Действующий


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Екатеринбурга

РЕШЕНИЕ

от 1 октября 2012 года Дело N А60-20723/2012


[В удовлетворении исковых требований о взыскании денежных средств по договору энергоснабжения и процентов отказать]
(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 27 сентября 2012 года

Полный текст решения изготовлен 01 октября 2012 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.М. Классен при ведении протокола судебного заседания помощником судьи О.М. Верховод рассмотрел в судебном заседании дело

по иску Открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 9"

к Товариществу собственников жилья "Луч"

о взыскании 1826950 руб. 21 коп.,

с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Общество с ограниченной ответственностью "Комплексная сбытовая компания", Муниципального унитарного предприятия "Управление коммунальным комплексом",

при участии:

от истца: О.И. Виноградова, доверенность от 04.05.2012 66АА 1175833; Е.А. Мансурова, доверенность от 04.05.2012 от 66 АА 1175860;

от ответчика: В.Д. Новиков, доверенность от 01.03.2012.

от ООО "Комплексная сбытовая компания": О.И. Виноградова, доверенность N 961 от 02.04.2012;

от МУП "Управление коммунальным комплексом": не явился.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N9" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к Товариществу собственников жилья "Луч" (далее - ответчик) о взыскании 2004249 руб. 22 коп., в том числе 1912556 руб. 94 коп. задолженности по оплате тепловой энергии поставленной в период с апреля по декабрь 2011 года, с января по февраль 2012 года в рамках договора энергоснабжения N 17903/9 от 01.09.2009, 91692 руб. 28 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, рассчитанных в порядке ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, за период с 23.05.2011 по 09.04.2012 с последующим начислением по день фактической уплаты суммы долга.

В судебном заседании 04.07.2012 истцом заявлено ходатайство об уточнении размера исковых требований, с учетом которого просит взыскать сумму основного долга в размере 1715460 руб. 78 коп., проценты в размере 111489 руб. 43 коп. (период начисления с 23.05.2011 по 03.07.2012).

Уточнение исковых требований принято судом в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Ответчик требования истца отклонил, в обоснование заявленных возражений считает необоснованным предъявление к оплате стоимости тепловой энергии, используемой истцом на подогрев холодной воды, впоследствии поступающей в виде горячей воды. Полагает включение истцом в расчет задолженности за оказанные услуги стоимости холодной воды (теплоносителя), неправомерным, противоречащим Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее по тексту - Правила N 307), Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 мая 2003 года N 306 (далее по тексту - Правила N 306). Также ссылается на то, что при расчете за услугу горячего водоснабжения за период с 01.04.2011 по 31.12.2011 истцу необходимо применять тариф в размере 54 руб. 58 коп. за куб.м, установленный Постановлением РЭК Свердловской области от 28.02.2011 N 26-ПК "Об утверждении тарифов на холодную и горячую воду организациям коммунального комплекса в Свердловской области". По расчету ответчика задолженности перед истцом за спорный период не имеется.

Определением от 20.07.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Общества с ограниченной ответственностью "Комплексная сбытовая компания".

Третье лицо в представленном суду отзыве указало на то, что согласно агентского договора N 1486/019 от 01.09.2007, заключенного с ОАО "Территориальная генерирующая компания N9" (принципал), осуществляет деятельность от имени принципала на территории г.Краснотурьинска. Также, ООО "Комплексная сбытовая компания" на основании агентского договора N 189 от 01.09.2009, заключенного с ТСЖ "Луч" (принципал), осуществляет начисление платы гражданам за жилищные и коммунальные услуги, предоставленные ТСЖ "Луч", ведение финансовых лицевых счетов граждан, выпуск платежных документов, их доставку, а также прием денежных средств от населения по платежным документам и их перечисление в ООО "Квартал".

Определением от 14.09.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное унитарное предприятие "Управление коммунальным комплексом".

Третье лицо в судебное заседание не явилось, направило отзыв от 25.09.2012, который приобщен к материалам дела.

Рассмотрев материалы дела, суд установил:

между истцом (ТГК-9), ответчиком (абонент) и ЗАО "Уральская теплоэнергетическая компания" (УТЭК) подписан договор энергоснабжения N 17903/9 от 01.09.2009, по условиям которого ТГК-9 и УТЭК обязуются подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию и химически очищенную воду, а абонент обязуется оплачивать ТГК-9 принятую энергию и использованную воду с учетом включенных в тариф АО услуг УТЭК по транспортировке тепловой энергии, соблюдать предусмотренный режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации и исправность находящихся на его балансе энергетических сетей, приборов и оборудования.

В соответствии с п. 1.2 договор заключается на энергоснабжение объектов с нагрузкой по перечню, указанному в приложении N 1.

Соответствующее приложение N 1 сторонами согласовано.

В силу статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Статьей 541 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.

Истец указал, что в период с апреля 2011 года по февраль 2012 года осуществил поставку тепловой энергии и теплоносителя на общую сумму 5500444 руб. 23 коп.

Как следует из пояснений истца и представленных документов, истец предъявил к оплате стоимость тепловой энергии для нужд отопления, а также объем невозвращенного теплоносителя и количество тепловой энергии, необходимой для его нагрева.

Истец, обосновывая правомерность такого способа расчета и предъявления к оплате стоимости теплоносителя и тепловой энергии, необходимой для его нагрева, ссылается на следующие обстоятельства.

Истец является поставщиком тепловой энергии в горячей воде, но не является поставщиком горячей воды; в г. Краснотурьинске отсутствует система централизованного горячего водоснабжения, что подтверждается протоколом совместного заседания Администрации городского округа Краснотурьинск, ОАО "ТГК-9", ОАО "БАЗ-СУАЛ", из которого следует, что истец использует химически подготовленную производственную воду для передачи теплоносителя в систему отопления потребителей, в результате чего вода не соответствует предъявляемому качеству, установленному СанПиН 4723-88 "Санитарные правила устройства и эксплуатации систем централизованного горячего водоснабжения", ГОСТ 2874-82 "Вода питьевая"; также истец ссылается на акт комиссионного обследования системы теплоснабжения города Краснотурьинска с участием представителей Администрации городского округа Краснотурьинск, ОАО "ТГК-9", ООО "КСК", ООО "СТК", МУП "Управление коммунальным комплексом", из которого следует, что в системе отопления города отсутствует приготовление кем-либо горячей воды.

Отсутствие технической возможности для приготовления горячей воды исключает возможность применения тарифа на горячую воду, что подтверждается решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.05.2012 по делу N ВАС-534/12.

Истец руководствуется Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", приказом ФСТ от 06.08.2004 N 20-э/2, письмом ФСТ от 27.05.2009 N ДС-3523/5, информационным письмом ФЭК России от 27.11.2003 N КГ-4311/11 и правомерно предъявляет ответчику количество фактически потребленного коммунального ресурса - теплоносителя, а также количество тепловой энергии, необходимой для нагрева данного теплоносителя.

Ответчик, возражая против заявленных исковых требований, указывает на то обстоятельство, что спорные многоквартирные дома обеспечены системой централизованного горячего водоснабжения, истец производит и осуществляет поставку горячей воды, следовательно, должен применять для определения стоимости коммунальной услуги тариф, установленный в рублях за кубический метр (Постановление РЭК Свердловской области N26-ПК от 28.02.2011), а применение тарифа на тепловую энергию в гигакалориях является необоснованным.

Изучив представленные документы, заслушав доводы истца и ответчика, арбитражный суд пришел к следующему выводу.

Согласно ч. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и(или) органами местного самоуправления.

В силу абзаца второго пункта 15 Правил N 307 в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

Таким образом, исполнитель коммунальных услуг (ответчик) обязан приобретать у ресурсоснабжающей организации горячую воду и тепловую энергию по тарифам, установленным для граждан.

С учетом изложенного, суд полагает правомерным определение истцом стоимости тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения исходя из тарифа, установленного органом местного самоуправления для оплаты коммунальных услуг гражданами.

Согласно пунктам 6, 7 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее - Основы ценообразования N 520) тариф на горячую воду представляет собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за кубический метр горячей воды.

Пунктами 47, 48 Основ ценообразования N 520 предусмотрено, что тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения. Тарифы на горячую воду включают в себя стоимость кубического метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева кубического метра холодной воды до определенной температуры, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109.

На основании п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 и действовавших в заявленный период, приобретение исполнителем горячей воды осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданам. При этом применение при расчете размера платы за горячее водоснабжение отдельно тарифов "на тепловую энергию для нужд ГВС" и тарифов на воду (питьевую, производственную) названными Правилами не предусмотрено.

Согласно положениям п.п. 19, 21 Правил N 307 расчет размера платы за коммунальные услуги, в частности "горячего водоснабжения", определяется в соответствии с Приложением N 2 к настоящим Правилам. При этом в указанном Приложении N 2 (формулы 3, 6, 9, 12) при расчете размера платы за "горячее водоснабжение" одной из составляющей является именно:

- тариф на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для горячего водоснабжения - руб./куб. м).

Указанная правовая позиция также следует из разъяснений, изложенных в постановлениях Президиума ВАС РФ от 15.02.2011 г. N 12845/10, от 18.10.2011 г. N 5257/11).

Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области N 26-ПК от 28.02.2011 по городскому округу Краснотурьинск истцу был установлен индивидуальный тариф на горячую воду в размере 46,25 руб./куб.м. (без НДС).

При этом РЭК Свердловской области разъяснила, что тарифы на горячую воду применяются при наличии систем централизованного горячего водоснабжения (постановление N 146-ПК от 25.11.2010).

В соответствии с п. 3.1.1 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" системы централизованного горячего водоснабжения дифференцируются на:

- присоединенные к закрытым системам теплоснабжения;

- присоединенные к открытым системам теплоснабжения;

- системы централизованного горячего водоснабжения с отдельными сетями.

Наличие системы централизованного горячего водоснабжения подтверждается выписками из технической документации на дома N 1, 2, 4, 14, 13А по ул. Рюмина, постановлением Главы городского округа Краснотурьинск N 1153 от 01.12.2008 "О предельных индексах изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в 2009 году", которым также утверждены нормативы потребления коммунальных услуг гражданами, проживающими в жилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, независимо от вида жилищного фонда, для определения размера платы за коммунальные услуги, письмами РЭК Свердловской области от 14.01.2010 N 03-18/59, от 15.01.2010 N 03-18/70.

Кроме того, суд принимает во внимание, что вступившим в законную силу решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.06.2012 по делу N ВАС-4747/12 были признаны не соответствующими Федеральному закону от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и Основам ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 и недействующими абзац первый пункта 7 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 N 47, в части слов "в которой не предусматривается использование сетевой воды (теплоносителя) потребителем путем ее отбора из тепловой сети", а также абзац четвертый пункта 7 Методических указаний.

С учетом изложенного, суд полагает не соответствующим действующему нормативному регулированию расчет истца, включающий в себя предъявление к оплате стоимости теплоносителя и тепловой энергии, необходимой для его нагрева.

Также суд полагает обоснованным довод ответчика о том, что истец неправомерно применяет в расчетах величину тепловой энергии в размере 0,06 Гкал для нагрева 1 куб.м. теплоносителя на нужды ГВС.

При этом ответчик обоснованно ссылается на постановление РЭК Свердловской области N 26-ПК от 28.02.2011, которым была согласована производственная программа оказания услуг горячего водоснабжения, а также утвержден индивидуальный тариф на горячую воду. Регулирующим органом нагрев химически очищенной воды на нужды горячего водоснабжения учтен в размере 0,0564 Гкал (письмо РЭК Свердловской области N 03-18/1995 от 27.04.2011).

Истец, в свою очередь, не представил обоснованного и документально подтверждённого расчета величины нагрева в размере 0,06 Гкал/куб.м.

Исходя из изложенного выше, суд при определении стоимости подлежащих оплате коммунальных ресурсов исходит из представленного ответчиком контррасчета, который, по мнению суда, соответствует требованиям действующего законодательства.

В соответствии с данным контррасчетом ответчика стоимость тепловой энергии и горячей воды, поставленных в заявленный период, составила 4943265 руб. 06 коп.

В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Также между сторонами имеются разногласия относительно суммы произведенной оплаты и порядка распределения платежей.

Как пояснил истец, зачисление платежей, поступивших от ответчика, произведено следующим образом: платежные поручения с назначением платежа были зачтены в погашение соответствующего денежного обязательства, иные платежи отнесены в погашение задолженности в соответствии с календарной последовательностью.

Ответчик представил анализ платежей и возражения по расчету истца.

Арбитражный суд с учетом пояснений сторон и представленных в дело письменных доказательств пришел к выводу, что расчет истца не может быть принят за основу при определении суммы произведенной оплаты, а доводы ответчика заслуживают внимания.