СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВОЛОГОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 18 мая 2012 года Дело N 33-1575/2012

г. Вологда

18 мая 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Коничевой А.А.,

судей Слепухина Л.М., Игошевой Г.Н.,

при секретаре Мартынове Д.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации города Сокола по доверенности Гуничевой Т. А. на решение Сокольского районного суда от 29 февраля 2012 года, которым на Администрацию города Сокола возложена обязанность предоставить Денисовой З. А. вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, в черте города Сокол по договору социального найма, размером не менее ... кв.м общей площади.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Слепухина Л.М., судебная коллегия

установила:

Денисова З.А. обратилась в суд с иском к Администрации города Сокола о предоставлении благоустроенного жилого помещения.

В обоснование требований указала, что 02 мая 2011 года жилое помещение, расположенное по адресу:  ... , ранее занимаемое ею, было утрачено в результате пожара. На момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность помещения для проживания, она не состояла на учете нуждающихся в жилом помещении.

Просила обязать администрацию города Сокола предоставить ей вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, не менее ... кв.м, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и находящееся в черте города Сокол.

В судебное заседание Денисова З.А. не явилась, извещена надлежаще, ее представитель по доверенности Шатунов Е.Н. исковые требования поддержал. Пояснил, что истец одна была зарегистрирована и проживала в квартире, .... В 2011 году дом №... по ул. ... г. ... был полностью уничтожен огнем. Другого жилья истец не имеет, она вынуждена проживать у родственников. С ноября 2011 года Денисова З.А. поставлена на учет в льготную очередь лиц, нуждающихся в жилых помещениях.

Представитель ответчика по доверенности Гуничева Т.А. в судебном заседании исковые требования не признала, мотивируя тем, что сгоревшее жилое помещение принадлежало истцу на праве собственности. Считает, что по этим основаниям Администрация города Сокола не обязана предоставлять истцу вне очереди жилое помещение.

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель администрации города Сокола по доверенности Гуничева Т.А. просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения, отмены или изменения решения.

Разрешая спор, суд установил, что Денисовой З.А. на праве собственности принадлежала квартира №... в доме №... по ул. ... г. ..., общей площадью ... кв.м., в которой истец была зарегистрирована и проживала одна.

02 мая 2011 года в двухэтажном жилом доме №... по ул. ... г. ... произошел пожар, в результате которого дом сгорел полностью.

В соответствии с актом обследования помещения, заключением от 22 июня 2011 года №... межведомственной комиссией принято решение о несоответствии данного многоквартирного жилого дома требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и о его непригодности для проживания.

Согласно уведомлению Администрации города Сокола от 29.11.2011 №... Денисова З.А. принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с 25.11.2011 она включена в список граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

В соответствии с пунктом 1 части 2 данной нормы вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат. Указанной нормой установлено, что жилое помещение по договору социального найма должно предоставляться гражданам по месту их жительства в черте соответствующего населенного пункта.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).

Цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Эти конституционные начала распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище.

Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище. При этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).

Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

Удовлетворяя исковые требования, суд правомерно и обоснованно руководствовался приведенными выше нормами материального права и правильно исходил из того, что Денисова З.А. является собственником жилого помещения, которое признано непригодным для проживания после пожара, иного жилого помещения истец в собственности не имеет. В силу своего материального положения Денисова З.А. не в состоянии самостоятельно без использования заемных денежных средств приобрести отдельное благоустроенное жилье, так как является малоимущей.

Обязанность органа местного самоуправления обеспечить жилым помещением Денисову З.А. во внеочередном порядке в случае утраты ею жилья при указанных выше обстоятельствах, предусмотрена Конституцией Российской Федерации, законодательством о местном самоуправлении и приведенными выше нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы относительно возможного страхования жилого помещения, признанного непригодным для проживания, ничем объективно не подтверждены. Из материалов дела следует, что у Денисовой З.А. было застраховано имущество, находящееся в квартире на сумму ... рублей, однако доказательства страхования ею сгоревшей квартиры суду не представлены. Из пояснений истца усматривается, что квартира не была застрахована.

В остальной части доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, которые были предметом исследования судом первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, новых доводов она не содержит, поэтому по изложенным выше основаниям жалоба удовлетворению не подлежит.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, выводы суда соответствуют изложенным в решении обстоятельствам, доказательства требований истец суду представил, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не установлено, решение суда следует признать законным и обоснованным.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Сокольского районного суда от 29 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации города Сокола по доверенности Гуничевой Т. А. - без удовлетворения.

Председательствующий: А.А. Коничева

Судьи: Л.М. Слепухин

Г.Н. Игошева

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка