СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ СУДА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 03 сентября 2012 года Дело N 33-1980

3 сентября 2012 года г. Салехард

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

Председательствующего судьи Мосиявич С.И.

судей коллегии Зотиной Е.Г. и Акбашевой Л.Ю.

при секретаре Ганжуровой М.В.

с участием прокурора Чипурновой Т.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа на решение Лабытнангского городского суда от 2 июля 2012 года, которым постановлено:

Иск прокурора г. Лабытнанги в интересах Осипенковой Е.В. Департаменту по труду и социальной защите населения ЯНАО об обязывании приобрести технические средства реабилитации удовлетворить.

Обязать Департамент по труду и социальной защите населения ЯНАО приобрести Осипенковой Е.В. технические средства реабилитации: кресло-стул для мытья больных, умывальник передвижной, коврик противоскользящий, столик надкроватный, салфетки нескользящие для посуды.

Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Зотиной Е.Г., прокурора Чипурновой Т.Н., полагавшей решение суда законным и обоснованным, объяснения представителя ответчика Департамента социальной защиты населения ЯНАО Меньшиковой Т.С. по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор г. Лабытнанги, в интересах Осипенковой Е.В., обратился в суд с иском к Департаменту по труду и социальной защите населения ЯНАО, МУ «Управление социальной защиты населения Администрации г. Лабытнанги» о признании бездействия должностных лиц указанных учреждений незаконными в части реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида Осипенковой Е.В., выданной Федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы по ЯНАО. Просил обязать Департамент по труду и социальной защите населения ЯНАО устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод инвалида Осипенковой Е.В. и приобрести для неё технические средства реабилитации: кресло-стул для мытья больных, умывальник передвижной, коврик противоскользящий, столик надкроватный, салфетки нескользящие для посуды.

Определением судьи производство по делу в части признания бездействия должностных лиц МУ "Управление социальной защиты населения Администрации г. Лабытнанги", Департамента по труду и социальной защите населения ЯНАО по реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида, прекращено в связи с отказом прокурора от иска.

Осипенкова Е.В. в судебном заседании участия не принимала, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом.

В судебном заседании старший помощник прокурора г. Лабытнанги Петрова О.А. на требованиях заявленных к Департаменту по труду и социальной защите населения ЯНАО настаивала по основаниям, изложенным в иске.

Представитель Департамента по труду и социальной защите населения ЯНАО в суд не явился, извещен надлежащим образом. В возражениях на иск ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, полагал требования прокурора, не подлежащими удовлетворению ввиду того, что финансирование мероприятий по обеспечению инвалидов техническими средствами, не входящими в федеральный перечень средств, не является обязанностью субъекта РФ и осуществляется при наличии финансовой возможности.

Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.

С решением не согласна директор Департамента социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа Карпова Е.В. (постановление Губернатора ЯНАО от 12 мая 2012 года № 62-ПГ «О переименовании исполнительного органа государственной власти ЯНАО»).

В апелляционной жалобе просит постановленный судебный акт отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. Приводит доводы о том, что социальная защита инвалида, гарантированная федеральным законодательством, должна быть осуществлена в порядке очередности и пределах выделенных ассигнований.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как установлено судом и не оспаривается сторонами, Осипенкова Е.В. является инвалидом первой группы с детства. Индивидуальной программой реабилитации от 25 июня 2011 года Осипенковой Е.В. рекомендовано использование в качестве технических средств реабилитации: кресла-стула для мытья больных, умывальника передвижного, коврика противоскользящего, столика надкроватного, салфеток нескользящих для посуды (л.д.8).

3 октября 2011 года Осипенкова Е.В. обращалась в МУ «Управление по труду и социальной защите населения Администрации города Лабытнанги» с заявлением об обеспечении приведенными специальными устройствами, не входящим в федеральный базовый перечень технических средств реабилитации.

Между тем, до настоящего времени истец не обеспечена указанными средствами реабилитации.

Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Нормы Федерального закона "О социальной защите инвалидов", регламентирующие отношения в области создания условий в сфере реабилитации инвалидов, корреспондируют с положениями Конституции Российской Федерации, закрепляющими политику социального государства, обеспечивающую достойную жизнь человека, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Приведенный комплекс мероприятий определяется индивидуальной программой реабилитации, которая является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от оплаты в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ст. 11 Федерального закона № 181-ФЗ).

Порядок и мероприятия по обеспечению инвалидов техническими средствам реабилитации, не входящими в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа утверждены Постановлением Правительства автономного округа от 20 декабря 2010 года № 484-П «Об утверждении окружной долгосрочной реализации целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2011 - 2013 годы», Постановлением Правительства ЯНАО от 30 мая 2011 года № 325-П «О реализации мероприятий окружной долгосрочной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2011-2013 годы».

Исходя из положений названных порядка и мероприятий, а также полномочий органов государственной власти, Департамент социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа является исполнителем данной программы.

Следовательно, суд первой инстанции при отсутствии обстоятельств, объективно исключающих возможность реализации названных социальных гарантий, пришел к верному выводу о возложении на Департамент обязанности по созданию условий адаптации инвалида, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации, не исключающих в процессе исполнения возможность применения положений ст.203 ГПК РФ.

Таким образом, решение суда отвечает требованиям законности и обоснованности, по доводам апелляционной жалобы отмене или изменению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого атомного округа

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 2 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Копия верна: судья  
 суда ЯНАО Е.Г. Зотина

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка