СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 28 августа 2012 года Дело N 33-7026/12

28 августа 2012 года

г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего Давыдовой О.Ф.,

судей Бадлуевой Е.Б. и Сазонова П.А.,

при секретаре Макаровой С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коваленко А.А. к Администрации Шелеховского муниципального района, Администрации Шелеховского городского поселения о внеочередном предоставлении жилого помещения

по апелляционной жалобе Администрации Шелеховского муниципального района

на решение Шелеховского городского суда Иркутской области от 3 июля 2012 года по данному гражданскому делу,

УСТАНОВИЛА:

В обоснование исковых требований истец Коваленко А.А. указал, что на основании постановления мэра Шелеховского муниципального образования от "дата обезличена" "номер обезличен" состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении как сирота. До настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено. Просил обязать ответчика предоставить ему вне очереди жилое помещение по договору социального найма.

В судебном заседании истец Коваленко А.А. исковые требования поддержал.

Представитель ответчика Администрации Шелеховского муниципального района Кукенбаева Ю.И., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала.

Представитель ответчика Администрации Шелеховского городского поселения Ефремов Д.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал.

Решением Шелеховского городского суда Иркутской области от 3 июля 2012 года исковые требования Коваленко А.А. удовлетворены. Суд обязал Администрацию Шелеховского муниципального района предоставить Коваленко А.А. вне очереди жилое помещение по договору социального найма, благоустроенное применительно к условиям "адрес обезличен", не менее нормы предоставления, в части возложения обязанности по предоставлению жилого помещения на Администрацию Шелеховского городского поселения в иске отказано.

В апелляционной жалобе, подписанной представителем ответчика Кукенбаевой Ю.И., действующей на основании доверенности, Администрация Шелеховского муниципального района просит решение суда отменить, полагая, что при вынесении решения судом нарушены нормы материального права, и принять новое решение о возложении соответствующей обязанности на Администрацию Шелеховского городского поселения.

Лицо, подавшее апелляционную жалобу, указывает, что жилищным законодательством предусмотрено два вида гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на жилое помещение: основные и дополнительные. Финансирование расходов, связанных с реализацией дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Иркутской области производится за счет средств областного бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством.

Лицо, подавшее апелляционную жалобу, считает, что действие Закона Иркутской области от 22 июня 2010 года №50-ОЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» на Коваленко А.А. не распространяется и он не имеет права на предоставление жилого помещения на основании указанного закона в силу статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку он с 2001 года состоит на учете при Администрации города Шелехова в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи с чем правоотношения, связанные с предоставлением ему жилого помещения, возникли до вступления в силу означенного Закона Иркутской области, и обратная сила последнего ничем не предусмотрена.

Лицо, подавшее апелляционную жалобу, указывает также, что основные гарантии по обеспечению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются органами местного самоуправления поселения вне зависимости от финансовых возможностей бюджета поселения в силу статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 6 части 1 статьи 14, пункта 3 части 2 статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в данном случае - Администрацией Шелеховского городского поселения.

Администрация Шелеховского муниципального района - орган местного самоуправления муниципального района, вопросы местного значения которого установлены статьей 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в числе которых отсутствуют полномочия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам.

Заявитель апелляционной жалобы ссылается также на статью 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 11 Закона Иркутской области от 29 июня 2010 года №52-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области», указывая, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств, использование на осуществление государственных полномочий Иркутской области средств бюджета Шелеховского района невозможно.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу Администрация Шелеховского городского поселения соглашается с решением суда первой инстанции.

Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Сазонова П.А., объяснения Коваленко А.А., согласившегося с решением суда первой инстанции, рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и оценив доказательства в соответствии с частью 1 статьи 327? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проверив, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда (далее - судебная коллегия) не находит оснований к отмене решения суда.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как решение суда принято в соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению, имеющие значение для дела обстоятельства правильно определены судом и подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям процессуального закона и оцененными судом в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26? Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизировал государственные полномочия субъектов Российской Федерации в указанной сфере общественных отношений (статьи 2, 8).

Закон Иркутской области от 22 июня 2010 года № 50-ОЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулирует отдельные вопросы реализации указанных дополнительных гарантий в Иркутской области (статья 1), в том числе предусматривает, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по месту их учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в границах соответствующего населенного пункта (часть 10 статьи 4).

При этом органы местного самоуправления муниципального образования Шелеховский район наделены государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, жилыми помещениями по договорам социального найма на территории муниципального образования Шелеховский район (приложение 1 к Закону Иркутской области от 29 июня 2010 года № 52-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области»).

Обеспечение жилыми помещениями является видом исполнительно-распорядительной деятельности органа публичной власти.

Местная администрация муниципального района в данном случае является единственным исполнительно-распорядительным органом муниципального района (статьи 34, 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статья 21 Устава Шелеховского района).

Установив, что истец имеет право на предоставление ему вне очереди жилого помещения, поставлен на учет на предоставление жилого помещения в пределах территории муниципального образования Шелеховский район в законном порядке, до настоящего времени ему не выделено жилое помещение вне очереди в данном муниципальном образовании не ниже установленных социальных норм, на условиях договора социального найма, и правильно применив нормы материального права, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении иска.

Судебная коллегия не соглашается с доводами апелляционной жалобы.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы об основных и дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, никак не влияют на правильность (законность и обоснованность) решения суда первой инстанции, поскольку предметом иска является требование об исполнении обязанности по осуществлению именно дополнительной гарантии по обеспечению таких лиц жилыми помещениями по договорам социального найма, и при этом законодателем Иркутской области, как показано выше, такая обязанность закреплена за органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, а не городских поселений или сельских поселений.

Оценивая этот довод апелляционной жалобы, судебная коллегия также принимает во внимание, что Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» принят и вступил в силу ранее, чем Жилищный кодекс Российской Федерации, поэтому нормы указанного Федерального закона не могут носить дополнительный характер по отношению к нормам Кодекса; кроме того, по предмету правового регулирования Жилищный кодекс Российской Федерации не является нормативным правовым актом об основных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Кроме того, в пункте 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на который ссылается лицо, подавшее жалобу, не предусмотрена социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а предусмотрено иное - обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством. Дополнительные гарантии права граждан на жилище для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены законодателем независимо от того, являются ли они малоимущими.

Лицо, подавшее жалобу, ссылается также на пункт 3 части 2 статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому в собственности поселений может находиться жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда. Этот довод не принимается во внимание судебной коллегией, поскольку он не говорит о невозможности нахождения соответствующего имущества в собственности муниципального района: согласно пункту 2 части 1 той же статьи в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

При этом пункт 3 части 2 статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает нахождение в собственности поселения для решения его вопросов местного значения жилищного фонда социального использования для обеспечения малоимущих граждан, каковыми дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа являются не всегда, что при системном толковании с пунктом 6 части 1 статьи 14 этого Федерального закона также не позволяет истолковывать пункт 6 части 1 статьи 14 так, как предлагается в апелляционной жалобе.

Довод о недостаточном финансировании также не влияет на правильность (законность и обоснованность) решения суда первой инстанции. Данный спор о нарушенном праве гражданина возник не из бюджетных правоотношений (статья 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации), истец в данном гражданском деле не является субъектом бюджетного правоотношения, в том числе не является участником бюджетного процесса (статья 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», частями 1, 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации осуществление нарушенного права на предоставление жилого помещения вне очереди не поставлено законодателем в зависимость от достаточности бюджетных средств.

Судебная коллегия считает также ошибочно сформулированным довод апелляционной жалобы о запрете использования средств бюджета муниципального района на осуществление данных полномочий, поскольку субвенция из областного бюджета поступает в доход бюджета муниципального района (пункт 4 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Ссылка заявителя апелляционной жалобы на статью 4 Гражданского кодекса Российской Федерации не принимается во внимание, поскольку общественные отношения по предоставлению жилого помещения не являются гражданско-правовыми по объекту, содержанию, субъектному составу, методу правового регулирования; к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, гражданское законодательство по общему правилу не применяется (статья 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Ссылка лица, подавшего апелляционную жалобу, на то, что Коваленко А.А. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до вступления в силу Закона Иркутской области от 22 июня 2010 года № 50-ОЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области», не принимается во внимание. Исходя из приложения 2 к Закону Иркутской области от 29 июня 2010 года № 52-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области» при расчете размера субвенции, предоставляемой бюджету муниципального образования Шелеховский район из областного бюджета, учитывается численность всех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в данном муниципальном образовании независимо от времени постановки на учет.

Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства, которые в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут служить основанием для отмены решения суда.

Руководствуясь статьями 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Шелеховского городского суда Иркутской области от 3 июля 2012 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Шелеховского муниципального района - без удовлетворения.

Председательствующий

О.Ф. Давыдова

Судьи

Е.Б. Бадлуева

П.А.Сазонов

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка