Действующий


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Екатеринбурга

РЕШЕНИЕ

от 29 октября 2012 года Дело N А60-35756/2012


[В удовлетворении исковых требований об оспаривании постановления административного органа отказать]
(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 22 октября 2012 года

Полный текст решения изготовлен 29 октября 2012 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Киселёва Ю.К. при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Брагиной М.П. рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью "Комбинат питания "СУБР" (ИНН 6631007369, ОГРН 1056600498030, далее - общество)

к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г. Североуральске, г. Ивделе и п. Пелым (далее - отдел)

об оспаривании постановления административного органа от 10.08.2012 N348 о привлечении к административной ответственности.

В судебном заседании принятии участие представители:

общества - Осетрова И.А. (доверенность от 11.01.2012);

отдела - Жидкова Н.О. (доверенность от 20.01.2012 N05-28/41).

От отдела в материалы дела поступил письменный отзыв на заявление, который судом рассмотрен и приобщен к материалам дела.

Общество ходатайствовало о приобщении к материалам дела дополнительных документов в обоснование заявленных требований. Ходатайство удовлетворено, копии документов приобщены к материалам дела.

Иных заявлений, ходатайств не поступило.

Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением об оспаривании постановления отдела от 10.08.2012 N 348 о привлечении к административной ответственности по ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде наложения административного штрафа в размере 15000 руб., ссылаясь на отсутствие состава правонарушения.

Отдел представил отзыв, с требованиями не согласен, считает, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным.

Суд установил:

В период с 02.07.2012 по 26.07.2012 должностными лицами отдела на основании распоряжения заместителя главного государственного санитарного врача по Свердловской области от 25.06.2012 N 01-01-01-03-24/12310 проведена плановая выездная проверка общества на объектах: профилакторий "Серебряный меридиан" и оздоровительное учреждение для детей с круглосуточным пребыванием на базе санатория-профилактория "Серебряный меридиан", расположенных по адресу: Свердловская область, г. Североуральск, пгт. Черемухово, Петропавловское лесничество, квартал 49.

Результаты проверки оформлены актом от 26.07.2012.

26.07.2012 отделом в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ, а 10.08.2012 вынесено постановление N 348 о назначении обществу административного наказания в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.

Постановление мотивировано тем, что обществом нарушены требования п.1 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; п. 2.5, 2.6 СанПин 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий"; р.1 п. 11.1, р. 1 п. 11.3, р.1 п. 11.12, р.1 п. 12.1, р. 2, п. 2.1, р. 2 п. 2.33 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность"; п. 1.12 СанПиН 2.2.0.555-96 "Гигиенические требования к условиям труда женщин"; п. 5.2 СанПин 2.2.2.1327-03 "Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту"; п. 3.8, 5.15, 6.11, 13.5 СанПин 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья" п. 5, 6, 8 СанПиН 2.6.1.1192-03 "Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований"; п. 2.1 СанПин 3.1/3.2.1379-03 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней"; п. 19, 37 приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования)", и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда; п. 3.9.1 СанПиН 2.1.2.1188-03 "Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества", п. 1.12 , 5.5, 6.10, 7.2, 11.4.2 СанПиН 2.4.4.1204-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей"; п. 5.6 СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования".

Считая вынесенное постановление незаконным, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Суд считает, что в удовлетворении требования общества следует отказать по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, выполнять требования санитарного законодательства, а также предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В ходе проверки на объекте общества - профилакторий "Серебряный меридиан" отделом выявлены следующие нарушения требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Пунктом 2.5 СанПиН 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" установлено, что номенклатура, объем и периодичность лабораторных исследований и испытаний определяются с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и среду его обитания.

Отделом сделан вывод о том, что программа производственного контроля общества не содержит номенклатуру, объем и периодичность лабораторных исследований и испытаний, определённые с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и среду его обитания.

В силу ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Как следует из материалов дела, текст производственной программы общества отделом не представлен. В связи с этим суд полагает, что нарушение обществом указанной нормы санитарных правил отделом не доказано.

Согласно п. 2.6 СанПиН 1.1.1058-01 программа (план) производственного контроля составляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем до начала осуществления деятельности, а для осуществляющих деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - не позднее трех месяцев со дня введения в действие настоящих санитарных правил без ограничения срока действия. Необходимые изменения, дополнения в программу (план) производственного контроля вносятся при изменении вида деятельности, технологии производства, других существенных изменениях деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, влияющих на санитарно-эпидемиологическую обстановку и (либо) создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

По мнению отдела, программа производственного лабораторного контроля представлена обществом не в полном объёме, а именно: в программе отсутствуют следующие разделы: - Перечень официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью; - Перечень химических веществ, биологических, физических и иных факторов, а также объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для человека и среды его обитания (контрольных критических точек), в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний с указанием точек, в которых осуществляются отбор проб (проводятся лабораторные исследования и испытания), и периодичности отбора проб (проведения лабораторных исследований и испытаний); - Перечень должностей работников, подлежащих медицинским осмотрам, профессиональной гигиенической подготовке и аттестации; - Перечень осуществляемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем работ и услуг, выпускаемой продукции, а также видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека и подлежащих санитарно-эпидемиологической оценке, сертификации, лицензированию; - Перечень форм учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля; - Перечень возможных аварийных ситуаций, связанных с остановкой производства, нарушениями технологических процессов, иных создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения ситуаций, при возникновении которых осуществляется информирование населения, органов местного самоуправления, органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Отдел указывает на обязательность требований к программе (плану) производственного контроля, установленных в разделе N 3 СанПиН 1.1.1058-01.

Возражая, общество полагает, что производственная программа соответствует нормам указанных санитарных правил.

Как следует из материалов дела, текст производственной программы отделом в подтверждение доводов о нарушении обществом требования санитарных правил в материалы дела не представлен (ч. 4 ст. 210 АПК РФ), следовательно, нарушение обществом п. 2.6. СанПиН 1.1.1058-01 отделом также не доказано.

Согласно пункту 11.1 раздела 1 санитарно-эпидемиологических требований к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность (СанПиН 2.1.3.2630-10, далее - Правила N 2630), все помещения, оборудование, медицинский и другой инвентарь должны содержаться в чистоте. Влажная уборка помещений (обработка полов, мебели, оборудования, подоконников, дверей) должна осуществляться не менее 2 раз в сутки, с использованием моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных к использованию в установленном порядке. Администрация ЛПО организует предварительный и периодический (не реже 1 раза в год) инструктаж персонала, осуществляющего уборку помещений по вопросам санитарно-гигиенического режима и технологии уборки.

В результате проведенных лабораторных исследований отделом установлено, что пробы N 2413/1, 2413/2, 2413/3, 2413/9, 2454/3 и 2454/5 не соответствуют требованиям по показателю БГКП (бактерии группы кишечной палочки) при норме "отсутствие" согласно протоколов лабораторных испытаний 2413 от 18.07.2012 и 2454 от 24.07.2012 филиала ФБУЗ "ЦГиЭ в Свердловской области" в г.Североуральск, г.Ивдель и пос.Пелым (аттестат "Системы" N ГСЭН.RU.ЦOA.069.45 от 30.05.2008 зарегистрирован в Госреестре N POCC.RU.0001.514236 от 30.05.2008. Свидетельство об аккредитации N 39-АК от 26.02.2010, действительное до 26.02.2015). БГКП обнаружены в смывах в процедурном кабинете с кушетки, с подоконника, с халата медицинской сестры, с дверной ручки, в зубном кабинете с рабочего стола и с барашков крана. Проба N2413/12 не соответствуют требованиям по показателю St. aureus при норме "отсутствие" согласно протокола лабораторных испытаний N2413 от 18.07.2012. St. aureus обнаружен в смыве с компрессора.

Вместе с тем судом установлено, что указанная отделом норма пункта 11.1 раздела 1 Правил N 2630 не содержит требований по показателю БГКП, в связи с этим суд приходит к выводу о недоказанности отделом факта нарушения обществом указанной нормы Правил N 2630.

В соответствии с требованиями п. 11.3 раздела 1 Правил N 2630 необходимо иметь отдельные емкости с рабочими растворами дезинфекционных средств, используемых для обработки различных объектов:

- для дезинфекции, для предстерилизационной очистки и для стерилизации изделий медицинского назначения, а также для их предварительной очистки (при использовании средств, обладающих фиксирующими свойствами);

- для дезинфекции поверхностей в помещениях, мебели, аппаратов, приборов и оборудования;

- для обеззараживания уборочного материала, для обеззараживания отходов классов Б и В (в случае отсутствия установок для обеззараживания).

Емкости с рабочими растворами дезинфекционных средств должны быть снабжены плотно прилегающими крышками, иметь четкие надписи или этикетки с указанием средства, его концентрации, назначения, даты приготовления, предельного срока годности раствора.

Отделом сделан вывод о нарушении обществом указанного требования по показателю "Массовая доля активного хлора", а именно: зафиксированы неудовлетворительные лабораторные исследования "Део-хлор", рабочий раствор 0,015%" в процедурном, что подтверждается протоколом лабораторных исследований N 3832 от 23.07.12 (содержание активного хлора составило 0,26 при норме 0,0075-0,0225), выполненный Филиалом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в Свердловской области в г.Североуральск, г.Ивдель и пос.Пелым, аккредитованным в установленном законодательством порядке, аттестат "Системы" N ГCЭH.RU.ЦOA.069.45 от 30.05.2008, зарегистрированный в Госреестре N РОСС.RU.0001.514236 от 30.05.2008.

Вместе с тем судом установлено, что указанный отделом пункт 11.3 Правил N 2630 не содержит требований по показателю "массовая доля активного хлора".

Следовательно, нарушение обществом п. 11.3 Правил N 2630 отделом не доказано.

Пунктом 11.12 раздела 1 Правил N 2630 предусмотрено, что для обеззараживания воздуха в помещениях с асептическим режимом следует применять разрешенные для этой цели оборудование и/или химические средства. Технология обработки и режимы обеззараживания воздуха изложены в соответствующих нормативно-методических документах и инструкциях по применению конкретного дезинфекционного оборудования и дезинфицирующих средств.

С целью снижения обсемененности воздуха до безопасного уровня применяются следующие технологии:

- воздействие ультрафиолетовым излучением с помощью открытых и комбинированных бактерицидных облучателей, применяемых в отсутствие людей, и закрытых облучателей, в том числе рециркуляторов, позволяющих проводить обеззараживание воздуха в присутствии людей, необходимое число облучателей для каждого помещения определяют расчетным путем согласно действующим нормам;

- воздействие аэрозолями дезинфицирующих средств в отсутствие людей с помощью специальной распыливающей аппаратуры (генераторы аэрозолей) при проведении дезинфекции по типу заключительной и при проведении генеральных уборок;

- применение бактериальных фильтров, в том числе электрофильтров.

В ходе проверки отделом установлено, что в клинической лаборатории два бактерицидных облучателя эксплуатируются с 2004 года, подсчёт отработанных часов не ведется. В стоматологическом кабинете в комнате для обработки и стерилизации инструментов отсутствует бактерицидный облучатель. В процедурном кабинете отсутствует расчет бактерицидных облучателей на кубатуру помещения.

Однако указанный отделом пункт 11.12 Правил N 2630 не содержит требований по подсчёту отработанных часов используемого с целью снижения обсемененности воздуха до безопасного уровня бактерицидного облучателя, следовательно, нарушение отделом в данной части не доказано.

Отсутствие расчёта необходимого числа облучателей для каждого помещения также не является само по себе нарушением пункта 11.12 Правил N 2630, при этом недостаточность имеющего числа облучателей отделом в ходе проверки не установлена.

Вместе с тем отсутствие облучателя в комнате для обработки и стерилизации инструментов правомерно квалифицировано отделом как нарушение обществом требований п. 11.12 раздела 1 Правил N 2630.

Согласно п. 12.1 раздела 1 Правил N 2630 в целях профилактики внутри-больничных инфекций (ВБИ) обеззараживанию подлежат руки медицинских работников (гигиеническая обработка рук, обработка рук хирургов) и кожные покровы пациентов (обработка операционного и инъекционного полей, локтевых сгибов доноров, санитарная обработка кожных покровов).

В зависимости от выполняемой медицинской манипуляции и требуемого уровня снижения микробной контаминации кожи рук медицинский персонал осуществляет гигиеническую обработку рук или обработку рук хирургов. Администрация организует обучение и контроль выполнения требований гигиены рук медицинским персоналом.

Установленное отделом в ходе проверки отсутствие в туалете медицинского блока каких-либо средств для обработки рук является нарушением вышеуказанного требования санитарных правил.

Довод общества об установлении данным пунктом Правил N 2630 только обязанности администрации по организации обучения и осуществление контроля за выполнения требований гигиены рук медицинским персоналом судом отклоняется как несостоятельный.

В соответствии с п. 2.1 раздела 2 Правил N 2630 медицинские изделия многократного применения подлежат последовательно: дезинфекции, предстерилизационной очистке, стерилизации, последующему хранению в условиях, исключающих вторичную контаминацию микроорганизмами.

Отделом обнаружены нарушения в обработке изделий медицинского назначения. В клинической лаборатории не проводится последовательная обработка медицинских изделий многократного применения (пробирки, стекла), а именно: после дезинфекции и предстерилизационной очистки пробирки и стекла накапливаются несколько дней в емкости для последующей стерилизации. Забор и исследования крови, мочи проводятся ежедневно. В ингалятории тубусы дезинфицируют в растворе део-хлора и стерилизуют, этап предстерилизационной очистки не проводится. В стоматологическом кабинете инструменты перед стерилизацией просушиваются на нестерильных полотенцах.

Суд считает, что указанные обстоятельства правомерно квалифицированы отделом как нарушение требований п. 2.1 раздела 2 Правил N 2630.

В соответствии с п. 2.33 раздела 2 Правил N2630 не допускается использование простерилизованных изделий медицинского назначения с истекшим сроком хранения после стерилизации.

В ходе проверки в стоматологическом кабинете обнаружен бикс с ватными шариками с истекшим сроком стерильности на стерильном столике.

Указанное обстоятельство верно признано отделом в качестве нарушения обществом данного пункта санитарных правил.

Согласно п. 1.12 СанПиН 2.2.0.555-96. 2.2 "Гигиена труда. Гигиенические требования к условиям труда женщин. Санитарные правила и нормы" постоянные рабочие места на производственных объектах должны иметь санитарно-гигиенические паспорта с общей и количественной характеристиками факторов производственной среды и трудового процесса.

В ходе проверки отделом установлено, что на предприятии общества отсутствуют санитарно-гигиенические паспорта с общей и количественной характеристиками факторов производственной среды и трудового процесса.