СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВОЛОГОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 08 августа 2012 года Дело N 33-3030/2012

г. Вологда

08 августа 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Образцова О.В.

судей Белозеровой Л.В., Теплова И.П.,

при секретаре Груздевой Г.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Вологодской области на решение Череповецкого городского суда от 25 мая 2012 года, которым исковые требования Костиной В. Л. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Вологодской области удовлетворены.

Взысканы с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Вологодской области в пользу Костиной В. Л. денежные средства в качестве доплаты пособия по беременности и родам в сумме ... рубля ... копеек, в качестве доплаты пособия по уходу за ребенком до полутора лет в сумме ... рубля ... копейки, а всего взыскано ... рублей ... копеек.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Образцова О.В., объяснения Костиной В.Л., представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Вологодской области по доверенности Макучевой В.Е., судебная коллегия

установила:

<ДАТА> Костина В.Л. обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Вологодской области (далее - МИФНС № 12 по Вологодской области) о взыскании денежных средств в качестве доплаты пособия по беременности и родам, пособия по уходу за ребенком.

В обоснование требований указала, что с <ДАТА> являлась работником МИФНС России № 12 по Вологодской области. Между ней и МИФНС № 12 по Вологодской области заключен служебный контракт №... о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации в Федеральной налоговой службе, согласно условиям, которого обязалась исполнять обязанности ....

С <ДАТА> по <ДАТА> находилась в отпуске по беременности и родам, с <ДАТА> по <ДАТА> в отпуске по уходу за ребенком до достижения им полутора лет. Работодателем было произведено начисление пособия по беременности и родам в размере ... % к заработной плате за ... дней в размере ... рублей ... копеек. На основании ее заявления с <ДАТА> по <ДАТА> работодателем предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет и произведено начисление пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в размере ... рублей ... копейка.

При расчете среднего заработка для выплаты пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет ответчиком не учтена сумма материального стимулирования, предусмотренная Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 611 «О материальном стимулировании федеральных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти», а также единовременные выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска за ...,... годы.

Просит взыскать с МИФНС № 12 по Вологодской области денежные средства в качестве доплаты пособия по беременности и родам в размере ... рубля ... копейки и в качестве доплаты пособия по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет в размере ... рубля ... копейки.

В судебном заседании истец Костина В.Л. исковые требования уточнила, просит взыскать с ответчика в ее пользу денежные средства в качестве доплаты пособия по беременности и родам в размере ... рублей ... копеек и в качестве доплаты пособия по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет в размере ... рублей ... копеек.

Представители ответчика МИФНС № 12 по Вологодской области по доверенностям Утманова М.В., Глыбина О.А. исковые требования не признали по основаниям, изложенным в возражении на исковое заявление, в котором указано, что основным средством материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности государственного служащего является денежное содержание. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью и месячного оклада гражданского служащего, в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, а так же из ежемесячных и иных дополнительных выплат. К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь. Материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда работников территориальных органов ФНС за счет средств, предусмотренных ФНС в федеральном бюджете на 2007-2010 годы. В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» от 25 сентября 2007 года № 611 с 1 января 2007 года и в 2008-2010 годах материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы осуществляется в виде премий за качество исполнения ими обязанностей за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели в 2007-2010 годах. Указанные премии учитываются при определении среднего заработка для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком при условии, что они предусмотрены системой оплаты труда и на них начисляется Единый социальный налог.

В судебное заседание представитель третьего лица ГУ-Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены. В представленном отзыве указывает на доводы, аналогичные доводам ответчика.

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Вологодской области просит об отмене решения, ссылаясь на доводы, изложенные представителями налогового органа в ходе судебного разбирательства спора.

В возражениях на апелляционную жалобу Костина В.Л. просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов апелляционной жалобы, полагает ее, не подлежащей удовлетворению, поскольку решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям норм материального права, регулирующим спорные правоотношения.

До 1 января 2010 года пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчислялись в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (далее Закон № 255-ФЗ) и Положением об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 года № 375 (далее Положение).

Согласно подпункту «д» пункта 2 Положения лицам, замещающим должности государственной гражданской службы и государственные должности Российской Федерации, пособие по временной нетрудоспособности исчислялось из денежного содержания, начисленного за отработанное время.

При решении вопроса о включении той или иной выплаты (в том числе и сумм материального стимулирования) в средний заработок при исчислении названных пособий необходимо было соблюдение двух условий: данная выплата должна была быть предусмотрена системой оплаты труда и должна была учитываться при определении налоговой базы по единому социальному налогу.

В соответствии с пунктом 4 Положения в заработок, из которого исчислялись пособия, не включались выплаты социального характера и иные выплаты, непосредственно не связанные с трудовым процессом и не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, отдыха и др.).

Пункт 14 Положения (в редакции от 15 июня 2007 года) предусматривал включение в средний заработок премии (кроме ежемесячных премий и вознаграждений, выплачиваемых вместе с заработной платой данного месяца), вознаграждения по итогам работы за квартал, за год, единовременное вознаграждение за выслугу лет (стаж работы), иные вознаграждения по итогам работы за год, единовременные премии за особо важное задание в размере начисленных сумм в расчетном периоде.

Статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, к которым относится единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» (пункты 1 и 2) установлено, что с 1 января 2007 года и в 2008-2010 годах материальное стимулирование указанной категории служащих осуществляется в виде премий за качество исполнения ими обязанностей за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели в 2007-2010 годах.

В соответствии с Порядком осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 17 октября 2007 года № 90н, материальное стимулирование, предусмотренное пунктом 1 настоящего Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда работников территориальных органов Федеральной налоговой службы за счет средств, предусмотренных Федеральной налоговой службе в федеральном бюджете на 2007-2010 годы.

Однако в 2007, 2008 и 2009 годах при решении вопроса о включении той или иной выплаты (в том числе и сумм материального стимулирования, выплачиваемых в виде премий) в средний заработок при исчислении названных пособий необходимо было соблюдение двух условий, установленных статьей 14 Закона № 255-ФЗ:

- выплата должна была быть предусмотрена системой оплаты труда;

- выплата должна была учитываться при определении налоговой базы по единому социальному налогу.

Если суммы материального стимулирования выплачивались государственным служащим территориальных органов Федеральной налоговой службы с учетом этих условий, то они подлежали учету в среднем заработке для расчета пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и по уходу за ребенком.

С 1 января 2010 года такие пособия исчисляются в порядке, установленном статьей 14 Закона № 255-ФЗ и Положением в новых редакциях.

Согласно указанным нормативным правовым актам в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, которые включаются в базу для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

При решении вопроса о включении той или иной выплаты (в том числе и сумм материального стимулирования) в средний заработок при исчислении названных пособий необходимо исходить из того, начисляются ли на те или иные выплаты страховые взносы.

Если на суммы материального стимулирования, выплачиваемые государственным гражданским служащим территориальных органов Федеральной налоговой службы, начисляются страховые взносы, то они также подлежат учету в среднем заработке при исчислении пособий в текущем году.

Как установлено судом первой инстанции, Костина В.Л. с <ДАТА> состояла в трудовых отношениях с МИФНС № 12 по Вологодской области, выполняя обязанности ....

С <ДАТА> по <ДАТА> работодателем истцу был предоставлен отпуск по беременности и родам, а с <ДАТА> по <ДАТА> - отпуск по уходу за ребенком до достижения им полутора лет. При этом исчисление причитающихся к выплате пособий по беременности и родам, а также по уходу за ребенком произведено ответчиком без учета полученных истцом сумм материального стимулирования и единовременных выплат к отпуску, что послужило основанием для ее обращения с настоящим иском в суд.

Анализируя данные нормы права, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что выплачиваемые гражданским служащим налоговых органов на основании названного Постановления Правительства Российской Федерации № 611 и Приказа № 90н премии включаются в средний заработок при исчислении пособий, поскольку на них начислялся единый социальный налог.

Факт начисления и уплаты на них единого социального налога, зачисляемого в Фонд социального страхования Российской Федерации, не оспаривался представителями ответчика в ходе судебного разбирательства спора.

Правильным является также вывод суда первой инстанции об удовлетворении требований истицы в части включения единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в денежное содержание государственного гражданского служащего для последующего расчета среднего заработка, так как эта выплата поименована статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в составе денежного содержания государственного гражданского служащего.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, а также с приведенными в решении расчетами, поскольку они арифметически верны, соответствуют требованиям Закона № 255-ФЗ, Федерального Закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» с применением индекса, предусмотренного статьей 11 Федерального закона от 24.11.2008 № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов».

Учитывая положения вышеуказанных норм закона и установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о взыскании с МИФНС № 12 по Вологодской области в пользу Костиной В.Л. в качестве доплаты пособия по беременности и родам ... рублей ... копеек, в качестве доплаты пособия по уходу за ребенком - ... рубля ... копейки.

Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают правильности его выводов, с которыми согласилась судебная коллегия, в связи с чем, не могут быть приняты в качестве основания к отмене постановленного по делу решения.

Кроме того, довод подателя жалобы о том, что судом первой инстанции не принято во внимание положение п. 1 статьи 14 Закон № 255-ФЗ (в редакции действовавшей до 01.01.2012), не может служит основанием к отмене либо изменению решения суда, поскольку материальное стимулирование в размере ... рублей в соответствии с приказами от <ДАТА> №..., от <ДАТА> №..., от <ДАТА> №... (л.д....) подлежало выплате за 1, 2 и 3 кварталы ... года и в соответствии с пунктом 14 указанного выше Положения (в редакции от 15 июня 2007 года) должно быть включено в средний заработок.

Таким образом, правовых доводов, которые бы в силу закона могли повлечь отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Череповецкого городского суда от 25 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Вологодской области - без удовлетворения.

Председательствующий: О.В. Образцов

Судьи: Л.В. Белозерова

И.П. Теплов

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка