• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

 
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 

от 21 августа 2012 года Дело N 33-6794/12
 

21 августа 2012 года

г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего Давыдовой О.Ф.,

судей Быковой Н.А. и Сазонова П.А.,

при секретаре Чащиной И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шибаковой Е.С. к Администрации Шелеховского муниципального района о внеочередном предоставлении жилого помещения

по апелляционной жалобе Администрации Шелеховского муниципального района

на решение Шелеховского городского суда Иркутской области от 18 июня 2012 года по данному гражданскому делу,

УСТАНОВИЛА:

В обоснование заявленных требований истец Шибакова Е.С. указала, что она является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Решением суда от "дата обезличена" ее мать Ш. лишена родительских прав, отец в свидетельстве о рождении указан со слов матери. С "дата обезличена" по "дата обезличена" она находилась на обучении, воспитании и полном государственном обеспечении в ОГОУ "С.Ш.". Закрепленного жилья не имеет. Постановлением мэра Шелеховского муниципального образования от "дата обезличена" "номер обезличен" она была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий во внеочередной список при Шелеховской администрации как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей. До настоящего времени жилым помещением не обеспечена, продолжает состоять на учете на внеочередное получение жилья, проживает с дочерью в арендуемом жилом помещении.

Просила суд обязать Администрацию Шелеховского муниципального района предоставить ей жилое помещение вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, находящееся в черте "адрес обезличен".

В судебном заседании истец Шибакова Е.С. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика Администрации Шелеховского муниципального района Кукенбаева Ю.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала.

Решением Шелеховского городского суда Иркутской области от 18 июня 2012 года исковые требования Шибаковой Е.С. удовлетворены. Суд обязал Администрацию Шелеховского муниципального района предоставить Шибаковой Е.С. вне очереди жилое помещение по договору социального найма, благоустроенное применительно к условиям "адрес обезличен", не менее нормы предоставления.

В апелляционной жалобе Администрация Шелеховского муниципального района просит решение суда отменить, полагая, что при вынесении решения судом нарушены нормы материального права, и принять новое решение. В обоснование жалобы указывает, что жилищным законодательством Российской Федерации предусмотрено два вида гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на жилое помещение: основные и дополнительные. Финансирование расходов, связанных с реализацией законодательства о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Иркутской области, производится за счет средств областного бюджета, предусмотренных законом области об областном бюджете, в порядке, установленном бюджетным законодательством.

Заявитель жалобы считает, что действие Закона Иркутской области от 22 июня 2010 года №50-ОЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» на Шибакову Е.С. не распространяется и она не имеет права на предоставление жилого помещения по договору социального найма на основании указанного закона в силу статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку Шибакова Е.С. с "дата обезличена" состоит на учете при Администрации города Шелехова в качестве нуждающейся в жилом помещении как сирота, в связи с чем правоотношения, связанные с предоставлением ей жилого помещения, возникли до вступления в силу данного Закона Иркутской области, а обратная сила названного закона прямо не предусмотрена этим законом.

Основные гарантии по обеспечению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются органами местного самоуправления поселения независимо от финансовых возможностей бюджета поселения в силу статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в данном случае - Администрацией Шелеховского городского поселения, а Администрация Шелеховского муниципального района наделена дополнительными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещениями по договорам социального найма.

Администрация Шелеховского муниципального района - орган местного самоуправления муниципального района, вопросы местного значения которого установлены статьей 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в числе которых отсутствуют полномочия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам.

Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона Иркутской области от 29 июня 2010 года №52-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Использование на осуществление государственных полномочий Иркутской области средств бюджета Шелеховского района невозможно, так как это приведет к нарушению требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и повлечет приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов бюджету Шелеховского района.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Сазонова П.А., объяснения Шибаковой Е.С., согласившейся с решением суда первой инстанции, рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и оценив доказательства в соответствии с частью 1 статьи 327? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проверив, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда (далее - судебная коллегия) не находит оснований к отмене решения суда.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как решение суда принято в соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению, имеющие значение для дела обстоятельства правильно определены судом и подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям процессуального закона и оцененными судом в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26? Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизировал государственные полномочия субъектов Российской Федерации в указанной сфере общественных отношений (статьи 2, 8).

Закон Иркутской области от 22 июня 2010 года № 50-ОЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулирует отдельные вопросы реализации указанных дополнительных гарантий в Иркутской области (статья 1), в том числе предусматривает, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по месту их учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в границах соответствующего населенного пункта (часть 10 статьи 4).

При этом органы местного самоуправления муниципального образования Шелеховский район наделены государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, жилыми помещениями по договорам социального найма на территории муниципального образования Шелеховский район (приложение 1 к Закону Иркутской области от 29 июня 2010 года № 52-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области»).

Установив, что истица имеет право как лицо, оставшееся без попечения родителей, на предоставление ей вне очереди жилого помещения, поставлена на учет на предоставление жилого помещения в пределах территории муниципального образования Шелеховский район в законном порядке, до настоящего времени ей не выделено жилое помещение вне очереди в данном муниципальном образовании не ниже установленных социальных норм, на условиях договора социального найма, и правильно применив нормы материального права, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении иска.

Судебная коллегия не соглашается с доводами апелляционной жалобы.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы об основных и дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, никак не влияют на правильность (законность и обоснованность) решения суда первой инстанции, поскольку предметом иска является требование об исполнении обязанности по осуществлению именно дополнительной гарантии по обеспечению таких лиц жилыми помещениями по договорам социального найма, и при этом законодателем Иркутской области, как показано выше, такая обязанность закреплена за органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, а не городских поселений или сельских поселений.

Оценивая этот довод апелляционной жалобы, судебная коллегия также принимает во внимание, что Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» принят и вступил в силу ранее, чем Жилищный кодекс Российской Федерации, поэтому нормы указанного Федерального закона не могут носить дополнительный характер по отношению к нормам Кодекса; кроме того, по предмету правового регулирования Жилищный кодекс Российской Федерации не является нормативным правовым актом об основных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Кроме того, в пункте 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на который ссылается лицо, подавшее жалобу, не предусмотрена социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а предусмотрено иное - обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством. Дополнительные гарантии права граждан на жилище для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены законодателем независимо от того, являются ли они малоимущими.

Лицо, подавшее жалобу, ссылается также на пункт 3 части 2 статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому в собственности поселений может находиться жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда. Этот довод не принимается во внимание судебной коллегией, поскольку он не говорит о невозможности нахождения соответствующего имущества в собственности муниципального района: согласно пункту 2 части 1 той же статьи в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Довод о недостаточном финансировании также не влияет на правильность (законность и обоснованность) решения суда первой инстанции. Данный спор о нарушенном праве гражданина возник не из бюджетных правоотношений (статья 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации), а из жилищных правоотношений (статья 4 Жилищного кодекса Российской Федерации), истец в данном гражданском деле не является субъектом бюджетного правоотношения, в том числе не является участником бюджетного процесса (статья 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», частями 1, 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации осуществление нарушенного права на предоставление жилого помещения вне очереди не поставлено законодателем в зависимость от достаточности бюджетных средств.

Судебная коллегия считает также ошибочно сформулированным довод апелляционной жалобы о запрете использования средств бюджета муниципального района на осуществление данных полномочий, поскольку субвенция из областного бюджета поступает в доход бюджета муниципального района как безвозмездное поступление, то есть неналоговый доход (статья 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Ссылка заявителя апелляционной жалобы на статью 4 Гражданского кодекса Российской Федерации не принимается во внимание, поскольку общественные отношения по предоставлению жилого помещения не являются гражданскими правоотношениями по объекту, содержанию, субъектному составу, методу правового регулирования; к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, гражданское законодательство по общему правилу не применяется (статья 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Ссылка лица, подавшего апелляционную жалобу, на то, что Шибакова Е.С. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении до вступления в силу Закона Иркутской области от 22 июня 2010 года № 50-ОЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области», не принимается во внимание. Исходя из приложения 2 к Закону Иркутской области от 29 июня 2010 года № 52-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области» при расчете размера субвенции, предоставляемой бюджету муниципального образования Шелеховский район из областного бюджета, учитывается численность всех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в данном муниципальном образовании независимо от времени постановки на учет.

Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства, которые в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут служить основанием для отмены решения суда.

Руководствуясь статьями 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Шелеховского городского суда Иркутской области от 18 июня 2012 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Шелеховского муниципального района - без удовлетворения.

Председательствующий

О.Ф. Давыдова

Судьи

Н.А. Быкова

П.А. Сазонов




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Номер документа: 33-6794/12
Принявший орган: Иркутский областной суд
Дата принятия: 21 августа 2012

Поиск в тексте