Действующий


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Екатеринбурга

РЕШЕНИЕ

от 12 сентября 2012 года Дело N А60-29521/2012


[В удовлетворении исковых требований о признании недействительным акта проверки и предписания в части отказать]
(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 05 сентября 2012 года.

Полный текст решения изготовлен 12 сентября 2012 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Е. Г. Италмасовой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи О. А. Васениной рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью "Корпорация "Ваш дом" (далее - заявитель)

к Управлению государственного строительного надзора Свердловской области (далее - заинтересованное лицо)

о признании недействительным акта проверки и предписания в части,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Ахманаева В. А., представитель по доверенности от 02.08.2012 года, Хохлова О. С., представитель по доверенности от 11.01.2012 года, Нигматуллина Г. Х., представитель по доверенности от 04.09.2012 года,

от заинтересованного лица: Татаурова Н. В., представитель по доверенности от 15.08.2012 года, Бызова Н. В., представитель по доверенности от 17.04.2012 года.

Процессуальные права и обязанности представителям разъяснены.

Отводов составу суда не заявлено.

Заявитель уточнил заявленные требования. Уточнения судом приняты.

Заявитель представил в суд объяснения в порядке ст. 81 АПК РФ на отзыв

заинтересованного лица. Объяснения приобщены к материалам дела.

Заявитель представил в суд объяснения в порядке ст. 81 АПК РФ о полномочиях заинтересованного лица.

Заявитель заявил ходатайство о приобщении к материалам дела копий: бухгалтерской отчетности за 2011, 2012 г.г., приказов по ведению учетной политики от 01.05.2007, от 30.12.2009, от 22.03.2011, от 25.03.2011, оборотно-сальдовые ведомости по счетам 76.06 за 31.12.2011, 86.02.1 за 31.12.2011, 62.01 за 31.12.2011, 76.01.1 за 31.12.2011, 58.03.1 за 31.12.2011, 58.03.2 за 31.12.2011, 60.02 за 31.12.2011. Ходатайство судом удовлетворено, копии приобщены к делу. Оригиналы указанных документов после обозрения возвращены представителю.

От заинтересованного лица поступило дополнение к отзыву. Дополнение приобщено к материалам дела.

Иных заявлений и ходатайств не поступило.

С учетом уточнений заявитель просит признать незаконным акт проверки органом государственного контроля, органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя N 71Д от 18.05.2012 Управления государственного строительного надзора в части указания, что отражение ООО "Корпорация "Ваш Дом" в составе оборотных активов бухгалтерского баланса затрат на строительство является нарушением действующего законодательства; признать незаконным предписание N 33Д об устранении нарушений положений законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости от 18.05.2012 Управления государственного строительного надзора Свердловской области в части: возложения обязанности на ООО "Корпорация "Ваш Дом" устранить нарушение, выявленное при проведении проверки целевого использования застройщиком денежных средств участников долевого строительства на соответствие произведенных затрат требованиям статьи 18 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", отразить в составе внеоборотных активов бухгалтерского баланса незавершенные капитальные вложения, учитываемые застройщиком на субсчете 08-3 "Строительство объектов основных средств", открываемом к счету 08 "Вложения во внеоборотные активы" (п. 1); возложения обязанности на ООО "Корпорация "Ваш Дом" в графах 2 и 3 отчета по форме "Приложения N 4 к Правилам" ежеквартальной отчетности за 4 квартал 2011 года указать достоверные сведения о нормативе обеспеченности обязательств и достоверные сведения о нормативе целевого использования средств (пп. 5 и пп. 6 п. 4); возложения обязанности на ООО "Корпорация "Ваш Дом" в графах 2 и 3 отчета по форме "Приложения N 4 к Правилам" ежеквартальной отчетности за 1 квартал 2012 года указать достоверные сведения о нормативе обеспеченности обязательств и достоверные сведения о нормативе целевого использования средств (пп. 11 и пп. 12 п. 4).

Заинтересованное лицо просит в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

Рассмотрев материалы дела, суд установил:

Управлением Государственного строительного надзора по Свердловской области в отношении ООО "Корпорация "Ваш Дом" в период с 03.05.2012 года по 18.05.2012 года на основании приказа Управления Государственного строительного надзора по Свердловской области от 20.04.2012 года N 1378 проведена проверка соответствия деятельности заявителя требованиям Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".

По результатам проверки Управлением составлен акт от 18.05.2012 года N 71Д.

Кроме того, заинтересованным лицом вынесено предписание от 18.05.2012 года N 33Д, в соответствии с п. 1 которого заявителю предписано в срок до 01.10.2012 года устранить нарушение, выявленное при проведении проверки целевого использования застройщиком денежных средств участников долевого строительства на соответствие произведенных затрат требованиям статьи 18 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", отразить в составе внеоборотных активов бухгалтерского баланса незавершенные капитальные вложения, учитываемые застройщиком на субсчете 08-3 "Строительство объектов основных средств", открываемом к счету 08 "Вложения во внеоборотные активы".

Подпунктами 5 и 6 пункта 4 предписания от 18.05.2012 года N 33Д заявителю предписано в срок до 01.10.2012 года в графах 2 и 3 отчета по форме "Приложения N 4 к Правилам" ежеквартальной отчетности за 4 квартал 2011 года указать достоверные сведения о нормативе обеспеченности обязательств и достоверные сведения о нормативе целевого использования средств.

Подпунктами 11 и 12 пункта 4 предписания от 18.05.2012 года N 33Д заявителю предписано в срок до 01.10.2012 года в графах 2 и 3 отчета по форме "Приложения N 4 к Правилам" ежеквартальной отчетности за 1 квартал 2012 года указать достоверные сведения о нормативе обеспеченности обязательств и достоверные сведения о нормативе целевого использования средств.

Считая акт от 18.05.2012 года N 71Д в части указания того, что отражение заявителем в составе оборотных активов бухгалтерского баланса затрат на строительство является нарушением действующего законодательства, пункт 1, подпункты 5, 6, 11, 12 пункта 4 предписания от 18.05.2012 года N 33Д незаконными заявитель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив фактические обстоятельства, заслушав пояснения участвующих в судебном заседании представителей, арбитражный суд полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению на основании следующего.

Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, основанием для признания оспариваемого предписания незаконным в части является наличие одновременно двух условий: несоответствие его законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение им прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" основной задачей бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности.

ООО "Корпорация "Ваш дом" осуществляет строительство многоквартирных домов с привлечение денежных средств на основании договоров участия в долевом строительстве.

При этом заинтересованным лицом в ходе проверки сделан вывод о том, что нормативы целевого использования денежных средств долевого строительства, отраженные в ежеквартальной отчетности застройщика, не соответствуют требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 21.04.2006 года N 233 "О нормативах оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика".

Согласно указанному постановлению нормативы оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика должны составлять следующие значения: норматив обеспеченности обязательств - не менее 1; норматив целевого использования средств - не более 1; норматив безубыточности - не менее 1.

Расчет нормативов производится в соответствии с Инструкцией "О порядке расчета нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика", утвержденной приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 30.11.2066 N 06-137/пз-н.

По расчету, произведенному заинтересованным лицом в соответствии с  этой инструкцией, норматив целевого использования застройщиком денежных   средств в 4 квартале 2011 года составил (- 0,489, в 1 квартале 2012 года -   0,366.

Согласно пункту 1.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.04.2006 года N 233 "О нормативах оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика" информация, необходимая для расчета нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика, формируется на основании данных его бухгалтерского учета и раскрывается в бухгалтерской отчетности.

При надлежащем и достоверном ведении бухгалтерского учета, на основании данных которого рассчитывается норматив целевого использования в соответствии с инструкцией "О порядке расчета нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика", значение показателя Ан не может иметь отрицательное значение, поскольку сумма активов застройщика, используемых для расчета норматива всегда больше суммы произведенных затрат и суммы денежных средств, предоставленных с отсрочкой платежа. Показатель Д также не может быть отрицательным, сумма обязательств, используемых для расчета всегда больше суммы обязательств застройщика по договорам участия в долевом строительстве.

Таким образом, при надлежащем ведении бухгалтерского учета показатель норматива целевого использования никогда не может иметь отрицательное значение.

Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета должен разрабатываться организациями на основе Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 31.10.2000 N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций" и Инструкции по его применению.

Согласно Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина Российской Федерации от 31.10.2000 N 94н и Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, расходы застройщика, связанные с возведением объектов долевого строительства у основного застройщика отражаются в бухгалтерском учете с применением счета 08 "Вложения во внеобортные активы", являющего частью раздела 1 Внеоборотные активы баланса организации, являющегося основным документом бухгалтерской отчетности, на основании данных которого производится расчет нормативов финансовой устойчивости застройщика.

Вместе с тем, в нарушение перечисленных правовых актов регламентирующих ведение учета активов и обязательств организации, сумма затрат 779945 тысяч рублей, связанных со строительством объектов долевого строительства, отражена застройщиком в разделе II бухгалтерского баланса "Оборотные активы", ввиду чего при расчете норматива целевого использования в соответствии с инструкцией не представляется возможным получить достоверную информацию о нормативе целевого использования денежных средств участников долевого строительства.

При таких обстоятельствах требования пункта 1, подпунктов 6, 12 пункта 4 предписания от 18.05.2012 года N 33Д об указании достоверных данных о нормативе целевого использования денежных средств участников долевого строительства, предварительно сформировать и раскрыть данные бухгалтерского учета и отчетности таким образом, чтобы они обеспечивали получение достоверной информации, соответствуют действующему законодательству.

Норматив обеспеченности обязательств в соответствии с инструкцией о порядке расчета нормативов рассчитывается как соотношение стоимости активов застройщика (стр. 1600 баланса) к сумме обязательств застройщика по договорам участия в долевом строительстве (строка 7 приложения 2 отчетности застройщика).

В 4 квартале 2011 года норматив обеспеченности обязательств заявителя составил 100,582. Заявитель в отчетности указал 97,26.

В 1 квартале 2012 года норматив обеспеченности обязательств заявителя составил 86,079.

Требования подпунктов 5 и 11 пункта 4 предписания от 18.05.2012 года N 33Д об отражении достоверных данных о нормативе обеспеченности обязательств в ежеквартальной отчетности заявителя соответствуют действующему законодательству, поскольку данный норматив должен рассчитываться в соответствии с инструкцией.

Фактов нарушения обжалуемым предписанием прав и законных интересов заявителя судом не установлено.

В силу положений ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Поскольку судом не усмотрено несоответствия части оспариваемого предписания закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения этим предписанием прав и законных интересов заявителя, в удовлетворении требований в части обжалования предписания следует отказать.

Согласно п. 2 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности и, в частности, об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Под ненормативным правовым актом законодатель имеет в виду акты индивидуального характера, устанавливающие, изменяющие или отменяющие права и обязанности конкретных лиц, облеченные, как правило, в предусмотренную законом форму, например, в форму постановления, распоряжения, приказа и так далее. Решения, возможность оспаривания которых также установлена ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, могут быть не столь формализованными, однако также должны содержать властно-распорядительные предписания, влияющие на возникновение, изменение, отмену прав и обязанностей конкретных лиц.

Акт проверки не содержит конкретных предписаний в адрес заявителя, влияющих на возникновение, изменение, отмену его прав и обязанностей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не подписан должностным лицом, наделенным соответствующими властно-распорядительными полномочиями. Данный акт лишь фиксирует обстоятельства, установленные проверяющими в ходе проверки, а также содержит сделанные на основании анализа этих обстоятельств выводы проверяющих, то есть носит информационный характер, и прав заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не нарушает.

Следовательно, оспариваемый заявителем акт проверки не является ни ненормативным правовым актом, ни решением органа или должностного лица, поэтому не может быть оспорен в арбитражном суде.

Учитывая изложенное, суд полагает, что требования в части признания незаконным акта проверки N 71Д от 18.05.2012 в части указания, что отражение ООО "Корпорация "Ваш Дом" в составе оборотных активов бухгалтерского баланса затрат на строительство является нарушением действующего законодательства не подлежат рассмотрению в арбитражном суде, что является основанием для прекращения производства по делу в указанной части на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Государственная пошлина в размере 2000 руб. 00 коп., уплаченная заявителем платежным поручением от 02.07.2012 года N 344 подлежит возврату из федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

1. В удовлетворении заявленных требований в части признания незаконным предписания Управления государственного строительного надзора Свердловской области от 18.05.2012 года N 33Д в части: возложения обязанности на ООО "Корпорация "Ваш Дом" устранить нарушение, выявленное при проведении проверки целевого использования застройщиком денежных средств участников долевого строительства на соответствие произведенных затрат требованиям статьи 18 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", отразить в составе внеоборотных активов бухгалтерского баланса незавершенные капитальные вложения, учитываемые застройщиком на субсчете 08-3 "Строительство объектов основных средств", открываемом к счету 08 "Вложения во внеоборотные активы" (п. 1); возложения обязанности на ООО "Корпорация "Ваш Дом" в графах 2 и 3 отчета по форме "Приложения N 4 к Правилам" ежеквартальной отчетности за 4 квартал 2011 года указать достоверные сведения о нормативе обеспеченности обязательств и достоверные сведения о нормативе целевого использования средств (пп. 5 и пп. 6 п. 4); возложения обязанности на ООО "Корпорация "Ваш Дом" в графах 2 и 3 отчета по форме "Приложения N 4 к Правилам" ежеквартальной отчетности за 1 квартал 2012 года указать достоверные сведения о нормативе обеспеченности обязательств и достоверные сведения о нормативе целевого использования средств (пп. 11 и пп. 12 п. 4) отказать.

2. Производство по делу в части признания незаконным акта проверки Управления государственного строительного надзора Свердловской области от 18.05.2012 года N 71Д в части указания, что отражение ООО "Корпорация "Ваш Дом" в составе оборотных активов бухгалтерского баланса затрат на строительство является нарушением действующего законодательства прекратить.

3. Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Корпорация "Ваш дом" (ИНН 6671224578) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 руб. 00 коп., оплаченную платежным поручением от 02.07.2012 года N 344. Оригинал платежного поручения находится в материалах дела.

4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья Е.Г.Италмасова