• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВОЛОГОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 09 ноября 2012 года Дело N 33-4434/2012
 

г. Вологда

09 ноября 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Охапкиной Г.А.,

судей Жидковой О.В., Слепухина Л.М.,

при секретаре Тарабукиной Е.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации города Сокола по доверенности Колыгиной О.А. на решение Сокольского районного суда от 04 сентября 2012 года, которым на администрацию города Сокола возложена обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу создать места официальных стоянок для транспортных средств (парковочные места), на каждом из которых установить дорожный знак 6.4 «Место стоянки», информационные таблички: 8.2.5 «Зона действия» и 8.17 «Инвалиды» и оборудовать на них места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов около следующих зданий ... :

- здания администрации ... по адресу: ... ,

- здания управления социальной защиты населения ... по адресу: ... ,

- здания ... почтамта ... по адресу: ... ,

- здания «Ц» по адресу: ... ,

- здания ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ ... по адресу: ... ,

- здания ... районного суда по адресу: ... ,

- здания поликлиники ... по адресу: ... ,

- здания горбольницы ... по адресу: ... ,

- здания ДК «С» по адресу: ... ,

- здания муниципального учреждения культуры «Д» по адресу: ... ,

- здания муниципального учреждения культуры «С» по адресу: ... ,

- здания «К» по адресу: ... ,

- здания магазина «М» по адресу: ... .

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Охапкиной Г.А., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

Сокольский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями обратился в суд с иском к администрации города Сокола о возложении обязанности создания и оборудования мест стоянок для транспортных средств лиц с ограниченными возможностями.

В обоснование требований указал, что Сокольской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере социальной защиты прав инвалидов и законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлены факты ненадлежащего исполнения администрацией города Сокола мер по беспрепятственному доступу инвалидов к объектам социальной инфраструктуры города. В настоящее время на территории города Сокола не созданы необходимые места официальных стоянок для транспортных средств и места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов с применением дорожного знака 6.4 «Место стоянки» и табличкой 8.17 «Инвалиды». Стоянки транспортных средств являются частью автомобильной дороги, находящейся на территории населенного пункта города Сокола, следовательно, ее обустройство относится к обязанности администрации города Сокола. Отсутствие официальных и оборудованных стоянок нарушает социальные права неограниченного круга лиц, имеющих инвалидность, на доступ к объектам социальной инфраструктуры города.

Просил обязать администрацию города Сокола в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать места официальных стоянок для транспортных средств (парковочные места), на каждом из которых установить дорожный знак 6.4 «Место стоянки», информационные таблички 8.4.3-8.4.8 «Вид транспортного средства», 8.17 «Инвалиды» и оборудовать на них места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов около:

- здания администрации ... по адресу: ... ,

- здания управления социальной защиты населения ... по адресу: ... ,

- здания ... почтамта ... по адресу: ... ,

- здания «Ц» по адресу: ... ,

- здания ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ ... по адресу: ... ,

- здания ... районного суда по адресу: ... ,

- здания поликлиники ... по адресу: ... ,

- здания горбольницы ... по адресу: ... ,

- здания ДК «С» по адресу: ... ,

- здания ОАО «С» по адресу: ... ,

- здания муниципального учреждения культуры «Д» по адресу: ... ,

- здания муниципального учреждения культуры «С» по адресу: ... ,

- здания «К» по адресу: ... ,

- здания «Д» по адресу: ... ,

- здания магазина «М» по адресу: ... .

Определением суда от 25 июня 2012 года к участию в деле в качестве третьего лица была привлечена администрация Сокольского муниципального района (л.д. 53).

В ходе судебного разбирательства прокурор, участвующий в деле, исковые требования уточнил, просил обязать администрацию города Сокола создать места официальных стоянок для транспортных средств (парковочные места), на каждом из которых установить дорожный знак 6.4 «Место стоянки», информационные таблички 8.2.5 «Зона действия», 8.17 «Инвалиды» и оборудовать на них места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов около 13 вышеуказанных зданий, за исключением здания «Д» по адресу: ... и здания ОАО «С» по адресу: ... .

Определением суда от 20 июля 2012 года производство по делу в части требования прокурора об обязании создать места официальных стоянок для транспортных средств и оборудовать на них места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов около здания ОАО «С» и здания магазина «Д» прекращено (л.д. 96-97).

В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, уточненные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, просил удовлетворить.

Представитель ответчика администрации города Сокола по доверенности Колыгина О.А. исковые требования признала частично. Суду пояснила, что в настоящее время администрацией города Сокола закуплено и установлено 6 дорожных знаков 6.4 «Место стоянки» и информационных табличек 8.17 «Инвалиды». Знаки с табличкой 8.17 «Инвалиды» установлены возле здания администрации ..., здания управления социальной защиты населения ..., здания ... почтамта ..., здания БУ «Ц», здания ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ ... и здания поликлиники ... но без таблички 8.2.5 «Зона действия». Оборудовать остальные места стоянок и установить дорожные знаки не представляется возможным в связи с отсутствием необходимых финансовых средств в бюджете города Сокол.

Представитель третьего лица администрации Сокольского муниципального района по доверенности Одинцова Е.С. оставила разрешение исковых требований на усмотрение суда.

Представитель третьего лица Сокольской районной организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» Старыгина Г.А. исковые требования поддержала, суду пояснила, что на территории города Сокол имеются лишь четыре стоянки для парковки автомашин инвалидов, где установлены знаки, что недостаточно и ограничивает права инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями на беспрепятственный доступ к другим объектам социальной инфраструктуры города. Сведения о том, что администрацией города Сокола оборудованы еще шесть мест для парковки автомашин инвалидов, они не располагают.

Представитель третьего лица управления социальной защиты населения Сокольского муниципального района в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель третьего лица межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Сокольский» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. В ходе судебного разбирательства исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Судом принято приведенное решение.

В апелляционной жалобе представитель администрации города Сокола по доверенности Колыгина О.А. ставит вопрос об отмене решения суда с принятием по делу нового судебного постановления об отказе в удовлетворении требований прокурора. Полагала, что обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями лежит на собственниках зданий и сооружений.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвовавший в деле, и председатель Сокольской районной организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» Старыгина Г.А. просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного постановления, обсудив доводы апелляционной жалобы, представленного возражения, полагает, что решение постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Установив в Федеральном законе от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно - правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла - коляски и собак - проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно - зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Одним из средств конкретизации указанной нормы является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в выделении на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства.

Согласно положениям вышеназванных норм закона субъектами данных правоотношений являются должностные лица и юридические лица - организации независимо от организационно-правовых форм, в обязанности которых входит создание (строительство), эксплуатация автостоянок (остановок, парковок), контроль за их эксплуатацией.

Под социальной инфраструктурой понимается созданная человеком система городского или сельского устройства, выполняющая функции жизнеобеспечения и воспроизводства населения города или иного населенного пункта. Социальная инфраструктура представляет собой систему объектов, принадлежащих к различным отраслям сферы социального обслуживания. Это пассажирский транспорт, коммунально-бытовые объекты, учреждения образования, здравоохранения, досуга и т.д. Деятельность этих объектов в их совокупности направлена на удовлетворение материальных и духовных потребностей граждан.

Согласно статье 9 Конвенции о правах инвалидов меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться «на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места».

Из материалов дела следует, что проведенной Сокольской межрайонной прокуратурой проверкой выявлены факты ненадлежащего исполнения администрацией города Сокол мер по беспрепятственному доступу инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, выразившиеся в отсутствии оборудованных парковочных мест для бесплатной стоянки транспортных средств инвалидов около следующих зданий ... : здания администрации ... ( ... ), здания управления социальной защиты населения ... ( ... ), здания ... почтамта ... ( ... ), здания «Ц» ( ... ), здания ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ ... ( ... ), здания ... районного суда ( ... ), здания поликлиники ... ( ... ), здания горбольницы ... ( ... ), здания ДК «С» ( ... ), здания муниципального учреждения культуры «Д» ( ... ), здания муниципального учреждения культуры «С» ( ... ), здания «К» ( ... ), здания магазина «М» ( ... ).

Согласно информации Комитета по управлению муниципальным имуществом Сокольского муниципального района Вологодской области, представленной в материалы дела, земельные участки под зданиями администрации ..., поликлиники ..., горбольницы ... и прилегающая к ним территория находятся в муниципальной собственности Сокольского муниципального района; земельные участки под зданиями управления социальной защиты населения ..., «Ц», ДК «С», "К", магазина «М» и прилегающая к ним территория - в государственной неразграниченной собственности; земельные участки под зданиями МУК «Д», муниципального учреждения культуры «С» и прилегающая к ним территория - в муниципальной собственности города Сокола; земельные участки под зданиями ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ ..., ... районного суда, ... почтамта ... и прилегающая к ним территория - в собственности Российской Федерации (л.д. 87).

Принимая во внимание то обстоятельство, что надлежащие меры к беспрепятственному доступу лиц с ограниченными возможностями к ряду социально-значимых объектов администрацией города Сокола не принимаются, отсутствие выделенных мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов приводит к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями, что противоречит основным целям и задачам законодательства, предусматривающего социальную защиту инвалидов, суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований прокурора.

При таких обстоятельствах, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным.

Ссылка в апелляционной жалобе на необходимость возложения обязанности по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями на собственников зданий и сооружений является необоснованной в силу следующего.

Исходя из содержания пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В силу пункта 5 статьи 3 названного Закона стоянки транспортных средств являются элементом обустройства автомобильных дорог и предназначены для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности.

Определение парковочного места с 06 мая 2011 года представлено и в пункте 21 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Таковым признается специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо соответствующей части здания, строения или сооружения.

В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лицо, осуществляющее содержание автомобильных дорог. Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Согласно статье 21 названного Федерального закона мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Парковки (парковочные места) в границах населенных пунктов создаются и используются в порядке, установленном Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В силу положений пункта 7 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 9 статьи 6 вышеприведенного Закона автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог относятся к собственности городского округа.

К собственности физических или юридических лиц относятся автомобильные дороги, построенные физическими или юридическими лицами за счет собственных средств на предоставленных таким лицам в установленном земельным законодательством порядке земельных участках, или автомобильные дороги, переданные в собственность таких лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 статьи 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о необходимости возложения обязанности по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями на администрацию города Сокола является правильным.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Сокольского районного суда от 04 сентября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации города Сокола по доверенности Колыгиной О.А. - без удовлетворения.

Председательствующий: Г.А. Охапкина

Судьи: О.В. Жидкова

Л.М. Слепухин




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-4434/2012
Принявший орган: Вологодский областной суд
Дата принятия: 09 ноября 2012

Поиск в тексте