СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 02 ноября 2012 года Дело N 33-8873/12

2 ноября 2012 года г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего Петуховой В.Г.,

судей Папуши А.С., Туглаковой Л.Г.,

при секретаре Арбатской Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Князькиной Е.Ю., Малашкевич С.С., Щербенок В.И., Тутынина С.Н., Сафронова И.В. на решение Братского городского суда Иркутской области от 14 августа 2012 года по гражданскому делу по заявлениям Князькиной Е.Ю., Малашкевич С.С., Щербенок В.И., Тутынина С.Н., Сафронова И.В. о признании действий органа местного самоуправления незаконными,

У С Т А Н О В И Л А:

В обоснование своих требований заявители указали, что они обратились в администрацию города Братска с заявлениями о формировании и предоставлении для индивидуального жилищного строительства на *** в аренду земельных участков в г. Братске площадью ***. Согласно ответам им отказано в предоставлении земельного участка в виду наличия принятого решения о распоряжении испрашиваемой территории иным способом, а именно: предоставлении земельного участка для комплексного освоения в целях жилищного строительства. Считали, что действия администрации города Братска, выраженные в отказе в представлении земельных участков, являются незаконными и нарушающими их права и интересы, предоставленные действующим законодательством РФ.

В связи с тем, что заявители Тутынин С.Н., Сафронов И.В., ЩербенокВ.И. являются (данные обезличены), а у заявителей Князькиной Е.Ю., Малашкевич С.С. (данные обезличены), они, руководствуясь Земельным кодексом РФ, направили соответствующие заявки с указанием испрашиваемого земельного участка с приложением необходимых документов, в том числе (данные обезличены).

Согласно п. 4 ст. 28 ЗК РФ основанием для отказа в предоставлении земельного участка являются: изъятие земельных участков из оборота; установленный федеральным законом запрет на приватизацию земельных участков; резервирование земель для государственных или муниципальных нужд.

Ни одно из указанных обстоятельств не указано администрацией города Братска в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка.

Согласно информации на официальном сайте администрации города Братска, решения о предоставлении права аренды на земельный участок общей площадью 7,0873 га для комплексного освоения в целях жилищного строительства, отвечающего требованиям ст. ст. 29, 30.2, 38.2 ЗК РФ ни на момент подачи заявления о предоставлении земельного участка, ни на момент подачи заявления в суд не принималось.

Считали основание для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка, указанное администрацией города Братска, необоснованным.

Заявитель Князькина Е.Ю. просила признать незаконными действия администрации муниципального образования г. Братска, выразившиеся в отказе предоставить земельный участок общей площадью *** по адресу: ...., в аренду для индивидуального жилищного строительства, обязать администрацию муниципального образования г. Братска утвердить схему расположения земельного участка для индивидуального строительства и предоставить земельный участок для индивидуального жилищного строительства общей площадью *** по адресу: ...., в аренду на срок ***.

Заявитель Малашкевич С.С. просила признать незаконными действия администрации муниципального образования г. Братска, выразившиеся в отказе предоставить земельный участок по адресу: ...., в аренду для индивидуального жилищного строительства, обязать администрацию муниципального образования г. Братска утвердить схему расположения земельного участка для индивидуального строительства и предоставить земельный участок для индивидуального жилищного строительства общей площадью *** по адресу: ...., в аренду на срок ***.

Заявитель Щербенок В.И. просила признать незаконными действия администрации муниципального образования г. Братска, выразившиеся в отказе предоставить земельный участок по адресу: ...., в аренду для индивидуального жилищного строительства, обязать администрацию муниципального образования г. Братска утвердить схему расположения земельного участка для индивидуального строительства и предоставить земельный участок для индивидуального жилищного строительства общей площадью *** по адресу: ...., в аренду на срок ***.

Заявитель Тутынин С.Н. просил признать незаконными действия администрации муниципального образования г. Братска, выразившиеся в отказе предоставить земельный участок по адресу: ...., в аренду для индивидуального жилищного строительства, обязать администрацию муниципального образования г. Братска утвердить схему расположения земельного участка для индивидуального строительства и предоставить земельный участок для индивидуального жилищного строительства общей площадью *** по адресу: ...., в аренду на срок ***.

Заявитель Сафронов И.В. просил признать незаконными действия администрации муниципального образования г. Братска, выразившиеся в отказе предоставить земельный участок по адресу: ...., в аренду для индивидуального жилищного строительства, обязать администрацию муниципального образования г. Братска утвердить схему расположения земельного участка для индивидуального строительства и предоставить земельный участок для индивидуального жилищного строительства общей площадью *** по адресу: ...., в аренду на срок ***.

В судебное заседание заявители Князькина Е.Ю., Малашкевич С.С., Щербенок В.И., Тутынин С.Н., Сафронов И.В. не явились, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

В судебном заседании представитель заявителя Сафронова И.В. по доверенности Огородников И.В. заявление Сафронова И.В. поддержал, суду пояснил, что Сафронов И.В., являясь (данные обезличены), в порядке п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ обратился в Администрацию муниципального образования города Братска с заявлением о предоставлении для индивидуального жилищного строительства на *** в аренду земельного участка по адресу: ...., согласно прилагаемой схеме. Данное заявление содержало необходимую информацию о земельном участке, а именно: ориентировочное местоположение, площадь земельного участка, целевое назначение, а также право и условия предоставления земельного участка. Кроме того, заявителем представлены документы подтверждающие факт установления (данные обезличены). Однако заявителю ответом председателя Комитета по градостроительству г. Братска от (дата обезличена) отказано в предоставлении вышеуказанного земельного участка в виду наличия принятого решения о распоряжении испрашиваемой территории иным способом, а именно предоставлении земельного участка для комплексного освоения в целях жилищного строительства. При этом представителем заинтересованных лиц не представлено доказательств того, что спорный земельный участок изъят из оборота; на него федеральным законом установлен запрет на приватизацию; либо доказательств того, что земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд. Считал, что у Администрации муниципального образования города Братска отсутствовали основания для отказа Сафронову И.В. в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Заявитель Сафронов И.В. на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не состоит.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Администрации г. Братска по доверенности Вострова Ю.А. с заявлением не согласилась, суду пояснила, что постановлением администрации МО г. Братска от (дата обезличена) (номер обезличен) утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, находящегося по адресу: ...., категории земель населенных пунктов, площадью *** для комплексного освоения в целях малоэтажного жилищного строительства. После проведения работ по межеванию указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет с видом разрешенного использования: для комплексного освоения в целях малоэтажного жилищного строительства, следовательно, предоставление его или его части без проведения аукциона будет противоречить требованиям ст.30.2 ЗК РФ. Кроме того, для предоставления земельного участка для индивидуального строительства (данные обезличены), данные категории лиц должны быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Братска не явился, был извещен надлежащим образом.

Решением суда отказано в удовлетворении заявлений Князькиной Е.Ю., Малашкевич С.С., Щербенок В.И., Тутынина С.Н., Сафронова И.В.

В апелляционных жалобах Князькина Е.Ю., Малашкевич С.С., ЩербенокВ.И., Тутынин С.Н., Сафронов И.В. просят решение отменить и принять по делу новое решение. В обоснование доводов к отмене судебного решения заявители указывают, что в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ, п. 17 Постановления Правительства РФ от 27.07.1996 г. № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг», исходя из обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2008 года, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 17.09.2008г. для реализации права первоочередного получения земельного участка инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства не требуется признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий. Считают, что наличие у гражданина статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий требуется при постановке инвалида на учет в случае последующего предоставления ему за счет средств бюджета жилого помещения для проживания. Таким образом, сам факт наличия инвалидности дает право на первоочередное предоставление земельного участка индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Основанием для отказа в предоставлении земельных участков согласно ответу Комитета по градостроительству администрации г. Братска явилось то, что администрацией принято решение о распоряжении земельным участком иным способом до момента обращения заявителей, а не отсутствие нуждаемости в улучшении жилищных условий. Считают, что суд должен был дать оценку именно этим обстоятельствам с целью определения законности или незаконности отказа администрации г. Братска в предоставлении земельных участков.

Действия администрации г. Братска по утверждению схемы расположения земельного участка на кадровом плане территории не свидетельствуют о том, что администрацией г. Братска принято решение о распоряжении земельным участком иным способом, так как на момент обращения не были приняты соответствующие правовые акты о распоряжении земельным участком в соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ. Данные действия свидетельствуют о том, что администрацией г. Братска началась работа по формированию соответствующего земельного участка. Решений о проведении аукциона или распоряжение землей иным способом администрацией г. Братска ни на момент обращения с заявлениями, ни на момент принятия решения суда не принималось.

Заявители указывают, что доводы суда о том, что удовлетворение заявленных требований повлечет нарушение баланса интересов граждан уже находящихся в очереди на получение в собственность или в аренду земельных участков во внеочередном и первоочередном порядке, являются абсурдными и не основанными на нормах действующего законодательства. Законом не предусмотрено формирование каких-либо очередей на получение земельных участков. Процедура предоставления земельных участков носит заявительный характер.

Право заявителей на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено Земельным кодексом РФ и Федеральным законом РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Со стороны заявителей осуществлены все действия, необходимые для оформления права на земельные участки, а именно: поданы заявления с предложением сформировать земельный участок, утвердив схему его расположения согласно ориентирам, отраженным на схеме, и предоставить его в аренду. К заявлениям приложены документы, подтверждающие первоочередное право на получение земельных участков.

В отзыве на апелляционные жалобы представитель муниципального образования администрации г. Братска по доверенности Обожина С.Н. просит решение Братского городского суда Иркутской области от 14 августа 2012 года оставить без изменения.

Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб и отзыва на них, заслушав доклад по делу, объяснения Огородникова И.В. - представителя Сафронова И.В., действующего на основании доверенности, поддержавшего доводы апелляционной жалобы своего доверителя, просившего решение по делу отменить, требования заявителей апелляционных жалоб - удовлетворить в полном объеме, решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалованного решения суда.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что ТутынинС.Н., Сафронов И.В. и Щербенок В.И. являются (данные обезличены), у заявителей Князькиной Е.Ю., Малашкевич С.С. (данные обезличены), что подтверждается справками СМЭ

Как предусмотрено ч. 1, 2 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ, что в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов осуществляется подготовка документации по планировке территории.

Из положений ч. 1, 9 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ следует, что подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий.

Из чего следует, что в случае когда, документация о застройке земельного участка, находящегося в городской черте, о предоставлении которого просит гражданин, не разработана (отсутствует проект планировки территории, ее зонирование, проект межевания этой территории), осуществление предоставления такого земельного участка для индивидуального жилищного строительства осуществляется в соответствии с ч. 1, 5 ст. 30 ЗК РФ с предварительным согласованием места размещения объекта, который предусматривает выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта, а также выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществления его государственного кадастрового учета.

Частями 1 и 3 ст. 30.1. Земельного кодекса РФ установлено, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24 ЗК РФ, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта. Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет». В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.

Общий порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован ст. 31 Земельного кодекса РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЗК РФ предоставление таких земельных участков осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Как предусмотрено п. 11 ст. 30 ЗК РФ, предоставление земельных участков в аренду для индивидуального жилищного строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется при его размещении в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий).

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Пунктами 1 и 2 ст. 30.2, а также ст. 38.2 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства включает в себя обязанность лица, которое приобретает право на данный участок, осуществить подготовку документации по планировке территории, выполнить работы по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществить жилищное и иное строительство в соответствии с видами разрешенного использования, при этом предоставление в аренду земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства осуществляется на аукционе.

Из анализа норм земельного и градостроительного законодательства, регулирующих порядок предоставления земельных участков в городской черте гражданам, в том числе гражданам-инвалидам, для индивидуального жилищного строительства, следует, что представление гражданину-инвалиду земельного участка для индивидуального жилищного строительства в городской черте, на земельном участке, отнесенном к городскому поселению, в отношении которого не осуществлена разработка градостроительной документации о застройке осуществляется с соблюдение порядка предварительного согласования места размещения объекта. Орган местного самоуправления при обращении гражданина с заявлением о предоставлении земельного участка, в котором отражены характеристики, предъявляемые к земельному участку, обязан обеспечить гражданину выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости, соответствующего данным характеристикам. При этом имеют место особенности предоставления земельных участков, которые предоставляются для их комплексного освоения. Одной из таких особенностей является предоставление права аренды таких участков.

Из материалов дела следует, что земельный участок, о предоставлении в границах которого земельных участков, просили заявители, расположен на ранее сформированном на основании Распоряжения председателя комитета по градостроительству администрации г. Иркутска (номер обезличен) от (дата обезличена) «О подготовке проекта границ», постановления Администрации муниципального образования г. Братска от (дата обезличена) (номер обезличен) «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории» с видом разрешенного использования: для комплексного освоения в целях малоэтажного жилищного строительства.

Указанные выше решения заявителями на момент рассмотрения дела не были оспорены, доказательств признания их незаконными или их отмены на момент рассмотрения дела суду не было представлено, а судом не было установлено.

Таким образом, судом было установлено, что администрацией муниципального образования г. Братска в пределах ее компетенции и в соответствии с требованиями законодательства принято постановление от (дата обезличена) (номер обезличен) об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, находящегося по адресу: ...., категории земель населенных пунктов, площадью *** для комплексного освоения в целях малоэтажного жилищного строительства. После проведения работ по межеванию указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет с видом разрешенного использования: для комплексного освоения в целях малоэтажного жилищного строительства, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от (дата обезличена) (номер обезличен).

В ходе рассмотрения заявителями и заинтересованным лицом не оспаривался тот факт, что испрашиваемые заявителями земельные участки расположены в границах земельного участка площадью ***, в отношении которого администрацией г. Братска принято решение о его комплексном освоении в целях малоэтажного жилищного строительства.

Заявители Князькина Е.Ю., Малашкевич С.С., ЩербенокВ.И., ТутынинС.Н., Сафронов И.В. (дата обезличена) обратились с заявлениями в администрацию МО г. Братска, в которых просили предоставить земельные участки в аренду на *** для индивидуального жилищного строительства, утвердив схему расположения земельных участков, общей площадью *** по адресам: ..... и предоставить им испрашиваемые земельные участки в аренду сроком на ***.

Письмами председателя комитета по градостроительству администрации МО г. Братска от (дата обезличена) в предоставлении в аренду сроком на *** указанных земельных участков заявителям отказано, поскольку в отношении испрашиваемой территории принято решение о распоряжении иным способом, а именно: предоставление права аренды на земельный участок общей площадью *** для комплексного освоения в целях жилищного строительства в соответствии со статьями 30.2, 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации, с разработкой документации по планировке территории.

Таким образом, основанием к отказу в согласовании границ и предоставлении испрашиваемых заявителями земельных участков для индивидуального жилищного строительства являлось решение о формировании администрацией г. Братска земельного участка общей площадью ***, в границах которого находятся испрашиваемые земельные участки, для комплексного освоения, предоставление которого осуществляется на аукционе.

Учитывая изложенные выше обстоятельства, а также установленные судом юридические факты, судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для предоставления заявителям земельных участков по указанным ориентировочным адресам .... в аренду сроком на ***, поскольку эти участки находятся в границах земельного участка, определенного для комплексного использования, предоставление права аренды, которого осуществляется на аукционе.

Доводы апелляционных жалоб об ошибочности вывода суда о том, что для реализации права первоочередного получения земельного участка инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства необходимо признание их нуждающимися в улучшении жилищных условий не ставит под сомнение законность принятого по делу решения, поскольку данное обстоятельство не являлось основанием к отказу в удовлетворения заявлений о согласовании границ и предоставлении в аренду испрашиваемых участков.