ЧИТИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ

от 05 июля 2012 года Дело N 2-671/2012

Именем Российской Федерации

05 июля 2012 года

Читинский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судья Цоктоевой О.В.,

с участием прокурора Вальсова М.Г.,

при секретаре Ярославцевой К.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Читинского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Маккавеевское» об обязании оборудовать здание, конструкциями, обеспечивающими беспрепятственное, удобное и безопасное посещение его инвалидами,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд с указанным заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ. Просит обязать ответчика оборудовать здание, расположенного по адресу: №, конструкциями, обеспечивающими беспрепятственное, удобное и безопасное посещение его инвалидами.

В судебном заседании представитель прокурора исковые требования поддержал.

Представитель ответчика иск не признал, считает требования прокурора неясными, исполнить данное решение суда без заключения специалиста в области строительства, подтверждающего техническую возможность установления необходимых конструкций, невозможно, также сослался на отсутствие средств в бюджете сельского поселения на 2012 год на данные средства.

Представитель третьего лица Читинская местная общественная организация Забайкальской региональной организации Всероссийского общества инвалидов исковые требования прокурора поддержал, просил удовлетворить, письма об необходимости установления конструкций, обеспечивающих беспрепятственное, удобное и безопасное посещение его инвалидами, были отправлены главам администрации еще в 2009 году, считает, что в данном случае имеется техническая возможность осуществить мероприятия по соблюдению прав инвалидов.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности.

Согласно статье 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определенных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 года и 25 апреля 2005 года.

Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших целевых задач федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы", утвержденной постановлением Правительства РФ 29 декабря 2005 года N 832 и государственной программы РФ "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ 17 марта 2011 года N 175.

Статьей 2 ФЗ «О социальной защите прав инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24.11.95г. (далее Закон) определена социальная защита инвалидов, а именно - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер по социальной поддержке, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание ими равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В развитие требований Закона принят Свод правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 29.11 1999 года №73 (далее требования), согласно которому доступ инвалидов-колясочников к объектам социальной инфраструктуры обеспечивается путем оборудования входов, выходов зданий, строений, помещений расширенными проемами, специальными конструкциями, ограждениями, перилами, обеспечивающими беспрепятственное, удобное, безопасное передвижение и разворот инвалидных колясок. Кроме того, основными документами в системе названных нормативных документов являются: Строительные нормы и правила Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для мало-мобильных групп населения», принятых постановлением Госстрой РФ от 16.07.2001 №73 и введенных в действие с 1 сентября 2001 года (СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001). К СНиП 35-01-2001 разработаны следующие своды правил: СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для мало-мобильных групп населения. Общие положения»; СП 35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»; СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные мало-мобильным посетителям»; СП 35-104-2001 «Здания и помещения с местами труда для инвалидов». Санитарные нормы и правила 35-01-2001 "Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16.07.2001 N 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.

В силу ст. 15 вышеуказанного Закона Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак - проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха и другим учреждениям).

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Вопреки вышеуказанным требованиям СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001 вход в здание не имеет пандуса, не обеспечен беспрепятственный доступ в иные помещения административного здания, что установлено в ходе прокурорской проверки ( л.д.5- акт от 16.04.2012г).

Судом установлено, что вход в здания имеет высокое ступенчатое крыльцо, в настоящее время не отведено место для стоянки машин под управлением инвалидом, не имеются специальные конструкции, ограждения, перила, обеспечивающие беспрепятственное, удобное, безопасное передвижение и разворот инвалидных колясок и иных инвалидов.

Доводы представителя ответчика об отсутствии денежных средств в бюджете поселения суд признает несостоятельными, отсутствие денежных средств не является основанием для освобождения от исполнения обязанностей по выполнению требований законодательства РФ, данный довод ответчика не может быть принят во внимание в силу императивности норм о защите прав инвалидов.

Утверждение ответчика о невозможности исполнения решения суда в рамках заявленных требований без получения заключения специалиста в области строительства, подтверждающего наличия технической возможности установления необходимых конструкций, суд считает необоснованным, надуманным, направленным на затягивание рассмотрения по существу. Ответчик, имея технический паспорт на здание администрации, после составления акта в апреле 2012 года в ходе прокурорской проверки и получения иска в июне 2012г, не предпринял никаких мер по получению такого заключения, которое он мог представить в суд в период подготовки дела к слушанию. Ссылка представителя ответчика на то, что невозможно знать все законы, судом признается несостоятельной, поскольку органы местного самоуправления обязаны знать и соблюдать действующее законодательство, в том числе в области соблюдения прав инвалидов в РФ, не знание закона не является освобождением юридического лица от выполнения обязанностей по созданию системы гарантированных государством экономических, правовых мер и мер по социальной поддержке, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание ими равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, предусмотренных федеральным законодательством.

Нарушение требований закона со стороны ответчика существенно ущемляет права инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры, ограничивает возможность участия в жизни общества.

На основании вышеизложенного иск прокурора подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194- 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Читинского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Маккавеевское» об обязании оборудовать здание, конструкциями, обеспечивающими беспрепятственное, удобное и безопасное посещение его инвалидами удовлетворить.

Обязать администрацию СП «Маккавеевское» оборудовать здание, расположенного по адресу:  ... , конструкциями, обеспечивающими беспрепятственное, удобное и безопасное посещение его инвалидами.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Забайкальский краевой суд путем подачи жалобы через Читинский районный суд Забайкальского края.

Судья: ЦОКТОЕВА О.В.

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка