• по
Более 49000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВОЛОГОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 28 ноября 2012 года Дело N 33-4871/2012
 

г. Вологда

28 ноября 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Образцова О.В.,

судей Федосеевой О.А., Вершининой О.Ю.,

при секретаре Михеевой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя военного комиссариата Вологодской области по доверенности Уторовой Е. А. на решение Вологодского городского суда от 30 августа 2012 года, которым признан незаконным и не порождающим правовых последствий отказ военного комиссариата Вологодской области от <ДАТА> в назначении Рахматову Сулаймону пенсии по инвалидности.

На военный комиссариат Вологодской области возложена обязанность назначить Рахматову Сулаймону пенсию по инвалидности с <ДАТА>.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Образцова О.В., объяснения Рахматова С., представителя военного комиссариата Вологодской области по доверенности Уторовой Е.А., судебная коллегия

установила:

<ДАТА> Рахматов С. обратился с иском в суд к военному комиссариату Вологодской области о признании отказа в назначении пенсии по инвалидности незаконным и не порождающим правовых последствий, обязании назначить пенсию по инвалидности по линии Министерства обороны Российской Федерации с <ДАТА>.

В обоснование требований указал, что проходил военную службу по призыву в Вооруженных силах СССР с <ДАТА> по <ДАТА> и военную службу по контракту в Вооруженных силах Республики Таджикистан с <ДАТА> по <ДАТА>. <ДАТА> был признан негодным к прохождению военной службы военно-врачебной комиссией Ленинабадского военного гарнизонного госпиталя (свидетельство о болезни №...). <ДАТА> был первично освидетельствован Межрайгор ВТЭК г.Худжанжа республики Таджикистан и ему установлена ... группа инвалидности с формулировкой причины инвалидности: заболевание получено в период прохождения военной службы. <ДАТА> повторно освидетельствован ВТЭК г.Худжанда, ... группа инвалидности была установлена бессрочно. В настоящее время он прибыл на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, в связи с чем обратился в военный комиссариат Вологодской области с заявлением о назначении ему пенсии по инвалидности по линии Министерства обороны Российской Федерации. При рассмотрении его документов выяснилось, что в выписке из акта освидетельствования во ВТЭК №... от <ДАТА> неправильно указана формулировка причины инвалидности: при прохождении военной службы. В связи с этим <ДАТА> военным комиссариатом Вологодской области был отправлен запрос в Главное бюро медико-социальной экспертизы по Вологодской области для решения вопроса о возможности изменения формулировки причины инвалидности в соответствии с требованиями российского законодательства, на что получен ответ, что для того, чтобы признать его инвалидом в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации и оформить соответствующие документы, необходимо пройти медико-социальную экспертизу. Однако, для оформлении пенсии требовалось исправить в документе неправильную запись о причине его инвалидности, а не повторно устанавливать инвалидность. Для исправления неправильной записи обратился в учреждение, выдавшее <ДАТА> выписку из акта освидетельствования во ВТЭК №.... Комиссия Межгоррайонного отдела государственной службы медицинской социальной экспертизы города Худжанда Согдийской области республики Таджикистан <ДАТА> составила акт, согласно которому в выписке из акта освидетельствования во ВТЭК №... от <ДАТА> формулировка причины инвалидности: заболевание получено в период прохождения военной службы - указана верно, в выписке из акта освидетельствования во ВТЭК №... от <ДАТА> формулировка причины инвалидности: при прохождении военной службы - указана неверно. На этом основании комиссия произвела изменение формулировки причины инвалидности в выписке из акта освидетельствования во ВТЭК №... от <ДАТА> на правильную: заболевание получено в период прохождения военной службы, и заверила гербовой печатью. Указанный акт от <ДАТА> и выписка из акта освидетельствования во ВТЭК №... от <ДАТА> с исправленной формулировкой причины инвалидности предоставлена в военный комиссариат Вологодской области, после чего его пенсионное дело было отправлено в Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г.Санкт- Петербургу, Ленинградской области и республике Карелия. <ДАТА> получено письмо, в котором сообщалось, что пенсионное дело вернулось в военный комиссариат Вологодской области и для назначения пенсии по инвалидности ему снова предложили пройти медико-социальную экспертизу.

Просит суд признать отказ военного комиссариата Вологодской области в назначении ему пенсии по инвалидности незаконным и не порождающим правовых последствий, обязать назначить ему пенсию по инвалидности по линии Министерства обороны Российской Федерации с <ДАТА>.

В судебном заседании истец Рахматов С. исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.

Представитель ответчика военного комиссариата Вологодской области по доверенности Уторова Е.А. с исковыми требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве, согласно которым формулировка причины инвалидности «при прохождении военной службы» не соответствует законодательству Российской Федерации. Бланк выписки из акта освидетельствования не является бланком строгой отчетности, в то время как необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 01 декабря 1991 года, принимаются на территории государств-участников Содружества без легализации. Основанием для пенсионного обеспечения инвалида, прибывшего в Российскую Федерацию из государств - республик СССР, служит выписка из акта освидетельствования, отвечающая требованиям действующих на территории Российской Федерации нормативно-правовых актов. Выписка из акта освидетельствования, представленная истцом, не удовлетворяет требованиям законодательства. Просит в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Вологде Вологодской области по доверенности Андреева С.Н. пояснила, что решение о назначении данной выплаты принимается комиссионно. Не может пояснить, возможно ли в данном случае назначение пенсии.

Представитель третьего лица ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Вологодской области» по доверенности Федоров А.М. пояснил, что другая справка истцу может быть выдана только после переосвидетельствования. При этом не предполагается, что первая справка - выписка из акта освидетельствования во ВТЭК недействительна.

Судом принято приведенное решение.

В апелляционной жалобе представитель военного комиссариата Вологодской области по доверенности Уторова Е.А. просит об отмене решения суда, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве на иск, а также указывая на разрешение временного проживания истца на территории Российской Федерации, отсутствие у него вида на жительство.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает, что решение подлежит отмене.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Как следует из материалов дела, Рахматов С. является инвалидом ... группы, согласно архивным данным от <ДАТА> №... и выписке из акта освидетельствования во ВТЭК №... от <ДАТА> причиной инвалидности является заболевание, полученное в период прохождения военной службы, при повторном переосвидетельствовании <ДАТА> инвалидность установлена бессрочно, причина инвалидности: заболевание получено в период прохождения военной службы (л.д....), на основании чего Рахматов С. получал пенсию по инвалидности в Республике Таджикистан до <ДАТА>. В связи с переселением для проживания в Республику Узбекистан с <ДАТА> выдача пенсии по инвалидности по линии Министерства обороны Республики Таджикистан было прекращено и дело Рахматова С. передано в управление по делам обороны Республики Узбекистан, где продолжалась выплата пенсии. С <ДАТА> выплата пенсии по инвалидности в Республике Узбекистан прекращена в связи с переездом на другое место жительства (л.д....). <ДАТА> в связи с переездом с целью постоянного проживания в Российской Федерации пенсионное дело Рахматова С. отправлено в Вологодский областной военный комиссариат. На обращение Рахматова С. о назначении пенсии по инвалидности военный комиссариат Вологодской области письмом от <ДАТА> №... сообщил, что для признания его инвалидом в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации и назначения пенсии по инвалидности необходимо пройти медико-социальную экспертизу (л.д....).

Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности.

В силу статьи 4 названного Закона пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).

Согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерацией общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Российская Федерация является участником Соглашений стран СНГ «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» от 13 марта 1992 года и «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств» от 24 декабря 1993 года.

В преамбуле Соглашения от 13 марта 1992 года говорится, что правительства государств - участников настоящего Соглашения признают, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения. Статья 1 Соглашения предусматривает, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Гражданам государств - участников Соглашения пенсия назначается по месту жительства (пункт 1 статьи 6).

Статья 7 Соглашения предусматривает сохранение выплаты назначенной пенсии при переезде пенсионера на постоянное место жительства в другое государство - участник Соглашения. При этом пересмотрен может быть только размер пенсий, изменение таких оснований для назначения пенсии как возраст, трудовой стаж Соглашением не предусмотрено.

В соответствии со статьей 11 Соглашения необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 01 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.

Данное Соглашение подписано Республикой Таджикистан.

По законодательству Российской Федерации право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации имеют иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации; пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией; лицам, выехавшим на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, сумма назначенной им трудовой пенсии может выплачиваться в рублях на территории Российской Федерации или переводиться за границу в иностранной валюте по курсу рубля, установленному Центральным банком Российской Федерации на день совершения этой операции (часть третья статьи 3, пункт 1 статьи 19, пункт 2 статьи 24 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, получившее вид на жительство.

Таким образом, по смыслу приведенных положений международного Соглашения и норм указанных Федеральных законов пенсионер признается переселившимся из государства - участника Соглашения со дня приобретения им права на постоянное проживание в Российской Федерации, то есть со дня получения вида на жительство. С этого времени у него возникает право на пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, что является основанием прекращения выплаты ему пенсии по прежнему месту жительства.

Такой вывод следует из Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в соответствии с которым в качестве документа, удостоверяющего личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству иностранных граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, предъявляется вид на жительство для иностранца, выданный органами внутренних дел Российской Федерации.

В настоящее время Рахматов С. имеет гражданство Республики Таджикистан, <ДАТА> УФМС по Вологодской области ему выдано разрешение на временное проживание в Российской Федерации сроком на ... года (л.д....).

Таким образом, Рахматов С. не располагает документом, выданным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, подтверждающим статус постоянно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина, которым является вид на жительство с отметкой о регистрации по месту жительства, выданный органами миграционной службы Российской Федерации, в связи с чем основания для возложения на военный комиссариат Вологодской области обязанности назначить Рахматову С. пенсию по инвалидности не имеется.

На основании изложенного решение Вологодского городского суда от 30 августа 2012 года подлежит отмене как незаконное и необоснованное.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вологодского городского суда от 30 августа 2012 года отменить, принять по делу новое решение, которым Рахматову Сулаймону в удовлетворении требований отказать.

Председательствующий: О.В. Образцов

Судьи: О.А. Федосеева

О.Ю. Вершинина




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-4871/2012
Принявший орган: Вологодский областной суд
Дата принятия: 28 ноября 2012

Поиск в тексте