СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 21 ноября 2012 года Дело N 33-10126/2012

Судья Рукосуева Е.В. Дело № 33-10126/2012

А-34

21 ноября 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Федоренко В.Б.

судей Ашихминой Е.Ю., Славской Л.А.

при секретаре Черникове Д.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ашихмной Е.Ю. гражданское дело по иску Жернаковой Т.Ф. к индивидуальному предпринимателю Курагину Д.Г. о защите прав потребителя

по апелляционной жалобе Жернаковой Т.Ф.

на решение Курагинского районного суда Красноярского края от 17 сентября 2012 года, которым постановлено:

«Исковые требования Жернаковой Т.Ф. к Курагину Д.Г. о защите прав потребителя оставить без удовлетворения.

Меру обеспечения иска - арест имущества ответчика Курагина Д.Г. в пределах суммы 106 033 рубля отменить по вступлению решения в законную силу»,

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Жернакова Т.Ф. обратилась в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Курагину Л.Г. о защите прав потребителя, ссылаясь на то, что заключила в устной форме договор бытового подряда, по условиям которого ответчик принял обязательства выполнить работу по реставрации принадлежащей истцу мягкой мебели: дивана и комплекта из дивна и двух кресел, которые надлежало перетянуть новой тканью, а также изменить форму подлокотников, изготовить мягкие подушки дивана в пределах размера спинки. Общая цена договора составила 17 500 рублей с учетом стоимости материала, которые истец оплатила при принятии результата работ 03.12.2011 года. Работы выполнены ответчиком с недостатками: форма подлокотников дивана и кресел мебельного комплекта различаются, размеры изготовленных подушек не соответствуют размеру спинки этого же дивана, подлокотники кресел не отреставрированы. В целях устранения недостатков работ ответчик 03.12.2011 года забрал подушки от дивана и два кресла, и по настоящее время не возвратил. Истец обратилась к ответчику с письменной претензией с требованием об устранении недостатков работ в 10-ти дневный срок, направив заказной почтой по адресу жительства ответчика, от получения которой он уклонился, в связи с чем претензия возвращена 12.04.2012 года за истечением срока хранения. Поскольку ответчик лишил истца пользования мебелью, она была вынуждена приобрести новый мебельный комплект. Истец просила взыскать с ответчика в свою пользу стоимость работ с недостатками 17 500 рублей, неустойку за нарушение срока устранения недостатков работ в размере 17 500 рублей из расчета 3% в день от цены выполненной с недостатками работы за период просрочки с 12 апреля 2012 года по 30 июля 2012 года, двукратную стоимость не возвращенной ответчиком мебели в размере 71 033 рублей исходя из средней цены на мебельный комплект в торговых организациях по месту жительства истца, денежную компенсацию морального вреда 10 000 рублей.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Жернакова Т.Ф. просит решение отменить, как незаконное и необоснованное, и принять новое об удовлетворении заявленных исковых требований полностью.

Признав возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся сторон спора, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела и решение суда первой инстанции в пределах, установленных ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда.

В силу пункта 4 части 1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Нормы материального права считаются нарушенными или неправильно примененными в случае, если суд не применил закон, подлежащий применению, неправильно истолковал закон (ч.2 ст.330 ГПК РФ).

Нарушения или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения (ч.3 ст.330 ГПК РФ).

Именно такие нарушения были допущены судом первой инстанции.

Принимая решение об отказе удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истцом в нарушение требований ст.56 ГПК РФ не представлено доказательств не соответствия результата выполненной ответчиком для истца работы по договору бытового подряда требованиям качества, предусмотренным законом или в установленном им порядке, или условиям договора, или целям, для которых работа такого рода обычно используется, или целям, о которых исполнитель был поставлен в известность потребителем при заключении договора.

С таким выводом судебная коллегия не соглашается, поскольку он основан на неправильном применении и нарушении норм материального и процессуального права.

При разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства из договора бытового подряда, в том числе и за причинение вреда, лежит на исполнителе работы (пункт 4 статьи 13, пункт 5 статьи 14, пункт 6 статьи 28 Закона о защите прав потребителей, статья 1098 ГК РФ).

Исключение составляют случаи выполнения работы, оказания услуги ненадлежащего качества, когда распределение бремени доказывания зависит от того, был ли установлен на товар (работу, услугу) гарантийный срок, а также от времени обнаружения недостатков.

Так, в соответствии с пунктами 4, 5 и 6 статьи 29 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" исполнитель отвечает за недостатки работы (услуги), на которую не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до ее принятия им или по причинам, возникшим до этого момента.

В отношении работы (услуги), на которую установлен гарантийный срок, исполнитель отвечает за ее недостатки, если не докажет, что они возникли после принятия работы (услуги) потребителем вследствие нарушения им правил использования результата работы (услуги), действий третьих лиц или непреодолимой силы.

В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки работы (услуги) обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет (пяти лет на недвижимое имущество), потребитель вправе предъявить требования, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, если докажет, что такие недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента.

(п. 5 введен Федеральным законом от 17.12.1999 N 212-ФЗ)

В случае выявления существенных недостатков работы (услуги) потребитель вправе предъявить исполнителю требование о безвозмездном устранении недостатков, если докажет, что недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента. Это требование может быть предъявлено, если такие недостатки обнаружены по истечении двух лет (пяти лет в отношении недвижимого имущества) со дня принятия результата работы (услуги), но в пределах установленного на результат работы (услуги) срока службы или в течение десяти лет со дня принятия результата работы (услуги) потребителем, если срок службы не установлен. Если данное требование не удовлетворено в течение двадцати дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный недостаток является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе требовать:

(в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)

соответствующего уменьшения цены за выполненную работу (оказанную услугу);

возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами;

отказа от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и возмещения убытков.

Как следует из имеющейся в деле выписки из ЕГРПБЮЛ от 27.08.2012 года, ответчик Курагин Д.Г. зарегистрирован индивидуальным предпринимателем 03.06.2011 года, основной вид экономической деятельности - производство стульев и другой мебели для сидения.

Согласно представленного в суд первой инстанции письменного заявления Курагина Д.Г. от 17.09.2012 года и его объяснений в судебном заседании, ответчик не оспаривал обстоятельств того, что 24.11.2011 года принял от истца мягкую мебель: диван и комплект из дивана и двух кресел, которые обязался перетянуть новой тканью, а также изменить форму подлокотников, выполнив их из поролона, изготовить мягкие подушки дивана в пределах размера спинки, и что общая цена договора была определена по соглашению с истцом в размере 17 500 рублей с учетом стоимости материала (ткани, поролона, пуха, креплений), которые истец оплатила 03.12.2011 года.

Факт оплаты истцом ответчику вышеуказанной суммы за услуги по перетяжке мебели и ее реконструкции подтверждается выданной предпринимателем Курагиным Д.Г. квитанцией к приходному кассовому ордеру от 03.12.2011 года.

При этом письменный договор между ответчиком и истцом оформлен не был, условия о размерах подлежащих изготовлению мягких подушек и конфигурации подлежащих изменению подлокотников письменно не согласованы, и ответчик не оговорил в установленном законом порядке с истцом условие о выполнении работы без установления гарантийного срока.

Вместе с тем, ответчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, является профессиональной стороной договора о выполнении определенной работы по заданию гражданина (заказчика), предназначенной удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, в связи с чем, именно на нем лежит обязанность по надлежащему письменному оформлению договора (заказа), которая в данном случае ответчиком исполнена не была.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что применительно к требованиям пункта 4 ст.29 Закона РФ О защите прав потребителей условие договора бытового подряда о не установлении исполнителем гарантийного срока работы (услуги) его сторонами Жернаковой Т.Ф. и Курагиным Д.Г. не согласовано.

В связи с чем, именно ответчик обязан доказывать обстоятельства соответствия результата выполненной для истца работы по договору бытового подряда требованиям качества, предусмотренным законом или в установленном им порядке, или условиям договора, или целям, для которых работа такого рода обычно используется, или целям, о которых исполнитель был поставлен в известность потребителем при заключении договора.

В нарушение требований ст.56 ГПК РФ и п.4 ст.29 Закона о защите прав потребителей ответчик не представил доказательств, что заявленные истцом недостатки выполненных работ в виде различий формы подлокотников дивана и кресел мебельного комплекта, не соответствия размера изготовленных подушек спинке этого же дивана, возникли после принятия работы (услуги) потребителем вследствие нарушения им правил использования результата работы (услуги), действий третьих лиц или непреодолимой силы.

При этом в суде первой инстанции ответчик отказался от проведения судебной экспертизы качества работ (л.д.39)

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда и принятии нового решения о частичном удовлетворении заявленных исковых требований.

В соответствии с п. 1, 3 ст. 730 ГК РФ по договору бытового подряда подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить работу. К отношениям по договору бытового подряда, не урегулированным данным кодексом, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними.

На основании п.1 ст.721 ГК РФ качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода.

В силу статьи 29 Закона РФ от 07.02.1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:

безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);

соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);

безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;

возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы (оказании услуги) не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы (оказания услуги).

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя (пункт 1).

Цена выполненной работы (оказанной услуги), возвращаемая потребителю при отказе от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), а также учитываемая при уменьшении цены выполненной работы (оказанной услуги), определяется в соответствии с пунктами 3, 4 и 5 статьи 24 настоящего Закона (пункт 2).

Требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), могут быть предъявлены при принятии выполненной работы (оказанной услуги) или в ходе выполнения работы (оказания услуги) либо, если невозможно обнаружить недостатки при принятии выполненной работы (оказанной услуги), в течение сроков, установленных настоящим пунктом.

Потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), если они обнаружены в течение гарантийного срока, а при его отсутствии в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) или пяти лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе (пункт 3).

В случае выявления существенных недостатков работы (услуги) потребитель вправе предъявить исполнителю требование о безвозмездном устранении недостатков, если докажет, что недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента. Если данное требование не удовлетворено в течение двадцати дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный недостаток является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе требовать:

соответствующего уменьшения цены за выполненную работу (оказанную услугу);

возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами;

отказа от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и возмещения убытков (пункт 6).

На основании ст.30 настоящего Закона недостатки работы (услуги) должны быть устранены исполнителем в разумный срок, назначенный потребителем.

Назначенный потребителем срок устранения недостатков товара указывается в договоре или в ином подписываемом сторонами документе либо в заявлении, направленном потребителем исполнителю.

За нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги) исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяется в соответствии с пунктом 5 ст.28 настоящего Закона - за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги). При этом сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги).

На основании пунктов 1 и 3 ст.31 настоящего Закона требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, предусмотренные пунктом 1 статьи 28 и пунктами 1 и 4 статьи 29 настоящего Закона, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования.

За нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с пунктом 5 статьи 28 настоящего Закона.

В случае нарушения сроков, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, потребитель вправе предъявить исполнителю иные требования, предусмотренные пунктом 1 статьи 28 и пунктами 1 и 4 статьи 29 настоящего Закона, в том числе отказа от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и возмещения убытков.