СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 22 июля 2011 года Дело N 33-7593/11

22 июля 2011 года г.Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего Быковой А.В.,

судей Давыдовой О.Ф. и Скубиевой И.В.,

при секретаре Нечкиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Скубиевой И.В. кассационные жалобы Правительства Иркутской области и администрации Шелеховского муниципального района на решение Шелеховского городского суда Иркутской области от 28 апреля 2011 года по гражданскому делу по иску Лотарева А.В. к администрации Шелеховского муниципального района, Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Правительству Иркутской области, Министерству финансов Иркутской области о внеочередном предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛА:

В обоснование первоначальных и уточенных исковых требований Лотарева А.В. указал, что в соответствии с постановлением главы Баклашинского сельского поселения от дата обезличена номер обезличен он поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по внеочередному списку как лицо из числа детей-сирот.

Его мать - М. умерла дата обезличена . Отец - Л. умер дата обезличена . За ним было закреплено жилое помещение по адресу: ..... Однако в настоящее время оно признано не пригодным для проживания.

дата обезличена он подал заявление в администрацию Шелеховского района о предоставлении ему жилого помещения вне очереди как лицу из числа детей-сирот, в ответ на которое поступил ответ, что финансирования нет и предоставить жилье не представляется возможным.

С учетом уточенных исковых требований просил суд признать п.2 постановления мэра г.Шелехова от дата обезличена номер обезличен о закреплении за ним жилой площади по адресу: .... недействующим; признать за ним право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма как лицу из числа детей-сирот; обязать администрацию Шелеховского муниципального района предоставить ему жилое помещение по договору социального найма вне очереди, соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, благоустроенное применительно к условиям г.Шелехова, за счет субвенций, предоставляемых местному бюджету из областного бюджета на осуществление данных государственных полномочий.

Решением Шелеховского городского суда Иркутской области от 28 апреля 2011 года исковые требования Лотарева А.В. удовлетворены: признан недействующим п.2 постановления мэра г. Шелехова от дата обезличена номер обезличен о закреплении за Лотаревым А.В. жилой площади по адресу: ....; признано за Лотаревым А.В. право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма как лицу из числа детей-сирот; на администрацию Шелеховского муниципального района возложена обязанность предоставить Лотареву А.В. вне очереди жилое помещение по договору социального найма, благоустроенное применительно к условиям ...., не ниже нормы предоставления, за счет субвенций, предоставляемых местному бюджету из областного бюджета на осуществление данных государственных полномочий.

В кассационной жалобе Правительство Иркутской области просит решение суда отменить, принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что формулировка резолютивной части решения суда, содержащая указание на источник финансирования, за счет которого должно быть предоставлено жилое помещение, ограничивает право администрации Шелеховского муниципального района на дополнительное использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями по договорам социального найма и нарушает пункт 4 части 1 статьи 3 Закона Иркутской области № 52-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области».

Мера социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, предусмотренная Законом Иркутской области от 29 июня 2010 года № 50-ОЗ, является дополнительной мерой социальной поддержки для указанной категории граждан, и предоставляется вне зависимости от реализации органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области собственных полномочий.

В кассационной жалобе администрация Шелеховского муниципального района также просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на то, что решение суда фактически неисполнимо, поскольку финансирование из областного бюджета на осуществление полномочий по обеспечению детей-сирот по договорам социального найма жилыми помещениями отсутствует.

Обязанность по предоставлению детям-сиротам жилых помещений должна быть возложена на исполнительный орган государственной власти Иркутской области.

Судом не учтено, что процедура размещения муниципального заказа занимает длительный срок, и в пятидневный срок, установленный для добровольного исполнения, решение не может быть исполнено.

В возражениях на кассационные жалобы Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области просит решение суда оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Скубиевой И.В., объяснения представителя администрации Шелеховского муниципального района Макаровой Ю.П., Лотарева А.В., изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационных жалоб, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

При разрешении возникшего спора суд установил, что Лотарев А.В., дата обезличена года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот. По заключению Межведомственной комиссии Баклашинского сельского поселения закрепленное за Лотаревым А.В. жилое помещение, расположенное по адресу: ...., признано не пригодным для проживания. Постановлением главы Баклашинского сельского поселения от дата обезличена номер обезличен Лотарев А.В. был поставлен на учет на предоставление жилое площади вне очереди как лицо из числа детей-сирот.

Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Лотарев А.В. в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Законом Иркутской области от 22.06.2010 № 50-оз «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» имеет право как лицо, относящееся к категории лиц из числа детей-сирот на предоставление ему вне очереди жилого помещения. Также суд исходил из того, что, хотя за Лотаревым А.В. и было закреплено жилое помещение, но он не может реально воспользоваться правом на проживание в данном жилом помещении, фактически не проживает в нем, что обуславливает обоснованность требований Лотарева А.В.

При решении вопроса о возложении обязанности по предоставлению соответствующего жилого помещения на администрацию Шелеховского муниципального района суд исходил из положений Закона Иркутской области от 29.06.2010 № 52-оз «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области».

Выводы суда подробно мотивированы, основаны на нормах действующего законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены относимыми и допустимыми доказательствами, под сомнение доводами кассационных жалоб поставлены быть не могут по следующим основаниям.

Меры социальной поддержки по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее по тексту дети-сироты), жилыми помещениями предусматриваются как федеральным, так и областным законодательством.

В соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление жилых помещений детям-сиротам осуществляется органами местного самоуправления.

На момент рассмотрения данного спора на территории Иркутской области вступили в силу и действуют ряд законодательных актов, регламентирующих вопросы, связанные с реализацией на территории области дополнительной гарантии права детей-сирот на обеспечение жилыми помещениями, а именно:

- Закон Иркутской области от 22 июня 2010 года № 50-оз «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» (далее по тексту Закон № 50-оз);

- Закон Иркутской области от 29 июня 2010 года № 52-оз «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области» (далее Закон № 52-оз);

- Закон Иркутской области от 18 июня 2010 года № 47-оз «О внесении изменений в Закон Иркутской области от 17 декабря 2008 года № 127-оз «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и отдельных вопросах определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданину по договору социального найма» (далее по тексту Закон № 127-оз).

В силу части 1 статьи 3 Закона № 127-оз учет граждан, в том числе детей-сирот, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений области.

Закон № 50-оз предусматривает, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется по месту их учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в черте соответствующего населенного пункта. С согласия детей-сирот им могут быть предоставлены жилые помещения по договорам социального найма в границах района, в который входит соответствующий населенный пункт.

В перечень муниципальных образований Иркутской области, наделяемых государственными полномочиями в соответствии Законом № 52-оз, включен, в том числе, Шелеховский район, что определяет администрацию Шелеховского муниципального района в качестве надлежащего ответчика по делу.

Как следует из пункта 4 части первой статьи 3 Закона № 52-оз органы местного самоуправления вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями по договорам социального найма.

При вынесении решения суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, применил подлежащий применению закон и исходил из того, что при любом регулировании истец имеет право на предоставление ему жилого помещения во внеочередном порядке, и данное его право не может быть постановлено в зависимость от бюджетных взаимоотношений, наличия либо отсутствия финансирования органов местного самоуправления на осуществление соответствующих полномочий, а также прав других лиц на соответствующую социальную меру поддержки.

Не может судебная коллегия признать обоснованным довод кассационной жалобы Правительства Иркутской области о несоблюдении Лотаревым А.В. заявительного порядка обращения в уполномоченный орган по вопросу предоставления жилого помещения, поскольку судом достоверно установлено и, по мнению судебной коллегии, данные обстоятельства свидетельствуют о выполнении Лотаревым А.В. возложенной на него законом обязанности, истец постановлением главы Баклашинского сельского поселения от дата обезличена номер обезличен принят на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения во внеочередном порядке.

При таких обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным. Одновременно судебная коллегия считает необходимым исключить из резолютивной части решения суда указание «за счет субвенций, предоставляемых местному бюджету из областного бюджета на осуществление данных государственных полномочий» как ограничивающее способы исполнения решения суда.

Руководствуясь ст. 360, абз. 2 ст. 361, ст. 366 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Шелеховского городского суда Иркутской области от 28 апреля 2011 года по данному делу оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения. Исключить из резолютивной части решения суда указание «за счет субвенций, предоставляемых местному бюджету из областного бюджета на осуществление данных государственных полномочий».

Председательствующий А.В. Быкова

Судьи О.Ф. Давыдова

И.В. Скубиева

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка