СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 22 июля 2011 года Дело N 33-7521/11

22 июля 2011 года г.Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего Быковой А.В.,

судей Давыдовой О.Ф. и Скубиевой И.В.,

при секретаре Нечкиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Скубиевой И.В. кассационные жалобы администрации Шелеховского муниципального района и Правительства Иркутской области на решение Шелеховского городского суда Иркутской области от 28 апреля 2011 года по гражданскому делу по иску прокурора г.Шелехова в интересах Скрябиковой (Грудининой) О.К. к администрации Шелеховского муниципального района, Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Правительству Иркутской области, Министерству финансов Иркутской области о внеочередном предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛА:

В обоснование исковых требований прокурор г. Шелехова указал, что мать Скрябиковой (Грудининой) О.К.- Г. решением Шелеховского суда Иркутской области от дата обезличена была лишена родительских прав. Скрябикова (Грудинина) О.К. в период с дата обезличена по дата обезличена являлась воспитанницей школы- интернат номер обезличен г. Шелехова.

Постановлением мэра г.Шелехова от дата обезличена номер обезличен поставлена на учет в качестве нуждающегося в жилье для предоставления жилого помещения вне очереди детей, оставшихся без попечения родителей. До настоящего времени жилым помещением не обеспечена по независящим от неё причинам.

Просил суд обязать администрацию Шелеховского муниципального района предоставить Скрябиковой (Грудининой) О.К. жилое помещение вне очереди для проживания по договору социального найма жилой площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, находящееся в черте г. Шелехова.

Решением Шелеховского городского суда Иркутской области от 28 апреля 2011 года исковые требования прокурора г. Шелехова в интересах Скрябиковой (Грудининой) О.К. удовлетворены: на администрацию Шелеховского муниципального района возложена обязанность предоставить Скрябиковой (Грудининой) О.К. вне очереди жилое помещение по договору социального найма, благоустроенное применительно к условиям г. Шелехова, не ниже нормы предоставления, за счет субвенций, предоставляемых местному бюджету из областного бюджета на осуществление данных государственных полномочий.

В кассационной жалобе администрация Шелеховского муниципального района просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на то, что решение чуда фактически неисполнимо, поскольку финансирование из областного бюджета на осуществление полномочий по обеспечению детей-сирот по договорам социального найма жилыми помещениями отсутствует.

Обязанность по предоставлению детям-сиротам жилых помещений должна быть возложена на исполнительный орган государственной власти Иркутской области.

Судом не учтено, что процедура размещения муниципального заказа занимает длительный срок, и в пятидневный срок, установленный для добровольного исполнения, решение не сможет быть исполнено.

В кассационной жалобе Правительство Иркутской области также просит решение суда отменить, принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что формулировка мотивировочной части решения суда, содержащая указание на источник финансирования, за счет которого должно быть предоставлено жилое помещение, ограничивает право администрации Шелеховского муниципального района на дополнительное использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями по договорам социального найма и нарушает пункт 4 части 1 статьи 3 Закона № 52-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области».

Мера социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, предусмотренная Законом Иркутской области от 29 июня 2010 года № 50-ОЗ является дополнительной мерой социальной поддержки для указанной категории граждан, и предоставляется вне зависимости от реализации органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области собственных полномочий.

Истцом не заявлялось требование о предоставлении жилого помещения за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам, следовательно, суд вышел за рамки предъявленных истцом требований.

Суд не проверил довод администрации Шелеховского муниципального района о том, что орган местного самоуправления не имел возможности исполнить свои обязанности по приобретению и предоставлению жилого помещения ввиду отсутствия финансирования переданных государственных полномочий.

В возражениях на кассационную жалобу администрации Шелеховского муниципального района Правительство Иркутской области просит оставить ее без удовлетворения.

В возражениях на кассационные жалобы Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, прокурор г. Шелехова просят решение суда оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Скубиевой И.В., объяснения представителя администрации Шелеховского муниципального района Макаровой Ю.П., прокурора Валеевой Ю.Р., истца Скрябиковой (Грудининой) О.К., изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационных жалоб, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

При разрешении возникшего спора суд установил, что Скрябикова (Грудинина) О.К. относится к категории лиц из числа детей-сирот, поставлена на учет на предоставление жилое площади вне очереди как лицо из числа детей-сирот.

Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Скрябикова (Грудинина) О.К. в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Законом Иркутской области от 22.06.2010 № 50-оз «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» имеет право как лицо, относящееся к категории лиц из числа детей-сирот на предоставление ей вне очереди жилого помещения.

При решении вопроса о возложении обязанности по предоставлению соответствующего жилого помещения на администрацию Шелеховского муниципального района суд исходил из положений Закона Иркутской области от 29.06.2010 № 52-оз «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области».

Выводы суда подробно мотивированы, основаны на нормах действующего законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены относимыми и допустимыми доказательствами, под сомнение доводами кассационных жалоб поставлены быть не могут по следующим основаниям.

Меры социальной поддержки по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее по тексту дети-сироты), жилыми помещениями предусматриваются как федеральным, так и областным законодательством.

В соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление жилых помещений детям-сиротам осуществляется органами местного самоуправления.

На момент рассмотрения данного спора на территории Иркутской области вступили в силу и действуют ряд законодательных актов, регламентирующих вопросы, связанные с реализацией на территории области дополнительной гарантии права детей-сирот на обеспечение жилыми помещениями, а именно:

- Закон Иркутской области от 22 июня 2010 года № 50-оз «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» (далее по тексту Закон № 50-оз);

- Закон Иркутской области от 29 июня 2010 года № 52-оз «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области» (далее Закон № 52-оз);

- Закон Иркутской области от 18 июня 2010 года № 47-оз «О внесении изменений в Закон Иркутской области от 17 декабря 2008 года № 127-оз «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и отдельных вопросах определения общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданину по договору социального найма» (далее по тексту Закон № 127-оз).

В силу части 1 статьи 3 Закона № 127-оз учет граждан, в том числе детей-сирот, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений области.

Закон № 50-оз предусматривает, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется по месту их учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в черте соответствующего населенного пункта. С согласия детей-сирот им могут быть предоставлены жилые помещения по договорам социального найма в границах района, в который входит соответствующий населенный пункт.

В перечень муниципальных образований Иркутской области, наделяемых государственными полномочиями в соответствии Законом № 52-оз, включен, в том числе, Шелеховский район, что определяет администрацию Шелеховского муниципального района в качестве надлежащего ответчика по делу.

Как следует из пункта 4 части первой статьи 3 Закона № 52-оз органы местного самоуправления вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями по договорам социального найма.

При вынесении решения суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, применил подлежащий применению закон и исходил из того, что при любом регулировании Скрябикова (Грудинина) О.К. имеет право на предоставление ей жилого помещения во внеочередном порядке, и данное ее право не может быть постановлено в зависимость от бюджетных взаимоотношений, наличия либо отсутствия финансирования органов местного самоуправления на осуществление соответствующих полномочий, а также прав других лиц на соответствующую социальную меру поддержки.

Не может судебная коллегия признать обоснованным довод кассационной жалобы Правительства Иркутской области о несоблюдении Скрябиковой (Грудининой) О.К. заявительного порядка обращения в уполномоченный орган по вопросу предоставления жилого помещения, поскольку судом достоверно установлено, что Скрябикова (Грудинина) О.К. была принята на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения во внеочередном порядке. По мнению судебной коллегии, данные обстоятельства свидетельствуют о выполнении Скрябиковой (Грудининой) О.К. возложенной на нее законом обязанности.

При таких обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным. Одновременно судебная коллегия считает необходимым исключить из резолютивной части решения суда указание «за счет субвенций, предоставляемых местному бюджету из областного бюджета на осуществление данных государственных полномочий» как ограничивающее способы исполнения решения суда.

Руководствуясь ст. 360, абз. 2 ст. 361, ст. 366 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Шелеховского городского суда Иркутской области от 28 апреля 2011 года по данному делу оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения. Исключить из резолютивной части решения суда указание «за счет субвенций, предоставляемых местному бюджету из областного бюджета на осуществление данных государственных полномочий».

Председательствующий А.В. Быкова

Судьи О.Ф. Давыдова

И.В. Скубиева

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка