СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВОЛОГОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 20 июля 2012 года Дело N 33-2803/2012

г. Вологда

20 июля 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Охапкиной Г.А.,

судей Соколовой М.В., Слепухина Л.М.,

при секретаре Петраковой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению заместителя прокурора города Череповца Журавлева А.С. на решение Череповецкого городского суда от 17 мая 2012 года, которым в удовлетворении исковых требований прокурора города Череповца к мэрии города Череповца, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства мэрии города Череповца о возложении обязанности по обеспечению установки искусственных неровностей отказано.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Охапкиной Г.А., объяснения представителя мэрии города Череповца по доверенности Пушкина Н.А., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., поддержавшей апелляционное представление, судебная коллегия

установила:

заместитель прокурора города Череповца обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к мэрии города Череповца о возложении обязанности по обеспечению установки искусственных неровностей.

В обоснование требований указал, что в ходе проверки исполнения норм и правил содержания, строительства и реконструкции автомобильных дорог установлено, что органами местного самоуправления города Череповца не в полной мере обеспечивается проведение всех необходимых мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения и снижение аварийности на дорогах города. Согласно информации ОГИБДД УМВД России ... одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий является нарушение правил проезда пешеходных переходов. За 2011 год на территории  ...  по этой причине произошло ... дорожно-транспортных происшествия. Отсутствие проведения каких-либо мероприятий, в том числе непринятие мер по установке искусственных неровностей для принудительного ограничения скорости движения транспортных средств отрицательно влияет на безопасность дорожного движения на автодорогах и создает опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан. Бездействие мэрии города Череповца ставит под угрозу жизнь и здоровье участников дорожного движения.

Просил обязать мэрию города Череповца обеспечить установку искусственных неровностей в соответствии с требованиями приказа Ростехрегулирования от 11 декабря 2006 года № 295-ст «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения. ГОСТ Р 52605-2006» на следующих участках дорог:  ...  напротив домов №...;  ...  - примыкание автодороги на  ... ;  ...  напротив домов №...;  ...  напротив дома №...;  ...  напротив дома №..., в срок не позднее 1 июня 2012 года.

Определением суда от 30 марта 2012 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент жилищно-коммунального хозяйства мэрии города Череповца (л.д. 34).

Определением суда от 20 апреля 2012 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление министерства внутренних дел России по г.Череповцу (л.д. 94).

В ходе судебного разбирательства прокурор, участвующий в деле, исковые требования уточнил, просил обязать мэрию города Череповца обеспечить установку искусственных неровностей в срок не позднее 01 июля 2012 года.

В судебном заседании прокурор, участвующий в деле уточненные исковые требования подержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика мэрии города Череповца по доверенности Пушкин Н.А. исковые требования не признал, полагал, что ссылка истца на требования ГОСТа не обоснованна, так как они носят рекомендательный характер, меры по обеспечению безопасности дорожного движения мэрией проводятся, принята межведомственная комплексная программа «Повышение безопасности дорожного движения на территории муниципального образования «Город Череповец» на 2010-2012 годы».

Представитель ответчика Департамента жилищно-коммунального хозяйства мэрии города Череповца по доверенности Гаврилова Н.В. исковые требования не признала. В ходе судебного разбирательства поясняла, что в 2011 году Департаментом было принято решение о проведении работ по установке искусственных неровностей, дважды были проведены аукционы, которые не состоялись, выделенные денежные средства не были освоены. В 2012 году расходы на проведение ремонта значительно сокращены, установка искусственных неровностей на улицах дорог бюджетом города не предусмотрена.

Представитель третьего лица Управления министерства внутренних дел России по городу Череповцу в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционном представлении заместитель прокурора города Череповца Журавлев А.С. ставит вопрос об отмене решения суда ввиду неправильного применения судом норм материального права.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного постановления, обсудив доводы апелляционного представления, полагает, что решение подлежит отмене ввиду нарушения судом первой инстанции норм материального права.

Частью 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196 - ФЗ «О безопасности дорожного движения» определены полномочия органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения. К ним относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.

В статье 3 приведенного Федерального закона определен перечень основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе - программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения, реализованный в положениях статьи 10 Закона, посвященных программам обеспечения безопасности дорожного движения. Названной нормой материального права предусмотрено, что в целях реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения разрабатываются федеральные, региональные и местные программы, направленные на сокращение количества дорожно-транспортных происшествий и снижение ущерба от этих происшествий.

Во исполнение указанных норм постановлением мэрии города Череповца №... от 08 июля 2010 года утверждена межведомственная комплексная программа «Повышение безопасности дорожного движения на территории муниципального образования «Город Череповец» на 2010-2012 годы», предусматривающая, в том числе для снижения детского травматизма устройство искусственных неровностей для принудительного снижения скорости транспортных средств на проезжей части в районе школ, на местных проездах (л.д. 23).

Отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора города Череповца, суд первой инстанции исходил из того, что мэрией города Череповца принимались меры по исполнению обязанности обеспечения безопасности дорожного движения, выполнены требования закона в пределах предоставленных полномочий, однако проведение всех мероприятий в области дорожного движения она обеспечить не имеет возможности ввиду отсутствия финансовой возможности, недостаточности собственных бюджетных средств и выделяемых субвенций.

Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции.

Права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.

Указанным выше Федеральным законом предусмотрен государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения, который организуется и осуществляется в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения.

Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения является - приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности. Обеспечение дорожного движения осуществляется посредством разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативно-правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов.

Под обеспечением безопасности дорожного движения понимается деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Согласно пункту 6.1. ГОСТ Р52605-2006 "Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения" на дорогах с асфальтобетонными и цементобетонными покрытиями на участках с искусственным освещением устраивают искусственные неровности.

Из пункта 6.2. ГОСТ Р52605-2006 следует, что искусственные неровности устраивают на основе анализа причин аварийности на конкретных участках дорог с учетом состава и интенсивности движения и дорожных условий.

Искусственные неровности, в частности, устраивают перед детскими и юношескими учебно-воспитательными учреждениями, детскими площадками, местами массового отдыха, стадионами, вокзалами, магазинами и другими объектами массовой концентрации пешеходов, на транспортно-пешеходных и пешеходно-транспортных магистральных улицах районного значения, на дорогах и улицах местного значения, на парковых дорогах и проездах.

Согласно информации ОГИБДД УМВД России ..., имеющейся в материалах дела, одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий является нарушение правил проезда пешеходных переходов.

Наиболее аварийными с точки зрения концентрации дорожно-транспортных происшествий с учетом пешеходов на нерегулируемых пешеходных переходах являются  ...  напротив домов №...: за 2011 год - ... ДТП, в которых ... человек получили травмы;  ...  - примыкание автодороги  ... : за 2011 год - ... ДТП, в которых ... человек погиб, ... получили травмы;  ...  напротив домов №...  ...  за 2011 год - ... ДТП, в которых ... человека получили травмы;  ...  напротив дома №... (образовательное учреждение - школа №...): за 2011 год - ... ДТП, в которых ... человека получили травмы;  ...  напротив дома №... (женская гуманитарная гимназия): за 2011 год - ... ДТП, в котором ... человек получил травмы.

Сторона ответчика указанные обстоятельства, не оспаривала, а также не оспаривала, что мероприятия по устройству искусственных неровностей для принудительного снижения скорости транспортных средств на проезжей части в районе школ, на местных проездах, заложенные в утвержденную межведомственную комплексную программу «Повышение безопасности дорожного движения на территории муниципального образования «Город Череповец» на 2010-2012 годы» со сроком исполнения -2010 год, до настоящего времени не выполнены.

При этом ответственность за соблюдение требований законодательства в области безопасности дорожного движения, обеспечивающую охрану жизни и здоровья неопределенного круга лиц, Федеральным Законом N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06 октября 2003 года, Федеральным законом N 196 "О безопасности дорожного движения" от 10 декабря 1995 года, а также Уставом города Череповца возложена на мэрию города Череповца, как орган местного самоуправления.

Следовательно, бездействие мэрии города Череповца в области обеспечения безопасности дорожного движения установлено.

При таких обстоятельствах решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований заместителя прокурора города Череповца в интересах неопределенного круга лиц к мэрии  ...  о возложении обязанности по обеспечению установки искусственных неровностей не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем подлежит отмене.

В соответствии с частью 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает необходимым принять решение о возложении на мэрию города Череповца обязанность обеспечить установку искусственных неровностей для принудительного снижения скорости транспортных средств на проезжей части на следующих участках дорог:  ...  напротив домов №...;  ...  - примыкание автодороги  ... ;  ...  напротив домов №...;  ...  напротив дома №...  ...  напротив дома №..., с установлением срока выполнения данных работ - до 01 июля 2013 года.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Череповецкого городского суда от 17 мая 2012 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Обязать мэрию города Череповца обеспечить установку искусственных неровностей для принудительного снижения скорости транспортных средств на проезжей части на следующих участках дорог:  ...  напротив домов №...;  ...  - примыкание автодороги  ... ;  ...  напротив домов №...  ...  напротив дома №...;  ...  напротив дома №..., в срок до 01 июля 2013 года.

Председательствующий: Г.А. Охапкина

Судьи: М.В. Соколова

Л.М. Слепухин

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка