СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 14 января 2011 года Дело N 33-31/2011

14 января 2011 года г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам

Верховного Суда Республики Карелия

в составе председательствующего Сильченко Р.П.

и судей Королевой С.В., Савина А.И.

при секретаре Варламовой В.Л.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе истца на решение Олонецкого районного суда Республики Карелия от 09 ноября 2010 года по иску Титова А.М. к Администрации ... национального муниципального района о возложении обязанности ежемесячно выплачивать назначенную доплату к трудовой пенсии.

Заслушав доклад председательствующего, объяснения истца, поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения представителя ответчика Шишкиной Н.В., возражавшей против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Истец обратился в суд с иском по следующим основаниям. При выходе на пенсию с должности ... ему муниципальным правовым актом была установлена ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости. Поскольку администрация района не выплачивает назначенную доплату, истец просил возложить на ответчика обязанность указанную доплату к пенсии выплачивать.

В дальнейшем истец уточнил заявленные исковые требования. Просил возложить на ответчика обязанность в соответствии с принятыми изменениями Закона Республики Карелия от 12 июля 2010 года № 1410-ЗРК «О внесении изменений в статью 4 Закона Республики Карелия «О некоторых гарантиях обеспечения деятельности лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия», выплачивать ему ежемесячно доплату к пенсии в размере ... руб. ... коп., начиная с 01 сентября 2010 года.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал. Указал, что он имеет право на надбавку к пенсии, которая в добровольном порядке ответчиком не выплачивается. Он вынужден постоянно обращаться с исками о взыскании надбавки.

Представитель Администрации ... национального муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.

Решением суда в удовлетворении заявленных требований отказано.

С таким решением не согласен истец. В кассационной жалобе просит его отменить и принять новое решение. Указывает, что решением суда признано, что он имеет право на получение доплаты к трудовой пенсии и в случае невыплаты ответчиком имеет право обращаться в судебные органы с иском о взыскании задолженности доплаты к пенсии. Однако в связи с тем, что он на протяжении 4-х лет вынужден ежемесячно судиться с администрацией, чтобы получить доплату, поэтому и просил суд обязать администрацию выполнять Закон. Также указывает, что согласно внесенным изменениям в статью 4 Закона Республики Карелия от 12.11.2007г. №1128-3 РК в расчёт доплаты к трудовой пенсии внесены изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Судом установлено, что Титов A.M. с 2005 года находится на пенсии по старости. Решением комиссии по вопросам муниципальной службы от 02.09.2005 г. Титову A.M. была установлена с 18.08.2005 г. доплата к трудовой пенсии в размере ... руб. ... коп. Данная надбавка установлена за стаж муниципальной службы на выборной должности в ... районе на основании ст. 13 Закона Республики Карелия от 03 января 2001 года № 456-ЗРК «О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Карелия».

Также судом установлено, что Закон Республики Карелия от 03 января 2001года № 456-ЗРК «О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Карелия», на основании которого Титову A.M. назначена надбавка к пенсии, являлся законом прямого действия, поэтому истцу выплачивалась доплата к пенсии из бюджета муниципального образования. В администрации действовала комиссия по вопросам муниципальной службы, которая на своих заседаниях рассматривала вопросы назначения доплат и исчисляла ее размер. На основании решения Комиссии Глава местного самоуправления издавал распоряжения о выплате доплаты.

В соответствии со ст. 6 Закона Республики Карелия от 12.11.2007 г. № 1128-ЗРК «О некоторых гарантиях обеспечения деятельности лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в РК» Закон Республики Карелия от 03.01.2001г. № 456-ЗРК признан утратившим силу, после чего ответчик в добровольном порядке перестал выплачивать установленную доплату к пенсии и истец периодически взыскивает указанную доплату путем обращения с исками в судебные органы, что сторонами не оспаривается.

Согласно ч. 6 ст. 13 Закона от 03.01.2001 г. № 456 ЗРК доплата к пенсии устанавливалась на срок назначения трудовой пенсии, к которой она производится.

Из смысла статьи 13 Закона Республики Карелия «О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Карелия» следовало, что установление ежемесячной доплаты к трудовой пенсии являлось обязанностью органов местного самоуправления. Указанная доплата представляла собой часть пенсионного обеспечения выборного должностного лица.

Выборные должностные лица, вышедшие на пенсию в период действия указанного Закона Республики Карелия, имели право на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, по инвалидности.

Таким образом, установив в вышеназванном Законе ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости, по инвалидности, как часть пенсионного обеспечения выборного должностного лица местного самоуправления, назначение, перерасчет и выплата которой осуществлялась органами местного самоуправления, республиканский законодатель в соответствии с действующим на тот момент федеральным законодательством возложил на органы местного самоуправления определенное социальное обязательство.

Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», обеспечивающим единство правовых стандартов организации местного самоуправления в Российской Федерации, в отличие от ранее действовавшего Федерального закона от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ, возможность региональных органов власти определять статус выборных лиц местного самоуправления, включающий и социальные гарантии их деятельности, была ограничена. Частью 1 статьи 6 этого Закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления отнесено правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации только в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом. В соответствии с частью 5.1 статьи 40 названного Закона гарантии осуществления полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В абзаце 1 статьи 4 Закона Республики Карелия «О некоторых гарантиях обеспечения деятельности лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия» закреплено, что лицам, замещавшим муниципальные должности, вышедшим на трудовую пенсию по старости (инвалидности), в установленном уставом муниципального образования порядке могут предусматриваться за счет средств местного бюджета дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности).

По сравнению с ранее действовавшим правовым регулированием ежемесячной доплаты к трудовой пенсии в утратившем силу Законе Республики Карелия «О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Карелия» в указанных правовых предписаниях республиканский законодатель в соответствии с действующим федеральным законодательством (часть 3 статьи 18, часть 5.1 статьи 40 Федерального Закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, пункт 2 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации) определил, что дополнительные гарантии за счет средств местного бюджета в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности) для лиц, замещавших муниципальные должности, в том числе выборные должности местного самоуправления, вышедших на пенсию, могут предусматриваться в установленном уставом муниципального образования порядке.

По своей правовой природе ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости (инвалидности) является одной из дополнительных форм гарантированной социальной защиты, предопределяемой статьей 25 Конституции Республики Карелия.

Согласно Постановления Конституционного суда Республики Карелия от 07 октября 2010г. по делу о проверке соответствия Конституции Республики Карелия положений абзаца 1 статьи 4 Закона Республики Карелия от 12 ноября 2007г. № 1128-ЗРК «О некоторых гарантиях обеспечения деятельности лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия» в связи с обращением гражданина Титова A.M., предоставление органам местного самоуправления права по установлению дополнительной гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии в отношении выборных должностных лиц местного самоуправления, вышедших на трудовую пенсию по старости (инвалидности), в соответствии с рассматриваемым Законом, не может служить основанием для отмены права на доплату к пенсии для той категории выборных должностных лиц местного самоуправления, которым оно было предоставлено в период действия Закона Республики Карелия от 3 января 2001 года N 456-ЗРК «О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Карелия».

Также, Конституционный суд Республики Карелия в Постановлении от 07 октября 2010г. указывает, что порядок установления ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности), предписанный абзацем 1 статьи 4 Закона Республики Карелия от 12.11.2007г. №1128-ЗРК в равной мере распространяется только на тех лиц, которые замещали муниципальные должности и вышли на трудовую пенсию по старости (инвалидности) после вступления его в силу. Положения названного закона не могут рассматриваться как нарушающие конституционный принцип равенства для лиц, которые вышли на пенсию в период действия Закона Республики Карелия от 3 января 2001 года N 456-ЗРК.

Установив указанные обстоятельства, проанализировав действующее законодательство, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требования истца о возложении на ответчика обязанности выплачивать надбавку к пенсии, исчисленную в соответствии с Законом Республики Карелия от 12 июля 2010г. № 1410- ЗРК, который внес изменения в статью 4 Закона Республики Карелия от 12.11.2007г. № 1128-ЗРК, (которая на данный момент по расчету истца составляет 18438,95 руб.), удовлетворению не подлежат, поскольку предписания ст. 4 Закона Республики Карелия от 12 ноября 2007 года №1128-3PK «О некоторых гарантиях обеспечения деятельности лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия» не затрагивают право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости, инвалидности тех выборных лиц местного самоуправления, кому это право было предоставлено в период действия Закона Республики Карелия от 3 января 2001 года № 456-ЗРК «О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Карелия», и не могут применяться при определении размера ранее установленной Титову A.M. доплаты к трудовой пенсии по старости.

Также суд первой инстанции законно и обоснованно указал, что Титов A.M. имеет право на получение доплаты к трудовой пенсии, которая назначена ему комиссией по вопросам муниципальной службы с 18 августа 2005г. в соответствии со ст. 13 Закона Республики Карелия «О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Карелия». Данное решение в настоящее время не отменено, доплата к пенсии в соответствии с указанным законом устанавливается на срок назначения трудовой пенсии, к которой она производится, следовательно, Администрацией ... национального муниципального района должны исполняться обязательства по выплате установленной доплаты к трудовой пенсии в размере, определяемом в соответствии с Законом Республики Карелия от 03.01.2001г. №456-ЗРК. В случае невыплаты ответчиком доплаты к пенсии Титов A.M. имеет право на обращение в судебные органы с иском о взыскании задолженности доплаты к пенсии.

Доводы жалобы о том, что на протяжении 4-х лет истец вынужден ежемесячно судиться с администрацией, чтобы получить доплату, не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о незаконности постановленного по делу решения.

Иные доводы кассационной жалобы аналогичны тем, которые являлись предметом исследования в суде первой инстанции, им дана должная оценка, которую судебная коллегия с учетом вышеизложенного находит правильной.

При таких обстоятельствах коллегия считает, что судом постановлено законное и обоснованное решение.

Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Олонецкого районного суда Республики Карелия от 09 ноября 2010 года по настоящему делу оставить без изменения, кассационную жалобу истца - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка