СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ СУДА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 27 сентября 2010 года Дело N 33-2928

27 сентября 2010 года город Салехард

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Агеева А.В.,

судей коллегии Мосиявич С.И. и Зотиной Е.Г.,

при секретаре Сушинской О.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационному представлению прокуратуры ЯНАО на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 августа 2010 года, которым постановлено:

заявление Управления Федеральной службы исполнения наказания России по ЯНАО удовлетворить в части.

Признать незаконным пункт 4 предписания прокуратуры ЯНАО об устранении нарушений закона от 20 мая 2010 года № 86/1-677-10 которым возложена обязанность решить вопрос о прекращении служебных контрактов и освобождения от занимаемых должностей Абрамовой И.В., Бычковой Е.Е., Ведерниковой О.И., Власовой И.Б., Волосевич И.В., Геник И.Я., Жидковой М.А., Жилиной В.Л., Зеленковой Д.В., Илюхина В.В., Лиджиева А.А., Перемитина А.А., Романченко В.М., Романченко А.В., Светова С.А., Смирных А.А., Степанищева В.Н., Ткаченко Г.Н., Швеца С.В., Шубадера А.В.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Заслушав доклад судьи ЯНАО Мосиявич С.И., пояснения прокуроров Губайдуллиной Г.А., Меняйлова В.С., представителя Управления Давлетбаева Р.Х., судебная коллегия

установила:

Управление Федеральной службы исполнения наказания России по ЯНАО обратилось в суд с заявлением об оспаривании представления Прокуратуры ЯНАО от 20 мая 2010 года № 86/1-677-10, которым указано на допущенные нарушения по назначению на должности старшего начальствующего состава сотрудников, не имеющих соответствующего образования.

В судебном заседании представитель заявителя просил заявление удовлетворить, указывал на ошибочность применения ст. 8 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, поскольку указанная норма применима при приеме работников на работу. Сотрудники, указанные в предписании, не являются вновь принятыми работниками, а перемещены на должности в порядке аттестации.

Прокуроры ЯНАО возражали против заявленных требований, полагали обжалуемое представление законным.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого изложена выше, с которым не согласна прокуратура ЯНАО. В кассационном представлении прокурор ЯНАО просит решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления, также указывает на внесение представления уполномоченному лицу в пределах полномочий органов прокуратуры. Прокуратура в обжалуемом представлении ставила вопрос о решении вопроса о прекращении контрактов, а не их фактическом прекращении.

Проверив материалы дела, выслушав участников судебного разбирательства, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Право на судебную защиту относится к числу важнейших среди основных прав и свобод, оно, в силу ст. 56 Конституции РФ, не подлежит ограничению даже в условиях чрезвычайного положения.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Как следует из материалов дела, 20 мая 2010 года и.о. прокурора округа О.Н. Поповым было внесено представление об устранении нарушений закона начальнику Управления Федеральной службы исполнения наказания России по ЯНАО (л.д.12-15).

Основанием к внесению представления явилась проведенная прокуратурой проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции в Управлении Федеральной службы исполнения наказания России по ЯНАО. В ходе проверки выявлено, что сотрудники Управления замещают должности при отсутствии у них необходимого образования.

В этой связи, представлением в пункте 4 требования установлено (наряду с иными требованиями, которые признаны судом законными и в этой части решение суда не обжалуется), решить вопрос о прекращении служебных контрактов и освобождении от занимаемых должностей Абрамовой И.В., Бычковой Е.Е., Ведерниковой О.И., Власовой И.Б., Волосевич И.В., Геник И.Я., Жидковой М.А., Жилиной В.Л., Зеленковой Д.В., Илюхина В.В., Лиджиева А.А., Перемитина А.А., Романченко В.М., Романченко А.В., Светова С.А., Смирных А.А., Степанищева В.Н., Ткаченко Г.Н., Швеца С.В., Шубадера А.В.

В силу ст.347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, в кассационной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Удовлетворяя заявление Управления в части отмены пункта 4 представления, судья обоснованно указал в решении на его незаконность.

Статьей 21 Федерального закона от 21 июля 1998 года N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы" предусмотрено распространить действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1, на сотрудников органов внутренних дел, переходящих на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, а также на лиц, вновь поступающих на службу в указанные учреждения и органы, впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции РФ.

Приказом Министерства юстиции РФ от 6 июня 2005 года N 76 утверждена Инструкция о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

В статье 57 указанного Положения обозначены основания для прекращения службы в органах внутренних дел, которыми являются:

а) увольнение из органов внутренних дел;

б) прекращение гражданства Российской Федерации;

в) признание сотрудника органов внутренних дел в установленном порядке безвестно отсутствующим;

г) смерть (гибель) сотрудника органов внутренних дел.

Такого основания как указание прокурора, названная норма не содержит.

Обязывая Управление как работодателя решить вопрос о прекращении служебных контрактов и освобождении от занимаемых должностей, прокуратура тем самым, фактически возложила обязанность на Управление по увольнению лиц, указанных в п. 4 представления.

Статья 58 Положения предусматривает расторжение служебного контракта по служебному несоответствию в аттестационном порядке. Иными словами недостаточная квалификация должна быть подтверждена результатами аттестации.

Следовательно, расторжение служебного контракта по служебному несоответствию, на которое указывает прокурор в своем представлении, возможно, но без проведения аттестации оно нарушит закон.

Прекращение служебных контрактов и освобождение от занимаемых должностей возможно и без увольнения работника, однако в этом случае необходимо согласие работника, которое является следствием его добровольного волеизъявления, а никак не указания, содержащегося в представлении прокурора.

Таким образом, коллегия полагает, что обстоятельства дела установлены правильно, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.

Доводы кассационного представления сводятся к переоценке выводов суда и основаны на несогласии с судебным постановлением.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 361, 364 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 августа 2010 года оставить без изменения, кассационное представление без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: /подписи/

Копия верна: судья суда ЯНАО С.И. Мосиявич

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка