СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 11 мая 2011 года Дело N 33-322

11 мая 2011 года г. Горно-Алтайск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:

председательствующего - Алексиной М.В.

судей - Сумачаковой Н.И., Антуха Б.Е.

при секретаре - Тогочаевой К.А.

рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе Денежкина Н.С. на решение Онгудайского районного суда Республики Алтай от 28 февраля 2011 года, которым

Иск Щербакова С.М. удовлетворен. Установлен факт принятия Щербаковым С.М. наследства Денежкина С.Б., умершего 18.01.2007 г. Признан договор безвозмездной передачи в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений в муниципальном жилищном фонде (приватизации) №№ от  ...  г., заключенный между Денежкиным С.Б. и администрацией муниципального образования «Онгудайский район» действительным, включен жилой дом и земельный участок по адресу:  ...  в состав наследственного имущества, оставшегося после смерти Денежкина С.Б., последовавшей 18.01.2007 г. Признано за Щербаковым С.М. право собственности на жилой дом общей площадью 20,7 кв.м., в том числе жилой 11,7 кв.м., и земельный участок площадью 1507 кв.м., с кадастровым номером №, расположенные по адресу:  ...

В удовлетворении встречного иска Денежкина Н.С. к Щербакову С.М., администрации муниципального образования «Онгудайский район», администрации муниципального образования «Онгудайское сельское поселение» об установлении факта принятия наследства после смерти отца Денежкина С.Б., признании договора №№ от  ...  г., заключенного между Денежкиным С.Б. и администрацией муниципального образования «Онгудайский район», действительным, включении в состав наследственного имущества Денежкина С.Б. жилого дома общей полезной площадью 20,7 кв.м. и земельного участка площадью 1507 кв.м., расположенных по адресу:  ... , признании за ним права собственности на 1/2 долю в праве на жилой дом общей полезной площадью 20,7 кв.м. и 1/2 долю в праве на земельный участок площадью 1507 кв.м., расположенные по адресу:  ... , отказано.

Разъяснено, что решение суда является основанием для регистрации права собственности Щербакова С.М. на указанное недвижимое имущество Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай.

Заслушав доклад судьи Алексиной М.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Щербаков С.М. в лице своего представителя Гуткович О.Е. обратился в суд с иском к Денежкину Н.С., администрации МО «Онгудайский район», администрации МО «Онгудайское сельское поселение» об установлении факта принятия наследства, признании договора безвозмездной передачи в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений в муниципальном жилищном фонде (приватизации) № № от  ...  г. действительным, включении жилого дома и земельного участка по адресу:  ...  в состав наследственного имущества, признании за ним права собственности на жилой дом и земельный участок по адресу:  ... . Свои требования мотивирует тем, что перед смертью Денежкин С.Б. составил на его имя завещание от  ...  г., согласно которого он завещал ему все имущество, которое ему окажется принадлежащим ко дню смерти, включая жилой дом с земельным участком по адресу:  ... . После смерти Денежкина С.Б. он вступил в управление завещанным имуществом. До истечения шестимесячного срока с момента смерти Денежкина С.Б. он принимал меры к сохранению и содержанию указанного жилого дома. Другим наследником по завещанию является Денежкин А.Б., которому Денежкин С.Б. из завещанного истцу имущества завещал только автомобиль. На момент смерти наследодателя из близких родственников остался Денежкин Н.С., который в течение 6-ти месяцев с момента смерти отца не принял наследство. Супруга наследодателя умерла 03.10.1992 года. Поскольку он своевременно не подал заявление о принятии наследства по завещанию, то при обращении к нотариусу за выдачей свидетельства о праве на наследство получил отказ.

В ходе рассмотрения дела, 17 января 2011 года ответчиком Денежкиным Н.С. были предъявлены к Щербакову С.М., администрации МО «Онгудайский район», администрации МО «Онгудайское сельское поселение» встречные исковые требования об установлении факта принятия наследства после смерти его отца Денежкина С.Б., признании договора №№ от  ...  г., заключенного между Денежкиным С.Б. и администрацией МО «Онгудайский район», действительным, включении в состав наследственного имущества Денежкина С.Б. жилого дома общей полезной площадью 20,7 кв.м. и земельного участка площадью 1507 кв.м., расположенных по адресу:  ... , признании за ним права собственности на 1/2 долю в праве на жилой дом общей полезной площадью 20,7 кв.м. и 1/2 долю в праве на земельный участок площадью 1507 кв.м., расположенные по адресу:  ... . Заявленные требования мотивированы тем, что на основании договора № № от  ...  года о безвозмездной передаче в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений в муниципальном жилом фонде (приватизации), заключенного с администрацией МО «Онгудайский район», его отец Денежкин С.Б. получил в порядке приватизации в собственность жилой дом на земельном участке, находящийся по адресу:  ... . 18 января 2007 года его отец умер, не успев до конца оформить право на жилой дом и земельный участок. После его смерти он фактически принял часть наследственного имущества, получив в день похорон продукты питания, которые принадлежали отцу, а также вещи: две рубашки, футболку и брюки. Однако своевременно он не смог обратиться к нотариусу по поводу оформления наследства, так как живет в иной местности, стеснен в средствах, живет на пенсию и имеет на иждивении трех несовершеннолетних детей инвалидов с детства, воспитывает без супруги. Племянник забрал все документы отца, в том числе на дом и участок, пустил в дом квартирантов и не стал с ним общаться. В 2009 году он узнал, что отец, находясь в беспомощном состоянии, рак желудка в последней стадии, в возрасте почти в восемьдесят лет, оформил завещание на Щербакова С.М. В соответствии со ст. 1142 ГК РФ считает, что он является единственным наследником первой очереди. Помимо него наследников первой очереди не имеется. Так как он фактически принял наследство после смерти отца, то, несмотря на наличие завещания в пользу племянника, он, согласно ст. 1149 ГК РФ, наследует независимо от завещания не менее половины доли (обязательная доля) от всего наследственного имущества, которое причиталось бы ему по закону.

Суд вынес вышеизложенное решение, с которым не согласился Денежкин Н.С., в кассационной жалобе просит отменить его и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы указывает, что суд не принял тот факт, что после смерти отца он фактически принял часть наследства отца, забрав его личные вещи. Суд не учел, что он далеко живет от открытия наследства, а также находится в трудном материальном положении, поскольку живет на пенсию по инвалидности 2-й группы и имеет на иждивении троих несовершеннолетних детей. Суд также не учел возраст и болезненное состояние отца в момент составления завещания на имя Щербакова С.М.

В письменных возражениях на кассационную жалобу представитель Щербакова С.М. - Гуткович О.Е. просит оставить решение суда без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав Денежкина Н.С., его представителя Шипилова В.М., поддержавших доводы жалобы, представителя Щербакова С.М. - Гуткович О.Е., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Согласно ст. 1152, ст. 1153 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Признается, что наследник принял наследство, когда фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда подал нотариальному органу заявление о принятии наследства.

В ст. 1154 ГК РФ указано, что наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня его открытия.

В соответствии с ч. 1 ст. 1155 ГК РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства, суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.

Из анализа содержания указанных норм следует, что наследник, пропустивший срок для принятия наследства, может обратиться в суд с иском о восстановлении срока в течение шести месяцев со дня, когда отпали причины пропуска срока, установленного для принятия наследства. Таким образом, если опоздавший наследник в течение шести месяцев не воспользуется правом обратиться в суд за восстановлением права на наследование, то такой срок не подлежит восстановлению.

Как следует из материалов дела, 18 января 2007 года умер Денежкин С.Б. 25 октября 2006 года нотариусом Онгудайской государственной нотариальной конторы Суркашевой А.М. зарегистрировано в реестре за № № завещание Денежкина С.Б., по которому он завещал Щербакову С.М. жилой дом с земельным участком, находящийся по адресу:  ...

Наследником первой очереди после смерти Денежкина С.Б. являлся его сын - Денежкин Н.С.

Суд первой инстанции установив, что Денежкин Н.С. после смерти своего отца, зная о наличии наследственного имущества, в установленный законом шестимесячный срок наследство не принял, к нотариусу за принятием наследства в указанный срок не обратился, признал причины пропуска срока на принятие наследства неуважительными и отказал в его восстановлении.

Судебная коллегия находит, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о пропуске Денежкиным Н.С. срока принятия наследства, и невозможности его восстановления, поскольку после смерти его отца ничто не препятствовало ему обратиться к нотариусу в установленный законом срок для принятия наследства, в том числе и его инвалидность второй группы. Указанные обстоятельства подтверждаются показаниями свидетелей, допрошенными в зале судебного заседания, которым дана надлежащая правовая оценка, сомневаться в которой у судебной коллегии оснований не имеется.

Довод кассатора о том, что судом не дана оценка тому, что Денежкин Н.С. принял часть наследства, взяв себе личные вещи отца, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку в пункте 2 статьи 1153 ГК РФ, указаны действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства. К таким действиям относятся вступление во владение или в управление наследственным имуществом; принятие мер по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произведение за свой счет расходов на содержание наследственного имущества; оплата за свой счет долгов наследодателя или получение от третьих лиц причитавшихся наследодателю денежных средств. Как следует из материалов дела, Денежкин Н.С. не представил доказательств, свидетельствовавших о том, что он фактически принял наследство одним из указанных в данной норме права способов.

Довод жалобы о том, что суд не учел возраст и болезненное состояние отца в момент составления завещания на имя Щербакова С.М., не может быть рассмотрен судебной коллегией, поскольку требований о признании завещания недействительным Денежкиным Н.С. и его представителем не заявлялось.

Другие доводы жалобы не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда, поскольку они сводятся к иному, неправильному толкованию норм материального права и переоценке доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ.

Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст.ст. 373, 374 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Онгудайского районного суда Республики Алтай от 28 февраля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Денежкина Н.С. - без удовлетворения.

Председательствующий М.В. Алексина

Судьи Н.И. Сумачакова

Б.Е. Антух

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка