СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 19 сентября 2011 года Дело N 33-10101/11

19 сентября 2011 года г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего Орловой Е.Ю.,

судей Николаевой Т.В. и Александровой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Министерства финансов РФ Вокиной М.В. на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 31 января 2011 года по гражданскому делу по иску Ананьева В.Н., Ананьевой З.Н. к МВД России, ГУВД по Иркутской области, ОАО «Р.», Министерству финансов РФ, УФК по Иркутской области о взыскании страховых выплат в размере 25 окладов денежного содержания в связи со смертью сына в период прохождения службы в органах внутренних дел, с индексацией,

У С Т А Н О В И Л А:

Ананьев В.Н., Ананьева З.Н. обратились в суд с иском к Главному управлению внутренних дел по Иркутской области, Открытому акционерному обществу «Р.» о взыскании неполученной страховой выплаты в размере 25 окладов денежного содержания в связи со смертью сына А. в период прохождения службы в органах внутренних дел. В обоснование исковых требований указали, что их сын А. проходил службу в органах внутренних дел в должности старшего оперуполномоченного Восточно-Сибирского регионального управления по организованной преступности при УВД Иркутской области. "Дата обезличена" он погиб. По факту его гибели было возбуждено уголовное дело, которое "Дата обезличена" было прекращено за недоказанностью участия подозреваемых лиц в совершении преступления. Истцы полагали, что в связи с гибелью сына в период прохождения службы в органах внутренних дел им положена выплата страхового возмещения в размере 25 окладов денежного содержания каждому родителю на основании Постановления Совета Министров СССР от 30.12.1990 № 1393 «Об обязательном государственном личном страховании военнослужащих и военнообязанных, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел».

Определением суда от "Дата обезличена" к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство внутренних дел РФ.

Решением Кировского районного суда г. Иркутска от "Дата обезличена" требования истцов удовлетворены в полном объеме.

Определением судебной коллегии по гражданским делам от "Дата обезличена" решение суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение.

Определением суда от "Дата обезличена" к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство финансов РФ, УФК по Иркутской области.

При новом рассмотрении дела истцы, дополнив исковые требования, просили суд взыскать неполученные в связи с пропуском срока исковой давности страховые выплаты в виде 25 окладов денежного содержания с МВД РФ, ГУВД по Иркутской области, ОАО «Р.», Министерства финансов РФ, УФК по Иркутской области как убытки на основании ст. 15 ГК РФ.

Кроме того, истцами подано заявление о восстановлении пропущенного срока для взыскания страховых сумм, связанных с наступлением страхового случая, в размере 25 окладов денежного содержания, в котором они указали, что длительное время ждали решения следственно-судебных органов по уголовному делу, возбужденному по факту смерти сына, не знали о своем праве на получение страховых выплат, орган внутренних дел и страховая компания не сообщили им о возможности получения страхового возмещения, в связи с чем пропущенный срок на получение страховых выплат им должен быть восстановлен, а страховые выплаты взысканы на основании ст. 1069 ГК РФ.

Истцы Ананьев В.Н., Ананьева З.Н., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель ответчика Министерства финансов Талаев Д. В. полагал исковые требования необоснованными, указав на пропуск истцами срока исковой давности.

Соответчики ГУВД по Иркутской области, МВД России, ОАО «Р.» надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в суд своих представителе не направили.

Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 31.01.2011 исковые требования удовлетворены частично.

С Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу Ананьева В.Н. и Ананьевой З.Н. в счет возмещения убытков взыскано по ***.

Исковые требования Ананьевых к МВД РФ, ОАО «Р.», УФК по Иркутской области, ГУВД по Иркутской области о взыскании убытков оставлены без удовлетворения.

В кассационной жалобе представитель Министерства финансов РФ Вокина М.В. просит решение суда отменить, указав, что истцами были заявлены требования о взыскании страховой суммы в связи с гибелью сына, в то время как по данному делу имеется решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от "Дата обезличена", которым истцам отказано в удовлетворении исковых требований к ОАО «Р.» о взыскании страхового возмещения в связи с пропуском срока исковой давности. После привлечения Кировским районным судом г. Иркутска к участию в деле Министерства финансов РФ, представителем было заявлено о пропуске истцами срока исковой давности, однако суд в нарушение норм материального прав не применил указанный срок.

Кроме того, удовлетворяя требования, суд необоснованно применил ст. 1069 ГК РФ, поскольку судом не установлены все условия наступления деликтной ответственности в соответствии со ст. 1069 ГК РФ, а именно незаконное бездействий должностных лиц ГУВД по Иркутской области. Более того, суд вышел за пределы рассматриваемого иска, вынес решение о взыскании убытков, признал бездействие сотрудников ГУВД по Иркутской области незаконным, в то время как истцами исковые требования о признании действий (бездействий) сотрудников ГУВД по Иркутской области незаконными не заявлялись.

В письменных возражениях на кассационную жалобу истцы полагают решение суда законным и обоснованны, просят оставить его без изменения.

Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Александровой М.А., проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по основаниям п.п. 4 п. 1 ст. 362 ГПК РФ, исходя из следующего.

В соответствии со ст. 969 ГК РФ в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий.

Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).

Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями.

Обязательное государственное страхование оплачивается страховщикам в размере, определенном законами и иными правовыми актами о таком страховании.

В соответствии со ст. 29 Закона РФ «О милиции» все сотрудники милиции подлежали обязательному государственному страхованию.

В соответствии с п. 1 Постановления Совета Министров РФ от 05.04.1993 № 295 «О порядке проведения обязательного государственного личного страхования военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел», регулировавшего вопросы выплат по обязательному государственному страхованию сотрудников милиции до принятия соответствующих законодательных актов об обязательном государственном страховании, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел подлежат обязательному государственному личному страхованию на случай гибели (смерти), увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения ими службы (военных сборов), в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Постановлением.

П. 3 указанного Постановления установлено, что в случае гибели (смерти) застрахованного в период прохождения службы (военных сборов) либо до истечения одного года после увольнения со службы (военных сборов) вследствие ранения, травмы, контузии, увечья или заболевания, имевших место в период прохождения службы (военных сборов), размер страховой выплаты составляет по 25 окладов денежного содержания на каждого члена семьи. При этом к членам семьи, имеющим право на получение страховой суммы, относятся: жена (муж), состоящая на день наступления страхового события в зарегистрированном браке с застрахованным, отец и мать застрахованного, а также его дети, не достигшие 18 лет (учащиеся в возрасте до 23 лет), либо старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет.

Во исполнение Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 05.04.1993 № 295 «О порядке проведения обязательного государственного личного страхования военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел» Приказом МВД РФ от 17.05.1993 № 234 утверждена Инструкция о порядке проведения обязательного государственного личного страхования военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов (учреждений) внутренних дел (далее Инструкция).

П. 2.1 Приказа МВД РФ от 17.05.1993 № 234 предписано начальникам главных управлений и управлений МВД России, министрам внутренних дел республик, начальникам управлений (главных управлений) внутренних дел краев, областей, автономной области, автономных округов, г. Москвы, г. Санкт - Петербурга и Ленинградской области, УЛИТУ, УВДТ (ОВДТ), ОУМТиВС, УВД (ОВД) Восьмого главного управления МВД России, командующим округов внутренних войск, командирам соединений и воинских частей, начальникам учебных заведений и научно - исследовательских учреждений МВД России довести до сведения военнослужащих, сотрудников органов (учреждений) внутренних дел установленный порядок обязательного государственного личного страхования.

Согласно п. 4 Инструкции заявление о выплате страховой суммы застрахованный (члены семьи) может подать в филиал страховой фирмы до истечения трех лет со дня страхового события.

В соответствии п. 10 Инструкции в целях своевременной выплаты застрахованным (членам их семей) страховых сумм воинские части, соединения, органы управления, военно - учебные заведения, учреждения и округа внутренних войск, органы (учреждения) внутренних дел оказывают им (членам семьи) максимальное содействие в истребовании и оформлении документов, необходимых для решения вопроса о праве на выплату страховых сумм.

Согласно п. 11 Инструкции для определения права на выплату страховой суммы застрахованные (члены семьи) оформляют в воинской части, органе (учреждении) внутренних дел и представляют в филиал страховой фирмы следующие документы:

В случае гибели (смерти) застрахованного в период службы (военных сборов) либо до истечения одного года после увольнения со службы (военных сборов) вследствие ранения (контузии, травмы, увечья) или заболевания, полученных в период прохождения службы (военных сборов):

- заявление ;

- справку о размере должностного оклада и оклада по званию на день наступления страхового события;

- копию свидетельства о смерти, заверенную соответствующим кадровым аппаратом;

- справку о составе семьи застрахованного с указанием степени родства, места их жительства, месяца и года рождения детей;

- документ, удостоверяющий личность каждого члена семьи.

В соответствии с п.п. 12, 13 Инструкции при обращении застрахованного или членов его семьи с заявлением о выплате страховой суммы, филиал страховой фирмы обязан зарегистрировать заявление в журнале регистрации заявлений и выплат страховых сумм и проверить правильность оформления документов, указанных в п. 11 настоящей Инструкции.

Воинские части, органы (учреждения) внутренних дел обязаны представлять по требованию органов государственного страхования необходимые документы об обстоятельствах наступления страховых событий для решения вопроса о выплате страховых сумм.

При рассмотрении спора судом установлено, что сын истцов А.проходил службу в органах внутренних дел в должности старшего оперуполномоченного отдела "Номер обезличен" Восточно-Сибирского регионального управления по борьбе с организованной преступностью при УВД Иркутской области.

Согласно свидетельству о смерти "Номер обезличен" от "Дата обезличена" А. умер "Дата обезличена".

Приказом начальника Управления внутренних дел Иркутской области "Номер обезличен" от "Дата обезличена" А. исключен из списков личного состава сотрудников органов внутренних дел в связи со смертью с "Дата обезличена".

В связи с наступлением страхового случая (гибелью сына - сотрудника органа внутренних дел в период прохождения службы) у истцов возникло право на получение страховых выплат в размере 25 окладов денежного содержания застрахованного А.

"Дата обезличена" Ананьевы обратились в Замоскворецкий районный суд г. Москвы с иском к ОАО «Р.» о взыскании страхового возмещения, указав, что пропустили трехгодичный срок исковой давности по уважительным причинам, т.к. длительное время ждали решения следственных органов, не знали о выплате страховой суммы, глубоко переживали гибель сына, являются людьми преклонного возраста, часто болеют.

Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от "Дата обезличена" в удовлетворении исковых требований Ананьева В.Н., Ананьевой З.Н. к ОАО «Р.» о взыскании страхового возмещения отказано в связи с пропуском срока исковой давности, оснований для восстановления срока исковой давности судом не установлено.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от "Дата обезличена" решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от "Дата обезличена" оставлено без изменения, кассационная жалоба Ананьева В.Н., Ананьевой З.Н. - без удовлетворения.

"Дата обезличена" Ананьевы обратились в Кировский районный суд г. Иркутска с исковыми требованиями о взыскании страхового возмещения в связи с гибелью сына, в том числе к ответчику ОАО «Росгосстрах».

В соответствии со ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда или определение суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска или утверждением мирового соглашения сторон;

Суд не учел указанных требований процессуального закона, рассмотрел исковые требования Ананьевых к ОАО «Р.» о взыскании страховых сумм, неполученных в связи с гибелью сына, в то время как производство по делу в этой части подлежало прекращению.

Разрешая спор и возлагая на Министерство финансов РФ обязанность по возмещению истцам убытков в размере страховых сумм, подлежащих выплате в связи с гибелью сына, с индексацией, суд исходил из обоснования иска, указанного Ананьевыми в исковом заявлении (дополнительном), поступившем в суд "Дата обезличена". Как следует из указанного искового заявления, предмет исковых требований истцы не изменяли, уточнив основания иска со ссылкой на ст. ст. 15, 1069 ГК РФ. В заявления истцов о восстановлении пропущенного срока, поступившего в суд "Дата обезличена", Ананьевы настаивают на исковых требованиях о взыскании в их пользу страхового возмещения в размере 25 окладов денежного содержания их погибшего сына, подлежащего, по их мнению, взысканию в соответствии ст. ст. 15, 1069 ГК РФ.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.

Одновременное изменение предмета и основания иска гражданским процессуальным законом не допускается.

Согласно ст. 196 ГПК суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Суд не учел указанных процессуальных норм. В то время как суду надлежало рассмотреть исковые требования Ананьевых о взыскании страховых сумм в связи с гибелью сына, учитывая дополнительное основание иска, суд рассмотрел требования Ананьевых о взыскании убытков, не рассмотрев заявленные в иске - о взыскании страховых сумм.

Кроме того, суд не учел, что правовых оснований для взыскания страховых сумм с МВД РФ, ГУВД по Иркутской области, Министерства финансов РФ, УФК по Иркутской области не имелось, в том числе и по заявленным основаниям ст. 1069 ГК РФ, исходя из следующего.

Согласно ст. 1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Из смысла указанной правовой нормы усматривается, что для возмещения вреда по основаниям ст. 1069 ГК РФ необходимо установить возникновение между гражданином и органом государственной власти властно-административных отношений, в которых орган государственной власти реализует свои властные полномочия в отношении гражданина, в результате чего гражданину причиняется вред. Противоправность действий (бездействия) органа государственной власти в данном случае выражается в незаконности акта или иного проявления власти в отношении гражданина. При установлении не властно-административных, а гражданско-правовых отношений между сторонами, нормы ст. 1069 ГК РФ применяться не могут.

Как усматривается из материалов дела, отношения между Ананьевыми и ГУВД по Иркутской области носили гражданско-правовой характер, это отношения по обязательному страхованию жизни и здоровья сотрудника органа внутренних дел, в которых ГУВД по Иркутской области не выступает в качестве властного органа по отношению к истцам. В связи с чем указанные отношения нормами ст. 1069 ГК РФ не регулируются.

Кроме того, для возмещения вреда в порядке ст. 1069 ГК РФ необходимо установить совершение органом государственной власти незаконных действий (бездействия).

Удовлетворяя требования Ананьевых о взыскании с Министерства финансов РФ убытков, причиненных неполучением страховых сумм в связи с гибелью сына, суд не учел, что правовых норм, обязывающих орган внутренних дел уведомлять членов семьи погибшего сотрудника о их праве на получение страховых выплат, не имеется. Как видно из материалов дела страховые выплаты не получены Ананьевыми в связи с не обращением за ними в установленный законом срок, в то время как нормативными актами предусмотрен заявительный характер таких выплат. Замоскворецким районным судом г. Москвы не установлено оснований для восстановления истцам срока исковой давности для взыскания неполученных ими страховых выплат.

Также суд не учел, что действиями (бездействием) ГУВД по Иркутской области истцам не причинено имущественного вреда. Истцы не утратили своего имущества, поскольку имущества в виде страховых выплат они никогда не имели, а в защите права на получение страховых выплат судом истцам отказано в связи с пропуском ими срока исковой давности без уважительных причин.