходимые документы были поданы своевременно и в соответствующий орган, сведения, содержащиеся в представленных документах, достоверны. На основании изложенного, просила удовлетворить ее заявление от 22.03.2011 года, отменить решение Министерства строительства по РК от ... года №... и обязать Министерство строительства РК устранить в полном объеме допущенное нарушение ее прав и свобод и не препятствовать, а содействовать ее участию в указанной выше подпрограмме.

В судебном заседании Глебова Н.А. и ее представитель Свиньина Ю.В., действующая на основании ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, поддержали заявленные требования в полном объеме, пояснили, что официального отказа не было, однако оспариваемое решение препятствует заявителю в участии в Программе и реализации ее права на обеспечение жильем. Полагали, что орган местного самоуправления является органом исполнительной власти и в соответствии с Программой также может принимать соответствующее решение в рамках данной Программы. Считали, что Министерством строительства РК не представлены доказательства, подтверждающие полномочия по реализации Программы, кроме того, им был нарушен установленный 30-дневный срок рассмотрения заявления Глебовой Н.А. Просили учесть, что при принятии оспариваемого решения за основу было взято последнее увольнение Г. в запас «по статье» и при этом не было учтено, что ... года в связи с проведением организационно-штатных мероприятий он был уволен из ВЧ ... и принят по переводу в ВЧ ..., при этом выслуга на тот момент была больше 10 лет. Законодательно не установлено, после какого увольнения гражданин имеет право на участие в подпрограмме.

Представитель Министерства строительства РК в судебное заседание не явился. Министерство извещено о времени рассмотрения дела. Согласно представленному письменному отзыву заинтересованное лицо считает, что в связи с увольнением супруга заявителя с военной службы в запас на основании п.п. «д» п.2 ст. 51 ФЗ от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ, исключается возможность участия Глебовой Н.А. в программе в соответствии с п. п.«г.» п. 5 Правил.

Представитель Администрации Муезерского городского поселения не явился в судебное заседание. Администрация извещена о времени рассмотрения дела. В представленном отзыве она указала, что поддерживает заявленные требования, просит их удовлетворить.

Представители Войсковой части 2143, Пограничного Управления по РК, а также Глебова В.Ю., Глебова Л.Ю. и Глебов А.Ю., извещенные о времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Решением Муезерского районного суда РК от 04 апреля 2011 года в удовлетворении заявления Глебовой Н.А. об оспаривании решения органа государственной власти отказано.

С решением суда не согласна Глебова Н.А.

В кассационной жалобе она просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение. Указывает, что сообщение, поступившее ... г. в адрес Главы Муезерского городского поселения от Министерства строительства РК, не является официальным отказом. Полагает, что не был соблюден уведомительный порядок гражданина о принятом решении, пропущены установленные сроки для рассмотрения соответствующего обращения. Ссылается, что в заявлении от 22.03.2011 г. она правильно указала, что оспариваемое решение создает препятствие для участие в подпрограмме, однако данное сообщение по своей природе и характеру не содержит властное волеизъявление и не порождает для неё правовых последствий в виде отказа во включении в состав участников подпрограммы, а носит только уведомительный характер для органа местного самоуправления, что свидетельствует о нарушении судом норм материального права при вынесении решения. Полагает, что выводы суда, изложенные в решении, основаны на недоказанных обстоятельствах, имеющих значение для дела, поскольку от Министерства строительства РК не были представлены в суд надлежащим образом заверенные документы, свидетельствующие о полномочиях Министерства строительства РК по рассмотрению обращений граждан в порядке Правил и оформлении отказов в признании граждан участниками подпрограммы. Кроме того, просит учесть, что в период прохождения службы ее супруга в войсковой части №... в данном учреждении произошли организационно-штатные мероприятия - расформирование воинской части, в связи с чем, Г.., ... года был уволен из войсковой части №... в порядке перевода в войсковую часть №..., имея на эту дату выслугу лет 10 лет 11 месяцев 30 дней, а кроме того, у него в ... году имелось первоочередное право на получение жилья. Доказательств, опровергающих её доводы, заинтересованным лицом не было представлено. Также полагает, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.

В соответствии с п.1 ст. 15 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. № 675, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы установлен Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года №153 (далее - Правила).

Согласно подпункта «г» п. 5 Правил право на участие в подпрограмме имеют члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляла 10 лет и более. При этом вдовы (вдовцы) указанных граждан имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, до повторного вступления в брак.

В силу подпункта «в» п. 18 Правил выдачу сертификатов осуществляют гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах «г», «е» - «з» пункта 5 настоящих Правил, - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (имеющих право на получение социальной выплаты).

В соответствии с Постановлением Правительства Республики Карелия от 25.09.2006 № 129-П «О реализации на территории Республики Карелия подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, в Республике Карелия является Министерство строительства РК.

Вышеуказанным Постановлением Правительства РК был утвержден Порядок оформления и выдачи сертификатов в Республике Карелия в соответствии с подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

В силу п. 21 Правил органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы.

Основания для отказа в признании гражданина участником подпрограммы установлены п. 22 Правил, согласно подпункта «а» которого основанием для отказа является несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Глебова Н.А. является вдовой (...) Г.., ... года рождения, проходившего военную службу по контракту, умершего ... года после увольнения в запас.

Семья Глебовой Н.А. с 14.05.1984 года состоит в очереди на улучшение жилищных условий в администрации Муезерского городского поселения (л..д. 27).

Согласно архивной справке Центрального пограничного архива ФСБ России от ... г. № ... (...) Г.., ... года рождения, с ... года уволен в запас ВС РФ по ст. 51 п.2 п.п. «д», приказ войсковой части ... № ... от ... года. Сведений об увольнении в запас ВС РФ ранее ... года в данной справке не имеется. (л..д. 20)

Из архивной выписки из приказа командира войсковой части ... от ... г. №... следует, что Г.., (...), уволенный в запас ВС РФ по ст. 51 п.2 п.п. «д» (в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно) Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», с ... г., исключен из списков части и всех видов довольствия. Согласно указанной выписке, выслуга лет на пенсию на ... г. составляет 24 л. 11 м. 19 д. (л..д. 25).

В соответствии с Законом РФ от 13.02.1993 г. Г. была назначена пенсия за выслугу лет с ... г. в сумме ... руб. (л..д.26).

06.09.2010 г. Глебова Н.А. обратилась в орган местного самоуправления с заявлением (рапортом) о включении ее в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», приложив пакет документов, состоящий из справки о службе (копия) Центрального архива пограничных войск ... №...; выписки из приказа (копия) п. Калевала ... г. №...; справки об очередности на улучшение жилищных условий от 14.04.2008 г.; справки о составе семьи (копия) от 20.08.2010 г. № 500. Указанные документы 27.09.2010 года Администрацией Муезерского городского поселения были направлены в Министерство строительства РК, о чем было сообщено Глебовой Н.А. (л.д. 64).

Как усматривается из письма Министерства строительства РК от ... г. №... на №764 от 27.09.2010 года, адресованному главе Муезерского городского поселения, по результатам рассмотрения пакета документов Глебовой Н.А. было установлено, что представлен неполный перечень документов, а именно отсутствуют выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета, кроме того, Глебова Н.А. признана несоответствующей требованиям, предъявляемым к гражданам-участникам подпрограммы по категории «Граждане, уволенные с военной службы и приравненные к ним лица» по тем основаниям, что Г. уволен в запас по ст. 51 п.2 п.п. «д» (в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно) Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», что не соответствует п.п. «г» п. 5 Правил.

При таких обстоятельствах, подвергнув анализу законодательство, подлежащее применению, оценив все представленные доказательства в их совокупности, тщательно исследовав все материалы дела, суд пришел к правомерному выводу о законности решения Министерства строительства РК от ... года №... о несоответствии Глебовой Н.А. требованиям, указанным в подпункте «г» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, оснований не согласиться с которым судебная коллегия не усматривает.

Доводы кассационной жалобы, касающиеся неправильного применения судом норм материального права в части определения правовой природы оспариваемого решения Министерства строительства РК, судебная коллегия не может признать обоснованными, учитывая то, что в соответствии с региональным законодательством именно Министерство строительства РК в Республике Карелия является органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию подпрограммы, о включении в состав участников которой заявляла Глебова Н.А.

Ссылку в кассационной жалобе на соответствие заявителя требованиям п.п. «г» п.5 Правил в связи с тем, что ... года ее супруг был уволен из войсковой части № ... в порядке перевода в войсковую часть № ... в связи с организационно-штатными мероприятиями, а именно с расформированием воинской части; законодательно не закреплено, после какого увольнения гражданин имеет право на участие в подпрограмме, судебная коллегия оценивает как необоснованную с учетом того, что в п.п. «г» п.5 Правил не предусмотрено основания увольнения с военной службы, предусмотренного п.п. «д» п.2 ст. 51 ФЗ от 28.03.1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно), а факт увольнения Г. в запас ВС РФ до ... года в связи с организационно-штатными мероприятиями, не подтверждается имеющимися в деле доказательствами.

Иные доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены состоявшегося судебного решения по вышеизложенным основаниям.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что не имеется оснований, предусмотренных ст. 362 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены состоявшегося судебного решения.

Решение суда постановлено в соответствии с требованиями законодательства, оно соответствует доказательствам, имеющимся в деле, требованиям ст.ст. 56, 198 ГПК РФ, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 361, 366, 367 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Муезерского районного суда Республики Карелия от 04 апреля 2011 года по настоящему делу оставить без изменения, кассационную жалобу Глебовой Н.А. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Деперсонификацию выполнил помощник судьи

____________________ (Сосновская О.Э.), _____ _________________ 2011г.

«Согласовано» судья Верховного суда РК

____________________ (Стракатова З.Е.), _____ _________________ 2011г.

«Разместить на сайте» председательствующий состава

____________________ (Рочева Е.С.), ______ _________________ 2011 г.

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка