• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ СУДА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 02 февраля 2012 года Дело N 33-346
 

город Салехард 2 февраля 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Агеева А.В.,

судей коллегии Атрошкиной В.Т. и Домрачева И.Г.,

при секретаре Минаковой В.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 августа 2011 года.

Заслушав докладчика, объяснения истца Смородинова Н.Г. и представителя ответчика ФГУ «Обь-Иртышводпуть» Коновальчука А.Н., возражавших против отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Смородинов Н.Г. обратился в суд с иском к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, Федеральному государственному учреждению «Обь-Иртышское государственное бассейновой управление водных путей и судоходства» об образовании комиссии по оценке пригодности жилых помещений для проживания.

Исковые требования мотивировал тем, что проживает по договору социального найма в ... , квартира непригодна для проживания ввиду несоответствия санитарным и техническим требованиям. Жилой дом находится в федеральной собственности, закреплён на праве оперативного управления за Федеральным государственным учреждением «Обь-Иртышское государственное бассейновой управление водных путей и судоходства» (ФГУ «Обь-Иртышводпуть), которое является наймодателем квартиры. Истец обращался в федеральные органы исполнительной власти и к наймодателю по поводу признания жилого помещения непригодным для проживания, однако получал отказ со ссылкой на отсутствие комиссии по признанию жилых помещений непригодными для проживания, а также неопределением органа исполнительной власти, полномочного на создание такой комиссии. Полагал, что тем самым нарушаются его права, как нанимателя жилого помещения по договору социально найма, просил обязать ответчиков создать межведомственную комиссию в порядке, установленном действующим законодательством.

Представитель ответчика ФГУ «Обь-Иртышводпуть» заявленные требования не признал, указывал на отсутствие у государственного учреждения полномочий на создание соответствующей комиссии.

Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области заявленные требования не признала, ссылалась на отсутствие уполномоченного органа исполнительной власти, полагала, что в полномочия Росимущества не входит создание комиссии по оценке жилищного фонда, закреплённого за иными органами исполнительной власти, указывала на возможность возложения этих обязанностей на Федеральное агентство морского и речного транспорта, в подчинении которого состоит ФГУ «Обь-Иртышводпуть», кроме того, заявила, что действиями ответчика права и законные интересы истца не нарушались.

Решением суда иск удовлетворён, на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области возложена обязанность создать комиссию по обследованию жилого помещения, занимаемого истцом, на предмет пригодности для проживания.

С решением суда не согласна представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, в кассационной жалобе, ссылаясь на разъяснения вышестоящих органов исполнительной власти, указывает на отсутствие у территориальных подразделений Росимущества полномочий на создание межведомственных комиссий по оценке жилищного фонда, возможность возложения обязанностей, связанных с жилищным фондом, находящимся в федеральной собственности, на органы исполнительной власти, за которыми закреплён (в ведении которых) находится жилищный фонд, полагает, что ответчиком не нарушены права истца.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Как видно из дела, истец проживает по договору социального найма в жилом помещении жилищного фонда Российской Федерации, ссылается на непригодность жилого помещения для проживания.

В соответствии с подпунктом 12 части 1 статьи 12 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации относится в том числе признание в установленном порядке жилых помещений государственного жилищного фонда Российской Федерации непригодными для проживания, а в соответствии с подпунктом 17 - к их компетенции относится и осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Пунктом 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, предусмотрено, что признание жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, относится к компетенции межведомственных комиссий, создаваемых в отношении жилых помещений муниципального жилищного фонда органом местного самоуправления, в отношении жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации - органом исполнительной власти субъекта, а в отношении жилищного фонда Российской Федерации - органом исполнительной власти Российской Федерации. При этом межведомственная комиссия, созданная на муниципальном уровне, вправе принимать решения о признании непригодными для проживания жилых помещений, находящихся и в частной собственности, но не в собственности Российской Федерации и её субъектов.

Таким образом, признание жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации является исключительной компетенцией межведомственной комиссии, создаваемой в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти.

Как видно из дела, такой комиссии в отношении жилищного фонда Российской Федерации, находящегося в ведении Министерства транспорта РФ и подчинённых ему органов государственной власти и государственных учреждений, не создано.

В соответствии с пунктом 42 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции правом обратиться в соответствующую межведомственную комиссию для оценки жилого помещения на предмет его пригодности для проживания обладает в том числе и гражданин-наниматель этого жилого помещения.

Поскольку признание жилого помещения непригодным для проживания, а многоквартирного жилого дома - аварийным и подлежащим сносу, порождает определённые правовые последствия, предусмотренные в том числе статьями 32, 51, 57 Жилищного кодекса РФ, отсутствие комиссии, полномочной принимать решение о признании жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации непригодными для проживания, нарушает права и законные интересы истца, как нанимателя жилого помещения по договору социального найма.

В указанных обстоятельствах вывод суда первой инстанции об обязывании федерального органа исполнительной власти создать комиссию для оценки пригодности для проживания занимаемого истцом жилого помещения является законным и обоснованным.

Обоснованным является и вывод суда первой инстанции о возложении указанной обязанности на территориальный орган Росимущества.

Так, в соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утверждённым Постановлением правительства РФ от 5 июня 2008 года № 432, Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в соответствии с пунктом 5.3 того же Положения Росимущество осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных учреждений, в соответствии с пунктом 5.22 того же Положения закрепляет за государственными учреждениями на праве оперативного управления государственное имущество, в соответствии с пунктом 5.51 того же Положения осуществляет управление государственным имуществом в соответствии с Федеральными законами и актами Правительства РФ.

При этом в силу пунктов 1 и 5.2 Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2004 года № 371, в полномочия этого Федерального агентства входит осуществление полномочий собственника имущества, необходимого для оказания государственных услуг и управления государственным имуществом в сфере морского и речного транспорта, а управление жилищным фондом и осуществление иных полномочий в этой сфере в полномочия названного Федерального агентства не входят.

Полномочия федерального органа исполнительной власти в области управления жилищным фондом, в том числе признания жилых помещений непригодными для проживания, не указаны и в Положении о Министерстве транспорта Российской Федерации, утверждённом Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 года № 395.

Таким образом, создание комиссии по оценке жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, находящегося в ведении (оперативном управлении) подведомственных Министерству транспорта РФ органов власти и государственных учреждений, относится к компетенции Росимущества и его территориальных подразделений. Судом первой инстанции указанная обязанность правомерно возложена на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, как территориальное подразделение Росимущества по месту регистрации недвижимого имущества - дома № по ... .

Учитывая изложенное, руководствуясь статьёй 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Салехардского городского суда от 15 августа 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий (подпись)

Судьи (подписи)

Копия верна:

Председательствующий судья Агеев А.В.




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-346
Принявший орган: Суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Дата принятия: 02 февраля 2012

Поиск в тексте