• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Екатеринбурга

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 о прекращении производства по делу



от 3 октября 2012 года Дело N А60-29488/2012


[Исковые требования о признании недействующим нормативного правого акта оставить без изменения]
(Извлечение)

Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи С.А.Хомяковой, судей Ю.К. Киселёва и И.В. Горбашовой при ведении протокола секретарем судебного заседания А.И. Будалиной рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Заместителя прокурора Свердловской области

к Думе Ивдельского городского округа

о признании недействующим нормативного правого акта

при участии в судебном заседании:

от заявителя - Васильева М.А. (доверенность N 8-12-11 от 21.10.2012).

Заинтересованное лицо в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в том числе публично путем размещении информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

От заинтересованного лица поступило ходатайство о проведении судебного заседания в его отсутствие. Ходатайство судом удовлетворено, приобщено к материалам дела.

Дело подлежит рассмотрению в отсутствие заинтересованного лица на основании ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.

Заместитель прокурора Свердловской области просит признать п. 1.6 в части слов "Дума Ивдельского городского округа", п.п. "в" п. 2.1, п.п. "б" п. 5.3, п.п. "б", "в" п. 5.4, п. 5.6, п.п. 5.10, 5.20, первый абзац п. 5.23 Положения "О порядке управления и распоряжения объектами муниципальной собственности Ивдельского городского округа", утвержденного решением Думы Ивдельского городского округа N 193 от 23.03.2006 года (в ред. решений Думы Ивдельского городского округа от 11.03.2010 N 269, от 02.12.2010 N 378) недействующим и несоответствующим ст. 209, 215, 125, 217 ГК РФ, ст. 51, ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.ст. 1, 2, 10, 13 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Заинтересованное лицо представило выпуск газеты "Северная звезда" N 39 от 28.09.2012, на пятой странице которого официально опубликовано решение Думы Ивдельского городского округа пятого созыва от 13.09.2012 г. N 44, которым утверждено новое Положение "О порядке распоряжения объектами муниципальной собственности Ивдельского городского округа" и признано утратившим силу Решение Думы Ивдельского городского округа от 23.03.2006 г. N 193 "Об утверждении Положения "О порядке управления и распоряжения объектами муниципальной собственности Ивдельского городского округа", с изменениями, внесенными решениями Думы Ивдельского городского округа от 11.03.2010 г. N 269, от 02.12.2010 г. N 378.

Заявитель в судебном заседании представил заявление об отказе от заявленных требований в полном объеме, в связи с тем, что заинтересованным лицом добровольно удовлетворены требования прокурора - отменен оспариваемый нормативный акт.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя заявителя, арбитражный суд установил:

Решением Думы Ивдельского городского округа N 193 от 23.03.2006 утверждено Положение "О порядке управления и распоряжения объектами муниципальной собственности Ивдельского городского округа" (далее - Положение).

Указанное решение опубликовано в газете "Северная звезда" N 15 от 14.04.2006.

Решениями Думы Ивдельского городского округа от 11.03.2010 N 269 "О внесении изменений в Положение о порядке управления и распоряжения объектами муниципальной собственности Ивдельского городского округа, утвержденное решением Думы Ивдельского городского округа от 23.03.2006 N 193", опубликованном в газете "Северная звезда" N 16 от 02.04.2010, и от 02.12.2010 N 378 "О внесении изменений в Решения Думы Ивдельского городского округа", опубликованном в газете "Северная звезда" N 4 от 28.01.2011, в вышеуказанное решение внесены изменения.

Полагая, что данное Положение противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, прокурор обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

В соответствии со ст. 78 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения органа местного самоуправления могут быть обжалованы в арбитражный суд в установленном порядке.

Согласно ст.ст. 52, 192 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим, если полагает, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Положение устанавливает единые правовые нормы - правила передачи муниципального имущества в хозяйственное ведение, оперативное управление, управления муниципальным имуществом, составляющим казну округа, порядок передачи муниципального имущества в аренду, безвозмездное пользование и приватизации муниципального имущества, обязательные для применения неопределенным кругом лиц - органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на регулирование общественных отношений, связанных с имущественной основой деятельности муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений.

В соответствии с п. 1.6 Положения органами местного самоуправления, осуществляющими от имени муниципального образования права по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом являются: Дума Ивдельского городского округа; глава Ивдельского городского округа; уполномоченный орган местного самоуправления "Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Ивдельского городского округа".

В силу п.п. "в" п. 2.1 Положения Дума Ивдельского городского округа в сфере управления и распоряжения объектами муниципальной собственности и в пределах компетенции, определенной действующим законодательством и Уставом Ивдельского городского округа дает согласие на безвозмездную передачу муниципального имущества в государственную собственность и прием имущества из государственной собственности в собственность муниципального образования.

Статьей 209 ГК РФ закреплено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии со ст. 215, 125 ГК РФ, ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Согласно ст. 23 Устава Ивдельского городского округа, утвержденного решением Ивдельской городской Думы от 02.06.2005 N 91, Дума Ивдельского городского округа является представительным органом муниципального образования, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа.

В силу ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ, ст. 24 Устава Ивдельского городского округа в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Согласно ст.ст. 30, 53, 54 Устава Ивдельского городского округа к полномочиям администрации городского округа по решению вопросов местного значения относятся, в том числе управление имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа. Управление муниципальным имуществом городского округа осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления в порядке, установленном Думой городского округа. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления городского округа.

В соответствии со ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов Государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" передача имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность осуществляется на основании предложения о передаче имущества, направленного органами местного самоуправления федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества. Решения о передаче имущества из федеральной собственности в- муниципальную собственность и из муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации. Указанные решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни.

Из указанных выше норм следует, что представительный орган местного самоуправления - Дума Ивдельского городского округа не полномочна управлять и распоряжаться муниципальным имуществом. Получение согласия данного органа на безвозмездную передачу муниципального имущества в государственную собственность и прием имущества из государственной собственности в собственность муниципального образования законодательством не предусмотрено. Представительный орган местного самоуправления вправе только определять порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью.

Таким образом, п. 1.6 в части слов "Дума Ивдельского городского округа", п.п. "в" п. 2.1 Положения не соответствуют действующему законодательству.

Подпунктом "б" п. 5.3 Положения предусмотрено, что в отношении объектов муниципальной собственности могут совершаться сделки, не противоречащие гражданскому законодательству: договоры мены.

Пунктом 5.6 Положения установлено, что сделки по обмену объектов муниципальной собственности осуществляется в порядке, предусмотренном п. 5.4 настоящего Положения.

В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее - федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Статьей 13 вышеуказанного закона предусмотрены способы приватизации государственного и муниципального имущества, в числе которых мена муниципального имущества отсутствует.

Приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

Таким образом, п.п. "б" п. 5.3 и п. 5.6 Положения противоречат вышеуказанным нормам.

Подпунктами "б", "в" п. 5.4 Положения закреплено, что отчуждение объектов муниципальной собственности осуществляется Комитетом по управлению муниципальным имуществом Ивдельского городского округа по постановлению Главы Ивдельского городского округа, если рыночная стоимость объекта, являющегося движимым имуществом, не превышает пятисоткратного минимального размера оплаты; по решению Думы Ивдельского городского округа, если рыночная стоимость объекта, являющегося движимым имуществом, превышает величину, указанную в п.п. "б" п. 5.4 Положения.

В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Согласно ст.ст. 1, 2, 10 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" под приватизацией муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. Муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество). Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. Порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, и муниципального имущества определяется соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления самостоятельно.

Из вышеуказанных норм следует, что приватизация муниципального имущества осуществляется на основании плана приватизации.

Порядок приватизации государственного и муниципального имущества определен главой 3 вышеуказанного закона, которым отчуждение муниципального имущества на основании актов главы и представительного органа муниципального образования не предусмотрено.

Таким образом, п.п. "б", "в" п. 5.4 Положения противоречат действующему законодательству, поскольку предоставляют право органам местного самоуправления отчуждать муниципальное имущество в нарушение установленного законом порядка на основании принимаемых ими актов.

Пунктом 5.10 Положения закреплено, что сдача в аренду объектов муниципальной собственности производится по постановлению Главы Ивдельского городского округа.

Договор аренды заключается на основании постановления Главы Ивдельского городского округа между арендатором и Администрацией Ивдельского городского округа в лице главы.

Пунктом 5.20 Положения установлено, что решение о передаче объектов муниципальной собственности в безвозмездное пользование принимается Главой Ивдельского городского округа, если рыночная стоимость объекта не превышает пятисоткратного минимального размера оплаты труда, и по согласованию с Думой Ивдельского городского округа, если рыночная стоимость объекта превышает величину, указанную выше.

Согласно первому абзацу п. 5.23 Положения решение о передаче муниципального имущества в доверительное управление принимает Глава Ивдельского городского округа.

Из вышеуказанных пунктов Положения следует, что муниципальное имущество в Ивдельском городском округе может передаваться в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление без проведения торгов. Основанием для передачи имущества, в силу оспариваемого нормативного правового акта органа местного самоуправления, является постановление Главы Ивдельского городского округа.

В соответствии с ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

На основании изложенного, п.п. 5.10, 5.20, первый абзац 5.23 Положения противоречит ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ.

Согласно ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истец вправе до принятия решения по делу отказаться от заявленных требований.

Как установлено судом, решением Думы Ивдельского городского округа пятого созыва от 13.09.2012 г. N 44 оспариваемое прокурором Положение отменено (п. 2 решения) и утверждено новое Положение "О порядке распоряжения объектами муниципальной собственности Ивдельского городского округа", в связи с чем прокурором представлено в суд заявление об отказе от заявленных требований.

В силу п.4 ч.1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят судом.

При этом суд отмечает, что часть 8 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не содержит запрета на принятие судом отказа от иска, тем более что данный отказ не нарушает права и законные интересы третьих лиц (иного судом не установлено).

Учитывая, что данный отказ от иска не противоречит закону и иным нормативным правовым актам и не нарушает прав и законных интересов других лиц, отказ от иска судом принимается, и дело в связи с этим подлежит прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 150, ст. 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд определил:

1. Производство по делу прекратить.

2. Определение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший определение.

В случае обжалования судебного акта в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

3. В случае прекращения производства по делу повторное обращение в арбитражный суд по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Председательствующий судья С.А. Хомякова

Судья Ю.К. Киселев

Судья И.В. Горбашова

Номер документа: А60-29488/2012
Принявший орган: Арбитражный суд Свердловской области
Дата принятия: 03 октября 2012

Поиск в тексте