СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 09 сентября 2011 года Дело N 33-9742/11

9 сентября 2011 года г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего Амосова С.С.,

судей Давыдовой О.Ф. и Скубиевой И.В.,

при секретаре Нечкиной Е.А.,

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Скубиевой И.В. кассационные жалобы представителя администрации "Л" муниципального района Ю.И. Кукенбаева и представителя Правительства Иркутской области Глиензовской Я.Э. на решение Шелеховского городского суда Иркутской области от 19 мая 2011 года по гражданскому делу по иску Черненко Н.И. к администрации "Л" муниципального района, Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Правительству Иркутской области, Министерству финансов Иркутской области о внеочередном предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛА:

В обоснование иска Черненко Н.И. указала, что её мать Черненко Г.В. умерла "Дата обезличена", отец Черненко И.М.- "Дата обезличена".

За ней было закреплено жилое помещение по адресу: "Адрес обезличен" которое в настоящее время признано не пригодным для проживания.

С "Дата обезличена" она находилась в детских учреждениях для детей-сирот. После получения профессионального образования вернулась в с. "А" для постоянного проживания. В соответствии с постановлением главы "А" сельского поселения от "Дата обезличена" "Номер обезличен" она поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по внеочередному списку как лицо из числа детей-сирот.

Истец имеет статус, дающий ей право на внеочередное предоставление жилья, однако, до настоящего времени жилым помещением она не обеспечена.

"Дата обезличена" она подала новое заявление в администрацию "Л" района о предоставлении жилого помещения вне очереди как лицу из числа детей-сирот, в ответ на которое администрация направила ей письмо, что финансирования нет и предоставить жилье не представляется возможным.

Считая данный отказ незаконным, Черненко Н.И. просила суд признать за ней право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма как лицу из числа детей-сирот и обязать администрацию "Л" муниципального района предоставить ей жилое помещение по договору социального найма вне очереди, соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, благоустроенное применительно к условиям г."Л", за счет субвенций, предоставляемых местному бюджету из областного бюджета на осуществление данных государственных полномочий.

Решением Шелеховского городского суда Иркутской области от 19 мая 2011 года исковые требования Черненко Н.И. удовлетворены: за ней признано право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма как лицу из числа детей-сирот, на администрацию "Л" муниципального района возложена обязанность по предоставлению Черненко Н.И., "Дата обезличена" года рождения, вне очереди жилого помещения по договору социального найма, благоустроенного применительно к условиям с. "А" "Л" района, не ниже нормы предоставления, за счет субвенций, предоставляемых местному бюджету из областного бюджета на осуществление данных государственных полномочий.

В кассационной жалобе представитель администрации "Л" муниципального района Кукенбаева Ю.И. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что денежные средства из областного и федерального бюджетов, выделенных на осуществление в "Дата обезличена" переданных областных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма полностью исчерпаны. В связи с чем надлежащим ответчиком по исковым требованиям Черненко Н.И. должен быть исполнительный орган государственной власти Иркутской области.

При рассмотрении дела суд не полностью исследовал обстоятельства дела, не рассмотрел вопрос о причинах возникновения ситуации, в которой у органа местного самоуправления отсутствует объективная возможность реализации переданных государственных полномочий, не учел положения статьи 12 Закона Иркутской области № 52-оз «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области».

В кассационной жалобе представитель Правительства Иркутской области Глиензовская Я.Э. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение по тем основаниям, что судом допущено нарушение норм материального права, смешение двух видов гарантий (основной и дополнительной).

Формулировка резолютивной части решения, содержащая указание на источник, за счет которого должно быть предоставлено жилое помещение Черненко Н.И., ограничивает права администрации "Л" муниципального района.

Суд вышел за рамки предъявленных требований, поскольку требований о предоставлении жилого помещения за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам, не предъявлялось.

Судом не установлены обстоятельства соблюдения Черненко Н.И. заявительного порядка обращения в уполномоченный орган и принятие уполномоченным органом соответствующего положительного решения.

Кроме того, не проверен довод администрации об отсутствии возможности исполнения органом местного самоуправления обязательств по приобретению и предоставлению жилого помещения в виду отсутствия финансирования переданных государственных полномочий.

В возражениях на кассационную жалобу Правительства Иркутской области администрация "Л" муниципального района не согласилась с доводами, изложенными в жалобе.

В возражениях на кассационную жалобу администрации "Л" муниципального района Министерство финансов Иркутской области просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.

В отзыве на кассационные жалобы Правительства Иркутской области и администрации "Л" муниципального района Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области просит решение суда оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Скубиевой И.В., объяснения Черненко Н.И., представителей администрации "Л" муниципального района Рудых Г.А., Пономарева А.В., изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов кассационных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения и удовлетворения кассационных жалоб.

Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Черненко Н.И. в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Законом Иркутской области от 22.06.2010 № 50-оз «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» имеет право как лицо, относящееся к категории лиц из числа детей-сирот, на предоставление вне очереди жилого помещения. Также суд исходил из того, что, хотя за Черненко Н.И. было закреплено жилое помещение, оно в настоящий период времени признано не пригодным для проживания, Черненко Н.И. в установленном законом порядке принята на учет лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по льготной очереди, что обуславливает обоснованность требований Черненко Н.И.

При решении вопроса о возложении обязанности по предоставлению соответствующего жилого помещения на администрацию "Л" муниципального района суд исходил из положений Закона Иркутской области от 29.06.2010 № 52-оз «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области».

Выводы суда подробно мотивированы, основаны на нормах действующего законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены относимыми и допустимыми доказательствами, под сомнение доводами кассационных жалоб поставлены быть не могут по следующим основаниям.

Меры социальной поддержки по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее по тексту дети-сироты), жилыми помещениями предусматриваются как федеральным, так и областным законодательством.

В соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление жилых помещений детям-сиротам осуществляется органами местного самоуправления.

На момент рассмотрения данного спора на территории Иркутской области вступили в силу и действуют ряд законодательных актов, регламентирующих вопросы, связанные с реализацией на территории области дополнительной гарантии права детей-сирот на обеспечение жилыми помещениями, а именно:

- Закон Иркутской области от 22 июня 2010 года № 50-оз «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» (далее по тексту Закон № 50-оз);

- Закон Иркутской области от 29 июня 2010 года № 52-оз «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области» (далее Закон № 52-оз);

- Закон Иркутской области от 18 июня 2010 года № 47-оз «О внесении изменений в Закон Иркутской области от 17 декабря 2008 года № 127-оз «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и отдельных вопросах определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданину по договору социального найма» (далее по тексту Закон № 127-оз).

В силу части 1 статьи 3 Закона № 127-оз учет граждан, в том числе детей-сирот, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений области.

Закон № 50-оз предусматривает, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется по месту их учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в черте соответствующего населенного пункта. С согласия детей-сирот им могут быть предоставлены жилые помещения по договорам социального найма в границах района, в который входит соответствующий населенный пункт.

В перечень муниципальных образований Иркутской области, наделяемых государственными полномочиями в соответствии Законом № 52-оз, включен, в том числе, "Л" район, что определяет администрацию "Л" муниципального района в качестве надлежащего ответчика по делу.

Как следует из пункта 4 части первой статьи 3 Закона № 52-оз органы местного самоуправления вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями по договорам социального найма.

При вынесении решения суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, применил подлежащий применению закон и исходил из того, что при любом регулировании истец имеет право на предоставление ему жилого помещения во внеочередном порядке, и данное его право не может быть постановлено в зависимость от бюджетных взаимоотношений, наличия либо отсутствия финансирования органов местного самоуправления на осуществление соответствующих полномочий, а также прав других лиц на соответствующую социальную меру поддержки.

Граждане не являются участниками бюджетных правоотношений, поэтому отсутствие финансирования "Л" муниципального района для реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий не может являться основанием для отказа в иске конкретному гражданину. В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Эта норма является нормой прямого действия на всей территории Российской Федерации, и реализация ее не может быть поставлена в зависимость от каких-либо других условий.

Не может судебная коллегия признать обоснованным довод кассационной жалобы Правительства Иркутской области о несоблюдении Черненко Н.И. заявительного порядка обращения в уполномоченный орган по вопросу предоставления жилого помещения, поскольку судом достоверно установлено, что Черненко Н.И. в установленном законом порядке принята на учет лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, и, по мнению судебной коллегии, данные обстоятельства свидетельствуют о выполнении Черненко Н.И. возложенной на нее законом обязанности, истец принят на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения во внеочередном порядке.

Поскольку иных доводов, которые могли бы повлиять на законность постановленного по делу решения суда, кассационные жалобы не содержат, и, учитывая, что суд первой инстанции, установил все обстоятельства, имеющие значение по делу, правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального закона, решение суда следует признать законным и обоснованным, а кассационные жалобы не подлежащими удовлетворению.

Одновременно судебная коллегия считает необходимым исключить из резолютивной части решения суда указание «за счет субвенций, предоставляемых местному бюджету из областного бюджета на осуществление данных государственных полномочий» как ограничивающее способы исполнения решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Шелеховского городского суда Иркутской области от 19 мая 2011 года по данному делу оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.

Исключить из абзаца третьего резолютивной части решения суда фразу со слов «за счет субвенций…» до слов « государственных полномочий».

Председательствующий С.С. Амосов

Судьи: О.Ф. Давыдова

И.В.Скубиева

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка