СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВОЛОГОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 12 октября 2012 года Дело N 33-4180/2012

г. Вологда

12 октября 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Охапкиной Г.А.,

судей Соколовой М.В., Жидковой О.В.,

при секретаре Николаевой Г.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Вологодского муниципального района на решение Вологодского районного суда от 26 июля 2012 года, которым иск прокурора Вологодского района удовлетворен.

На администрацию Вологодского муниципального района возложена обязанность в течение 3 (трех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять в собственность Вологодского муниципального района следующие объекты инженерной инфраструктуры:

- кабельную линию ..., протяженностью ... км, использующуюся для поставки электроэнергии в ...квартирный жилой дом  ... ,

- воздушную линию ... ( ... ), протяженностью ... км, использующуюся для поставки электроэнергии в многоквартирные жилые дома  ... ,

- воздушную линию ... ( ... ), протяженностью ... км, использующуюся для поставки электроэнергии в многоквартирные жилые дома  ... ,

- кабельную линию ..., протяженностью ... км, использующуюся для поставки электроэнергии в многоквартирные жилые дома  ... ,

- кабельную линию ..., протяженностью ... км, использующуюся для поставки электроэнергии в ...-квартирный жилой дом  ... ,

- кабельную линию ..., протяженностью ... км, использующуюся для поставки электроэнергии в многоквартирные жилые дома  ... ,

- воздушную линию ..., протяженностью ... км, использующуюся для поставки электроэнергии в ...-квартирный жилой дом  ... ,

- воздушную линию ..., протяженностью ... км, использующуюся для поставки электроэнергии в котельную и жилые дома  ... ,

- кабельную линию ..., протяженностью ... км, использующуюся для поставки электроэнергии в ...-квартирный жилой дом  ... .

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Охапкиной Г.А., объяснения представителя администрации Вологодского муниципального района Антоновой Е.К., представителя ООО «Управляющая компания Майский» Кустова Е.Л., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

прокурор Вологодского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Вологодского муниципального района о возложении обязанности по принятию в муниципальную собственность объектов инженерной инфраструктуры - воздушных и кабельных линий электропередач.

В обоснование требований указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения действующего законодательства при осуществлении электроснабжения населения ... сельского поселения, в ходе которой установлено, что 9 объектов инженерной инфраструктуры - воздушные и кабельные линии электропередач, расположенные на территории ... сельского поселения и использующиеся для поставки электроэнергии населению указанного поселения, не имеют собственника и относятся к бесхозяйному имуществу. Полагал, что администрация Вологодского муниципального района обязана принять в муниципальную собственность района данные объекты инженерной инфраструктуры. Бездействие администрации не может являться основанием для освобождения муниципального района от обязанности нести расходы, связанные с эксплуатацией (ремонтом) названного имущества. Отсутствие собственника и балансодержателя указанных линий привело к отключению и достаточно длительному прекращению поставки электроэнергии в ...-квартирном жилом доме, расположенном  ... . Кроме того, рассматриваемые объекты инженерной инфраструктуры относятся к источникам повышенной опасности, поскольку находятся под напряжением и требуют осуществления на системной основе мероприятий, направленных на их безопасную эксплуатацию.

Просил обязать администрацию Вологодского муниципального района в течение 3-х месяцев с момента вступления в силу решения суда принять в собственность Вологодского муниципального района объекты инженерной инфраструктуры:

- кабельную линию ..., протяженностью ... км, использующуюся для поставки электроэнергии в ...-квартирный жилой дом  ... ,

- воздушную линию ... ( ... ), протяженностью ... км, использующуюся для поставки электроэнергии в многоквартирные жилые дома  ... ,

- воздушную линию ... ( ... ), протяженностью ... км, использующуюся для поставки электроэнергии в многоквартирные жилые дома  ... ,

- кабельную линию ..., протяженностью ... км, использующуюся для поставки электроэнергии в многоквартирные жилые дома  ... ,

- кабельную линию ..., протяженностью ... км, использующуюся для поставки электроэнергии в ...-квартирный жилой дом  ... ,

- кабельную линию ..., протяженностью ... км, использующуюся для поставки электроэнергии в многоквартирные жилые дома  ... ,

- воздушную линию ..., протяженностью ... км, использующуюся для поставки электроэнергии в ...-квартирный жилой дом  ... ,

- воздушную линию ..., протяженностью ... км, использующуюся для поставки электроэнергии в котельную и жилые дома деревни  ... ,

- кабельную линию ..., протяженностью ... км, использующуюся для поставки электроэнергии в ...квартирный жилой дом  ... .

В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика администрации Вологодского муниципального района по доверенности Антонова Е.К. исковые требования не признала. Полагала, что требования прокурора противоречат порядку признания права муниципальной собственности на бесхозяйные вещи, регламентированному статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации. Спорные объекты инженерной инфраструктуры расположены в границах населенных пунктов ... сельского поселения и используются для электроснабжения населения, в связи с чем данные объекты предназначены для решения вопросов местного значения поселения, а не муниципального района, поэтому администрация Вологодского муниципального района является ненадлежащим ответчиком по делу. Кроме того, доказательств, свидетельствующих о том, что спорные объекты являются бесхозяйными, прокурором не представлено.

Представители третьих лиц администрации Майского сельского поселения Вологодского муниципального района по доверенности Смирнова Е.А., филиала ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» «Вологдаэнерго» по доверенности Пихтова Е.М., ООО «Управляющая компания Майский» по должности Кустов Е.Л. исковые требования полагали подлежащими удовлетворению.

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация Вологодского муниципального района ставит вопрос об отмене решения суда ввиду неправильного применения норм материального права и неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного постановления, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что в ходе проведенной прокуратурой Вологодского района проверки выявлено, что 9 объектов инженерной инфраструктуры - воздушные и кабельные линии электропередач, расположенные на территории ... сельского поселения и использующиеся для поставки электроэнергии населению, не имеют собственника и относятся к бесхозяйному имуществу.

Учитывая отсутствие данных о зарегистрированных правах на перечисленное имущество, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности требований прокурора и обязал администрацию Вологодского муниципального района принять в собственность Вологодского муниципального района объекты инженерной инфраструктуры.

Вместе с тем, с таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может.

Вопросы, касающиеся принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, регулируются Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года № 580.

Пунктом 2 Положения предусмотрено, что принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляют:

Федеральная регистрационная служба - в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории более одного регистрационного округа;

территориальные органы Федеральной регистрационной службы - в отношении иных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества.

Согласно пунктам 4, 5 Положения на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности, на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьей 225 и статьей 236 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Исходя из содержания статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Из анализа приведенных положений норм материального права следует, что действующее законодательство предписывает в обязательном порядке постановку на учет спорного имущества как бесхозяйного и с этой целью требует подачи заявления органом местного самоуправления для проведения процедуры обращения бесхозяйных сетей в собственность муниципального образования, на территории которого оно находится.

Доказательств, свидетельствующих о том, что спорные объекты инженерной инфраструктуры были в установленном законом порядке как объекты недвижимости поставлены на учет бесхозяйного имущества в органах, осуществляющих государственную регистрацию права на недвижимое имущество, прокурором суду не представлено.

Таким образом, требования прокурора Вологодского района о понуждении администрации Вологодского муниципального района принять в муниципальную собственность противоречат порядку признания права муниципальной собственности на бесхозяйные вещи, регламентированному статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В тоже время судом установлено и не оспаривалось сторонами в ходе судебного разбирательства, что спорные объекты инженерной инфраструктуры расположены в границах населенных пунктов ... сельского поселения и используются для поставки электроэнергии населению указанного поселения, тогда как положениями части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В силу пунктов 4, 8 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Согласно пункту 1 части 1 и пункту 1 части 2 статьи 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться указанное в частях 2 - 4 настоящей статьи имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения; в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.

Понятие вопросов местного значения определено в части 1 статьи 2 названного Закона как вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно части 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

С учетом изложенного системное толкование законодательства, в том числе статей 14, 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» позволяет прийти к заключению, что в настоящем случае именно на орган местного самоуправления - администрацию Майского сельского поселения Вологодского муниципального района должна быть возложена обязанность поставить на учет и принять в собственность спорное имущество.

С учетом изложенного, оснований для возложения на администрацию Вологодского муниципального района обязанности по принятию в собственность Вологодского муниципального района объектов инженерной инфраструктуры у суда не имелось.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции законным и обоснованным признано быть не может, в связи с чем подлежит отмене. Судебная коллегия полагает необходимым принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора Вологодского района к администрации Вологодского муниципального района о возложении обязанности по принятию в муниципальную собственность объектов инженерной инфраструктуры - воздушных и кабельных линий электропередач отказать.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вологодского районного суда от 26 июля 2012 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении требований прокурора Вологодского района к администрации Вологодского муниципального района о возложении обязанности по принятию в муниципальную собственность объектов инженерной инфраструктуры - воздушных и кабельных линий электропередач отказать.

Председательствующий: Г.А. Охапкина

Судьи: М.В. Соколова

О.В. Жидкова

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка