• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Екатеринбурга

РЕШЕНИЕ

от 27 сентября 2012 года Дело N А60-29595/2012


[Исковые требования о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности удовлетворить частично]
(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 26 сентября 2012 года

Полный текст решения изготовлен 27 сентября 2012 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.А. Хомяковой при ведении протокола секретарем судебного заседания А.И. Будалиной рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "ТеплоКомСервис" (ИНН 6617013160, ОГРН 1076617000492)

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (Территориальный отдел в г. Краснотурьинск, городе Карпинск и в городе Волчанск) (ИНН 6670083677, ОГРН 1056603541565),

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - прокурор г. Краснотурьинска Свердловской области,

о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности.

В судебном заседании приняли участие:

от заявителя - Велижанина Н.В. - представитель, доверенность от 11.05.2012),

от заинтересованного лица - Романова В.Н. - специалист, доверенность N 01-01-05-28/81 от 26.01.2012);

Третье лицо о времени и месте рассмотрения заявления извещено надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда. На основании ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в его отсутствие.

Лицам, участвующим в деле, разъяснены процессуальные права и обязанности. Отводов составу суда, ходатайств не заявлено.

ООО "Управляющая организация "ТеплоКомСервис" (далее - общество, ООО "УО "ТКС") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г. Краснотурьинск, городе Карпинск и в городе Волчанск (далее - Управление Роспотребнадзора) от 25.06.2012 г. N 280 о назначении административного наказания по ст. 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 105000 руб.

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что общество не является субъектом вменяемого административного правонарушения, поскольку контейнерные площадки не находятся в ведении общества.

Заинтересованное лицо представило отзыв, с требованиями заявителя не согласно, считает, что в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения.

Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил:

По требованию прокуратуры на основании обращений граждан Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора 29.05.2012г. проведено обследование жилого фонда по адресу: г. Краснотурьинск, ул. Клубная, 13; ул. Ленина, 92, управляемого "Управляющая организация "ТеплоКомСервис", на предмет соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации, в том числе в области обращения с отходами.

В ходе данной проверки заинтересованным лицом выявлены нарушения требований к размещению и эксплуатации контейнерной площадки для сбора отходов для населения, что является нарушением требований п.8.2.5. СанПиН 2.1.2.2645-10, п.п. 2.1.3. и 2.2.3. СанПиН 42-128-4600-88., п.2 ст. 2 и п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а именно:

- не организовано ограничение бордюрами и зелеными насаждениями контейнерной площадки;

- допущено размещение 2-х контейнеров непосредственно на земле без водонепроницаемого покрытия;

- допущена установка более 5-ти контейнеров (установлено 6 контейнеров).

По факту выявленных нарушений в отношении общества прокурором г. Краснотурьинска в присутствии законного представителя составлено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 14.06.2012г.

Общество надлежащим образом извещено заинтересованным лицом о времени и месте рассмотрения административного дела.

Управлением Роспотребнадзора 25.06.2012г. вынесено постановление N 280, которым ООО "УО "ТКС" привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 105000 (сто тысяч) рублей.

Согласно ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объектом правонарушения по данной норме являются общественные отношения, возникающие при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Объективная сторона административного правонарушения состоит в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в частности, контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;

осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;

проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;

своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;

осуществлять гигиеническое обучение работников.

Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п.8.2.5. СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтированном покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.

В соответствии с п.п. 2.1.3. СанПиН 42-128-4600-88. "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.

В силу 2.2.3. СанПиН 42-128-4600-88. "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстоянии не менее 21 м, но не более 100 м; размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовывать с районным архитектором и районными санэпидстанциями.

Согласно п.п. 1, 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).

В силу ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Довод заявителя, что общество не является субъектом вменяемого административного правонарушения, судом не принимается в связи со следующим.

Судом установлено, что видом деятельности ООО "УО "ТКС" являются управление недвижимым имуществом, в том числе управление эксплуатацией жилого и нежилого фонда, уборка территории и удаление твердых отходов.

Факт того, что обследуемый жилой фонд находится на обслуживании ООО "УО "ТКС", заявителем не оспаривается.

Согласно договору 1Т от 01.09.2011г. на вывоз твердых бытовых отходов в обязанности ООО "УО "ТКС" входит содержание контейнерных площадок в чистоте и надлежащем техническом состоянии; своевременная замена контейнеров, непригодных к эксплуатации.

Согласно п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства от 13.08.2006г. N 49, содержание общего имущества включает в себя, в том числе организацию мест для накопления.

Пунктом 6.3 СанПиН 42-128-4600-88. "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" предусмотрено, что учреждения по эксплуатации зданий, жилищные отделы предприятий и учреждений, коменданты и управляющие домами должны:

своевременно заключать договоры на удаление бытовых отходов;

проводить разъяснительную работу и организовывать население для выполнения мероприятий по соблюдению санитарных правил содержания территорий населенных мест;

оборудовать площадки с водонепроницаемым покрытием под мусоросборники;

обеспечивать сборниками и инвентарем, применяемыми для сбора пищевых отходов, уличного и дворового смета;

принимать меры по обеспечению регулярной мойки и дезинфекции мусороприемных камер, площадок и ниш под сборники, а также сборников отходов.

Исходя из совокупности указанных норм суд считает, что ООО "УО "ТКС" является субъектом данного правонарушения, поскольку общество, на обслуживании которого находится обследуемый жилой фонд, не обеспечило в соответствии с требованиями санитарного законодательства эксплуатацию контейнерной площадки, предназначенной для сбора отходов от населения обслуживаемых жилых домов.

Таким образом, наличие указанных выше нарушений санитарных правил и норм в деятельности ООО "УО "ТКС" подтверждается материалами дела, что образует событие административного правонарушения по ст. 8.2 КоАП РФ.

Частью 1 ст. 1.5 Кодекса предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина ООО "УО "ТКС", установленная административным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении, выразилась в бездействии. ООО "УО "ТКС", не проявило ту степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него для соблюдения положений действующих санитарных правил, не предприняло всех зависящих от него мер по соблюдению норм санитарного законодательства.

Таким образом, учитывая, что событие вменяемого административного правонарушения подтверждено материалами дела, вина ООО "УО "ТКС" установлена и подтверждается материалами дела, суд считает, что в действиях заявителя имеется состав правонарушения, предусмотренный ст. 8.2 КоАП РФ.

Срок привлечения к административной ответственности административным органом соблюден.

Процессуальных нарушений со стороны заинтересованного лица, имеющих существенный характер и не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, которые могли явиться основанием для признания постановления по делу об административном правонарушении незаконным и подлежащим отмене, не выявлено.

Оснований для применения положения о малозначительности также не установлено.

При данных обстоятельствах, суд считает, что заявитель правомерно привлечен к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.

Вместе с тем суд считает, что имеются основания для снижения установленной административным органом размера санкции.

Согласно частям 1 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за административное правонарушение.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 г. N 11-П отмечено, что санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.

Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 19 Постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в части 3 статьи 4.1 КоАП РФ.

При назначении наказания административным органом определен размер административного штрафа в размере 105000 руб., что выше установленного санкцией ст. 8.2 КоАП РФ минимального размера (100000 руб.).

При рассмотрении материалов дела установлено, что при назначении наказания, хотя в постановлении и указаны обстоятельства, смягчающие ответственность, при отсутствии отягчающих обстоятельств, не были учтены административным органом, поскольку им не применена минимальная мера наказания.

Учитывая принцип соразмерности наказания характеру совершенного правонарушения, принимая во внимание установленные административным органом в качестве смягчающего ответственность обстоятельства (совершение правонарушения впервые) при отсутствии отягчающих обстоятельств, суд считает возможным ограничиться минимальным штрафом в размере 100000 руб.

При таких обстоятельствах оспариваемое постановление следует признать незаконным и изменить в части применения меры ответственности в виде штрафа в размере, превышающем 100000 руб., в связи с чем, заявленные требования общества подлежат удовлетворению частично.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

1. Заявленные требования удовлетворить частично.

2. Признать незаконным постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области от 25.06.2012 г. N 280 о назначении административного наказания ООО "Управляющая организация "ТеплоКомСервис" (ИНН 6617013160, ОГРН 1076617000492) по ст. 8.2 КоАП РФ в части наложения штрафа в размере, превышающем 100000 (сто тысяч) руб.

В остальной части заявленных требований отказать.

3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

4. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

5. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

Судья С.А.Хомякова

Номер документа: А60-29595/2012
Принявший орган: Арбитражный суд Свердловской области
Дата принятия: 27 сентября 2012

Поиск в тексте