СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВОЛОГОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 23 марта 2012 года Дело N 33-992/2012

г. Вологда

23 марта 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Образцова О.В.

судей Беляковой В.Н., Белозеровой Л.В.,

при секретаре Мартынове Д.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Марушкина В. В. на решение Вологодского городского суда от 26 декабря 2011 года, которым Марушкину В. В. в удовлетворении исковых требований к Управлению Министерства внутренних дел России по Вологодской области об обязании выдать удостоверение ветерана подразделения особого риска отказано.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Образцова О.В., объяснения Марушкина В.В., судебная коллегия

установила:

Марушкин В.В. является ветераном боевых действий.

В период с <ДАТА> по <ДАТА>, являясь ... взвода ОМОН при УВД Вологодской области, во исполнение Указа Президента РФ от 23 сентября 1999 года №1255 «О мерах по повышению эффективности контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации», Марушкин В.В. находился в составе объединенной группировки войск (сил) на территории ... и выполнял служебно-боевые задачи в зоне с повышенной радиационной опасностью.

В период с <ДАТА> по <ДАТА> Марушкин В.В. проходил обследование и реабилитационное лечение в ФГУ «Федеральный медицинский биофизический центр им. А.И.Бурназяна» Министерства здравоохранения Российской Федерации, в ходе которых у него обнаружено содержание в организме радионуклида цезия ... Бк (... нКи), что является существенным отклонением от действующих нормативов. Согласно цитогенетических исследований лимфоцитов перифирической крови аберрации индикаторы радиационного воздействия у него превышают фоновые значения. В результате анализа пробы мочи на радионуклиды обнаружен уран на уровне фоновых значений.

Полагая, что на него распространяется действие нормативно-правовых актов, касающихся выдачи удостоверений ветеранов подразделений особого риска, <ДАТА> Марушкин В.В. обратился в суд с иском о возложении на Управление Министерства внутренних дел России по Вологодской области обязанности выдать ему удостоверение ветерана подразделения особого риска.

В судебном заседании истец Марушкин В.В. заявленные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика Управления Министерства внутренних дел России по Вологодской области по доверенности Рогалева А.Н. иск не признала. По существу дела пояснила, что в соответствии с действующим законодательством Управление Министерства внутренних дел России по Вологодской области не имеет полномочий по оформлению и выдаче удостоверения ветерана подразделения особого риска. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Определением суда от 26 декабря 2011 года к участию в деле в качестве специалиста привлечен врач-эксперт подрегистра «Северный» национального радиационно-эпидемиологического регистра, главный внештатный специалист по радиационной медицине Департамента здравоохранения Вологодской области Таланова К.С., которая согласилась с обстоятельствами, изложенными в исковом заявлении Марушкина В.В.

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Марушкин В.В. ставит вопрос об отмене решения по мотиву его незаконности и необоснованности ввиду неправильного применения судом норм материального и процессуального права, неверной оценки доказательств, имеющихся в материалах дела. Указывает, что суд не вызвал и не заслушал специалистов Департамента здравоохранения Вологодской области Ж.В.А. и В.И.В.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает, что решение судом принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего гражданского законодательства.

Конституция Российской Федерации, предусматривая в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения (статья 7, часть2), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты, объем и условия их предоставления тем или иным категориям граждан. Соответствующее правовое регулирование относится к полномочиям федерального законодателя, который, определяя организационно-правовые формы и механизмы реализации социальной защиты, включая социальную поддержку, определил круг лиц, нуждающихся в такой поддержке.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Марушкин В.В. является ветераном боевых действий, удостоверение серии ... №..., выдано <ДАТА>

В период с <ДАТА> по <ДАТА>, являясь ... взвода ОМОН при УВД Вологодской области, Марушкин В.В. находился в составе объединенной группировки войск (сил) на территории ....

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. No. 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" действие Закона РСФСР от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" распространено на лиц из подразделений особого риска в пределах, к которым в соответствии с подп. "а" п. 1 данного Постановления относятся лица из числа военнослужащих и вольнонаемного состава Вооруженных Сил СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности СССР, внутренних войск, железнодорожных войск и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, являвшихся непосредственными участниками испытаний ядерного оружия в атмосфере, боевых радиоактивных веществ и учений с применением такого оружия до даты фактического прекращения таких испытаний и учений.

Лицам, указанным в подпункте "а" пункта 1 данного Постановления, не имеющим инвалидности, гарантируется предоставление льгот и компенсаций, установленных статьей 14, частями первой - третьей и седьмой статьи 24, частью первой статьи 30 Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также частью первой статьи 39 этого Закона в части компенсаций, предусмотренных для инвалидов III группы.

Эти льготы и компенсации предоставляются лицам, имеющим удостоверение, выданное Комитетом ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации на основании заключения Медико - социальной экспертной комиссии. Деятельность комиссии осуществляется на основе Положения, утвержденного Правительством Российской Федерации.

Решением ФГУ «ГБ МСЭ по Вологодской области» от <ДАТА>

Марушкину В.В. отказано в установлении группы инвалидности ввиду отсутствия соответствующих заболеваний полученных в результате воздействия поражающих факторов ядерных испытаний.

Обоснованность этого вывода комиссии подтверждается материалами дела.

Во исполнение Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. Nо. 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1992 г. № 958 "О мерах по обеспечению социальной защиты граждан из подразделений особого риска" утверждены Критерии непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска.

К критериям непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска относятся, в частности, непосредственное участие в подземных испытаниях ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия, непосредственное участие в ликвидации радиационных аварий, зарегистрированных в установленном порядке Министерством обороны Российской Федерации, происшедших на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах, непосредственное участие в подземных испытаниях ядерного оружия, проведении и обеспечении работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ.

С учетом настоящих Критериев определяется непосредственное участие граждан в действиях подразделений особого риска, при этом к гражданам из подразделений особого риска относятся лица из числа военнослужащих и гражданского персонала, принимавшие непосредственное участие в испытаниях ядерного оружия в атмосфере, под землей (в том числе в условиях нештатных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия), боевых радиоактивных веществ и учениях с применением такого оружия, в ликвидации радиационных аварий на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах, а также личный состав отдельных подразделений по сборке ядерных зарядов из числа военнослужащих, проведении и обеспечении работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ.

Вместе с тем, судом с достоверностью установлено, что с <ДАТА> по <ДАТА> Марушкин В.В. принимал участие в мероприятиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона, что подтверждается справкой №... от <ДАТА> (л.д. ...), выданной первым заместителем Командующего Объединенной группой войск (сил) от МВД России на территории Северо-Кавказского региона генералом - лейтенантом милиции Г.И.Г.

При этом, на основании приказа Министра обороны от <ДАТА> №..., определены объекты, на которых производились испытания ядерного оружия, а также воинские части, принимавшие непосредственное участие в указанных испытаниях. Территория ... не отнесена вышеназванным приказом к объектам, на которых производились испытания ядерного оружия.

Из анализа приведенных норм и документов, находящихся в материалах дела следует, что Марушкин В. В. не соответствует установленным Критериям непосредственного участия в действиях подразделений особого риска, а значит и не имеет права на получение удостоверения ветерана подразделения особого риска.

Правительством РФ 21 декабря 2004 года принято Постановление №818 «О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений отдельным категориям граждан из числа лиц, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и гражданам из подразделений особого риска.

Пунктом 1 пп. «б» указанного Постановления предусмотрено, что Министерство обороны Российской Федерации является органом, уполномоченным определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений гражданам из подразделений особого риска, указанным в Постановлении Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска", а также членам семей, потерявшим кормильца из числа этих граждан.

Приказом Министра обороны РФ от 09 июня 2008 года №321 утверждены Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений гражданам из подразделений особого риска, а также членам семей, потерявшим кормильца из числа этих граждан.

Согласно пункту 2 Порядка, оформление и выдача удостоверений «Участника действий подразделений особого риска», возложены на Центральную комиссию Министерства обороны Российской Федерации по подтверждению непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска.

На основании пункта 9 Порядка удостоверение выдается гражданам, указанным в п.1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1, соответствующим Критериям непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1992 г. N 958 "О мерах по обеспечению социальной защиты граждан из подразделений особого риска».

Оценив представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на МВД РФ не возлагались обязанности по определению порядка и условий оформления и выдачи удостоверений гражданам из подразделений особого риска, поскольку Министерство внутренних дел РФ в указанном Постановлении не поименовано.

Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не были заслушаны главный внештатный специалист по радиационной безопасности Ж.В.А. и начальник мобилизационного отдела В.И.В. Департамента здравоохранения Вологодской области не могут быть приняты во внимание, поскольку в судебном заседании выступала в качестве специалиста Таланова К.С., являющаяся врачом - экспертом подрегистра «Северный» Национального радиационно - эпидемиологического регистра, главный внештатный специалист по радиационной медицине Департамента здравоохранения Вологодской области.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению позиции по делу, в том числе о том, что суд недостаточно детально изучил обстоятельства дела, и не могут повлечь отмену решения суда, поскольку судом исследованы все обстоятельства дела, дана надлежащая оценка представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу установлены правильно, нормы материального права применены верно. Оснований для отмены решения суда не имеется.

При указанных обстоятельствах оснований к отмене принятого судом решения по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вологодского городского суда от 26 декабря 2011 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Марушкина В. В. - без удовлетворения.

Председательствующий: О.В. Образцов

Судьи: В.Н. Белякова

Л.В.Белозерова

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка