СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВОЛОГОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 11 июля 2012 года Дело N 33-2806/2012

г. Вологда

11 июля 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Охапкиной Г.А.,

судей Соколовой М.В., Слепухина Л.М.,

при секретаре Петраковой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования Чушевицкое Верховажского муниципального района по доверенности Демидова А.П., апелляционному представлению заместителя прокурора Верховажского района Зайцева А.В. на решение Верховажского районного суда от 28 мая 2012 года, которым на администрацию муниципального образования Чушевицкое Верховажского муниципального района возложена обязанность обустроить ограждение артезианской скважины  ...  в соответствии с пунктом 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения».

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Охапкиной Г.А., объяснения представителя администрации муниципального образования Чушевицкое Верховажского муниципального района по доверенности Демидова А.П., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., поддержавшей апелляционное представление, судебная коллегия

установила:

прокурор Верховажского района Вологодской области в интересах неопределенного круга лиц 27 апреля 2012 года обратился в суд с заявлением к администрации муниципального образования Чушевицкое Верховажского муниципального района Вологодской области о возложении обязанности по обустройству ограждения артезианских скважин в соответствии с пунктом 3.2.1.1. СанПИН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения».

В обоснование требований указал, что в ходе проверки исполнения органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами района соблюдения законодательства о противодействии терроризму было установлено, что на территории  ...  находятся две артезианские скважины, водоснабжение из которых осуществляется жителями муниципального образования. Собственником скважин является муниципальное образование Чушевицкое. Территория вокруг скважины в  ...  огорожена деревянным забором, который в ряде мест накренился, запорное устройство на калитке отсутствует, допускается свободный доступ посторонних лиц. Территория вокруг скважины в  ...  вообще не ограждена. Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование артезианских скважин является важной составляющей не только мер по обеспечению населения питьевой водой, но и мер, направленных на профилактику терроризма. Состояние артезианских скважин, используемых на территории поселения без обеспечения охраны, не позволяет качественно и надежно обеспечивать население питьевой водой в соответствии с утвержденными нормами и стандартами качества питьевой воды и имеет высокий риск возможности совершения акта терроризма.

Просил обязать администрацию муниципального образования Чушевицкое Верховажского муниципального района обустроить ограждение артезианских скважин в соответствии с пунктом 3.2.1.1. СанПИН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения», согласно которому территория первого пояса ЗСО (скважины, водозабор и т.д.) должна быть ограждена и обеспечена охраной.

В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, исковые требования изменил, просил обязать администрацию муниципального образования Чушевицкое Верховажского муниципального района Вологодской области обустроить ограждение артезианской скважины по адресу:  ...  муниципального района в соответствии с пунктом 3.2.1.1. СанПИН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения». Измененные исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель администрации муниципального образования Чушевицкое Верховажского муниципального района Вологодской области по доверенности Демидов А.П. исковые требования не признал, в возражении указал, что выявленные прокуратурой района нарушения никакого отношения к положениям Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» не имеют, а относятся к требованиям по соблюдению законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Надзор за соблюдением законодательства в данной области находится в компетенции Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Артезианская скважина по адресу:  ...  является бесхозной и находится в нерабочем состоянии, никакой ответственности за этот объект администрация нести не может. Артезианская скважина в  ...  и здание водокачки переданы в оперативное управление МБУ «Ч».

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального образования Чушевицкое Верховажского муниципального района по доверенности Демидов А.П. ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву нарушения норм материального и процессуального права.

В апелляционном представлении заместитель прокурора Верховажского района Зайцев А.В. просит решение суда изменить, установить срок для выполнения требований по устройству ограждения артезианской скважины в  ...  в соответствии пунктом 3.2.1.1. СанПИН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения».

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного постановления, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционного представления, полагает, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.

Согласно пунктам 4, 7.1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.

В силу положений части 1 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Согласно пункту 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных Главным государственным врачом Российской Федерации 26 февраля 2002 года, основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны (ЗСО) является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

В соответствии с пунктом 2.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора - при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м - при использовании недостаточно защищенных подземных вод.

Пунктом 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 предусмотрено, что территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.

Согласно пункту 2.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 водопроводные сооружения, расположенные в первом поясе зоны санитарной охраны, должны быть оборудованы с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин, люки и переливные трубы резервуаров и устройства заливки насосов.

В соответствии с пунктом 1.15 СанПиН 2.1.4.1110-02 санитарные мероприятия должны выполняться органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов.

Как следует из материалов дела, водопроводная сеть и здание водокачки, расположенные в  ... , находятся в муниципальной собственности муниципального образования Чушевицкое Верховажского муниципального района Вологодской области (л.д. 10, 11).

В результате проверки, проведенной прокуратурой Верховажского района, установлено, что территория вокруг скважины в  ...  огорожена деревянным забором, который в ряде мест накренился, запорное устройство на калитке отсутствует, допускается свободный доступ посторонних лиц (л.д. 6-7).

Установив, что администрацией муниципального образования Чушевицкое Верховажского муниципального района не предпринимаются достаточные меры по устранению выявленных нарушений действующего законодательства, суд первой инстанции удовлетворил заявление прокурора, возложив обязанность по выполнению санитарных мероприятий на администрацию муниципального образования.

Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда.

Согласно положениям статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

В соответствии со статьей 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Частью 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод, а согласно части 4 этой статьи суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснил, что исходя из положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту (пункт 28).

Из материалов дела усматривается, что на основании договора о порядке использования муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за муниципальным учреждением №... от 10 января 2012 года имущество, находящееся в собственности муниципального образования Чушевицкое Верховажского муниципального района Вологодской области, в том числе водопроводная сеть и здание водокачки, расположенные в  ... , закреплено на праве оперативного управления за муниципальным учреждением «Ч» (л.д. 23).

В соответствии с условиями данного договора учреждение обязуется обеспечить сохранность имущества, использование имущества в соответствии с его целевым назначением, установленными правилами эксплуатации, с учетом соблюдения отраслевых правил и норм, действующих в отношении вида деятельности учреждения и его имущества (п.3.1.1.). Своевременно осуществлять за счет средств учреждения текущий и капитальный ремонт имущества (п.3.1.2.)

Следовательно, возложение обязанности по обустройству ограждения артезианской скважины в соответствии с пунктом 3.2.1.1. СанПИН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения» на администрацию муниципального образования Чушевицкое Верховажского муниципального района является неправомерным.

Судебная коллегия полагает, что незаконное бездействие администрации муниципального образования Чушевицкое Верховажского муниципального района в данном случае отсутствует, что подтверждает договор о порядке использования муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления №... от 10 января 2012 года, заключенный с муниципальным учреждением «Ч», к обязанностям которого относятся обеспечение сохранности водопроводной сети и здания водокачки, расположенных в  ...  и использование данного имущества в соответствии с целевым назначением, что согласуется с пунктом 1.15 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения».

При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем подлежит отмене.

Судебная коллегия полагает необходимым принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления прокурора Верховажского района Вологодской области о возложении на администрацию муниципального образования Чушевицкое Верховажского муниципального района Вологодской области обязанности по обустройству ограждения артезианской скважины в соответствии с пунктом 3.2.1.1. СанПИН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения» отказать.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Верховажского районного суда от 28 мая 2012 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении заявления прокурора Верховажского района Вологодской области о возложении на администрацию муниципального образования Чушевицкое Верховажского муниципального района Вологодской области обязанности по обустройству ограждения артезианской скважины в соответствии с пунктом 3.2.1.1. СанПИН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения» отказать.

Председательствующий: Г.А. Охапкина

Судьи: М.В. Соколова

Л.М. Слепухин

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка