СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВОЛОГОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 12 сентября 2012 года Дело N 33-3785/2012

г. Вологда

12 сентября 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Образцова О.В.,

судей Белозеровой Л.В., Вершининой О.Ю.,

при секретаре Шутовой Я.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Вологодского городского суда от 21 июня 2012 года, которым взысканы с Государственного учреждения - Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Воробьевой Л. В. компенсация за самостоятельно приобретённый эндопротез в сумме ... рублей, государственная пошлина в порядке возврата в размере ... рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере ... рублей, всего: ... (...) рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований и требований о взыскании судебных расходов Воробьевой Л. В. отказано.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Образцова О.В., объяснения представителя Государственного учреждения - Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по доверенности Ягнич О.Ф., судебная коллегия

установила:

Воробьева Л.В. является инвалидом третьей группы по общему заболеванию (л.д....), в связи с чем для нее разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида, в соответствии с которой Воробьевой Л.В. рекомендовано эндопротезирование ... (л.д....).

Согласно эпикризу из истории болезни №... Воробьевой Л.В. <ДАТА> проведена операция: выполнено тотальное эндопротезирование ... (л.д....).

<ДАТА> Воробьева Л.В. обратилась в Государственное учреждение - Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о компенсации расходов на приобретение эндопротеза ... в размере ... рублей (л.д....).

Письмом №... от <ДАТА> Государственное учреждение - Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации вернуло Воробьевой Л.В. документы на компенсацию за приобретенный эндопротез ... со ссылкой на то, что оплата эндопротеза осуществлена не самостоятельно, а Р.Р.Л. (л.д....).

Оспаривая правомерность отказа в компенсации расходов за приобретенные технические средства реабилитации, <ДАТА> Воробьева Л.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенный протез в сумме ... рублей и компенсации морального вреда в размере ... рублей.

В обоснование требований указала, что <ДАТА> обратилась в медсанчасть больницы УВД г.Вологды с жалобами на боли в .... После установления диагноза и лечения ей было рекомендовано срочно сделать операцию по замене .... Необходимый эндопротез можно было приобрести по предоплате за ... руб., уплатив комиссию за перевод в размере ... рублей, всего ... руб. В связи с нахождением на стационарном лечении она попросила дочь В.К.А. принести необходимую сумму ... рублей. <ДАТА> она передала указанную сумму своему знакомому Р.Р.Л., который произвёл оплату эндопротеза. Считает отказ Государственного учреждения - Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации незаконным, поскольку оплата за эндопротез произведена из её личных средств, счёт №... выписан продавцом на ее имя. В извещении Сбербанка Российской Федерации в назначении платежа указано, что он осуществляется за Воробьеву Л.В. по счёту №.... Осуществить перевод денежных средств лично не могла физически, поскольку находилась в больнице и готовилась к операции. Указывает, что действиями ответчика ей причинён моральный вред, который она оценивает в ... рублей.

В судебном заседании истец Воробьева Л.В. и её представитель по доверенности Соловьев М.А. исковые требования увеличили в части размера компенсации морального вреда до ... рублей, также просили взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины, расходы по оплате услуг представителя, расходы, понесенные в связи с получением справки Росстата, в размере ... рублей.

Представитель ответчика Государственного учреждения - Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по доверенности Ягнич О.Ф. возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям и доводам, изложенным в отзыве, в обоснование которого указано, что правовые основания для выплаты компенсации за счёт средств федерального бюджета отсутствуют, оснований для взыскания компенсации морального вреда также не имеется.

Судом принято приведенное решение.

В апелляционной жалобе Государственного учреждения - Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации просит об отмене решения суда в части размера компенсации за самостоятельно приобретенный эндопротез в сумме ... рублей. Указывает, что размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку технического средства реабилитации и оказание услуги. При этом не установлено каких-либо ограничений на возможность использования результатов конкурса в зависимости от времени проведения. Согласно последнему по времени размещения заказу от ... года стоимость эндопротеза ... составляет ... рублей.

В возражениях на апелляционную жалобу Воробьева Л.В. просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, представленных возражений, полагает, что решение судом принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.

Согласно статье 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счёт средств федерального бюджета.

В соответствии со статьей 11 указанного закона индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.

Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Частью 14 статьи 11.1 вышеназванного закона предусмотрено, что технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

В пункте 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 года № 240, предусмотрено, что обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в Порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - программа реабилитации).

В позиции 8 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 2347-р предусмотрены протезы, в том числе эндопротезы, и ортезы.

Из материалов дела видно и установлено судом, что инвалиду третьей группы Воробьевой Л.В. в соответствии с индивидуальной программой реабилитации рекомендовано эндопротезирование ....

Эндопротез приобретен Воробьевой Л.В. за счет собственных денежных средств за ... рублей, что подтверждено счетом на оплату №... от <ДАТА>, выставленным на имя Воробьевой Л.В. (л.д....), копией извещения Сбербанка России ОАО от <ДАТА> о приеме платежа от Р.Р.Л. за товар по счету №... от <ДАТА> за Воробьеву Л.В. (л.д....), квитанцией об оплате ... рублей (л.д....). Оплата произведена Р.Р.Л. за Воробьеву Л.В. по причине невозможности последней самостоятельно оплатить стоимость эндопротеза ввиду нахождения ее на стационарном лечении.

Таким образом, судом сделан правильный вывод об удовлетворении исковых требований в части компенсации расходов на приобретение эндопротеза.

Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретённое инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения её размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утверждён Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 января 2011 года № 57н.

Пунктом 3 Порядка (в редакции, действовавшей на момент обращения истицы с заявлением о выплате к ответчику) установлено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.

Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, с учетом классификации технических средств реабилитации в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.

Пунктом 4 указанного Порядка предусмотрено, что размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку технического средства реабилитации и (или) оказание услуги (конкурса, аукциона, запроса котировок), информация о котором располагается на официальном веб-сайте Российской Федерации о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, проведённого уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

В случае если уполномоченным органом размещение заказа на поставку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг (конкурс, аукцион, запрос котировок) не проводилось либо процедура размещения заказа на поставку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг (конкурс, аукцион, запрос котировок) не состоялась, стоимость соответствующего технического средства и (или) услуги определяется по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг (конкурса, аукциона, запроса котировок), информация о котором размещается уполномоченным органом на официальном веб-сайте Российской Федерации о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, проведённого любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации.

На основании изложенных норм, а также ввиду экстренности проведения истцу операции, отсутствия размещения Государственным учреждением - Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации заказов на поставку протезов после ... года, суд обоснованно взял за основу стоимость эндопротеза в размере ... рублей, определенной по заказу ГУЗ «...» от <ДАТА> (л.д....).

При таких обстоятельствах, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, поскольку оно основано на установленных судом фактических обстоятельствах дела, не противоречит имеющимся по делу доказательствам, которым дана правовая оценка в их совокупности, и соответствует требованиям действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, на нормы которого суд правомерно сослался.

С учетом вышеизложенного доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, они не опровергают правильность выводов суда, с которыми согласилась судебная коллегия, а направлены на переоценку исследованных судом доказательств по делу, что не может служить основанием к отмене решения суда.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вологодского городского суда от 21 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.

Председательствующий: О.В. Образцов

Судьи: Л.В. Белозерова

О.Ю. Вершинина

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка