• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Екатеринбурга

РЕШЕНИЕ

от 27 ноября 2012 года Дело N А60-36667/2012


[В удовлетворении исковых требований о признании незаконными действий отказать]
(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 23 ноября 2012 года

Полный текст решения изготовлен 27 ноября 2012 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.П.Воронина при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.В.Кондрат рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Администрации Тавдинского городского округа(ИНН 6634002739, ОГРН 1026601907034)

к Министерству финансов по Свердловской области (ИНН 6661004608)

с участием третьих лиц: Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, Финансового управления в Тавдинском городском округе, МУП Тавдинского городского округа "Тавдинские коммунальные системы"

о признании незаконными действий

при участии в судебном заседании

от заявителя: Баранов К.Г., глава Администрации Тавдинского городского округа, решение от 31.03.2011 N 45/21, Звонарев А.С., представитель по доверенности от 30.10.2012, Перевера Т.В., представитель по доверенности от 30.10.2012, Горбунова Г.М., представитель по доверенности от 19.11.2012 N 01-05/13398;

от заинтересованного лица: Коптелов А.А., представитель по доверенности от 20.03.2012, Венжик С.А., представитель по доверенности от 31.10.2012, Захаров Н.В., представитель по доверенности от 18.01.2012 N 8.

Третьи лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

От Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, иных ходатайств не заявлено.

Администрация Тавдинского городского округа обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными действий Министерства финансов Свердловской области по факту квалификации действий администрации по предоставлению субсидий муниципальному унитарному предприятию Тавдинского городского округа "Тавдинские коммунальные системы" в размере 9010900 руб. как нецелевое использование бюджетных средств, отраженное в акте внеплановой комплексной проверки и заключении от 01.06.2012 на возражения к акту проверки.

В ходе рассмотрения дела заявитель в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменил предмет своих требований и просит признать недействительным предупреждение Министерства финансов Свердловской области от 06.06.2012 N 05-08-11/4877 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса в части квалификации действий администрации Тавдинского городского округа по предоставлению субсидий муниципальному унитарному предприятию Тавдинского городского округа "Тавдинские коммунальные системы" в размере 9010900 руб. как нецелевое использование бюджетных средств и возврата указанных средств в областной бюджет.

Изменение предмета судом принято.

По мнению заявителя, указанные действия Администрации были квалифицированы Министерством финансов Свердловской области как нецелевое использование бюджетных средств необоснованно, поскольку денежные средства, полученные в качестве межбюджетного трансферта на организацию тепло-, водоснабжения населения и водоотведения на 2011 год, были предоставлены в виде субсидии МУП "Тавдинские коммунальные системы" в целях возмещения расходов, некомпенсируемых платежами населения за услуги теплоснабжения, что полностью соответствует цели предоставления межбюджетного трансферта.

Муниципальное унитарное предприятие "Тавдинские коммунальные системы" является ресурсоснабжающей организацией - производителем коммунальных услуг, и имеет право на получение субсидий из бюджета в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Министерство финансов Свердловской области доводы заявителя не признает, ссылаясь на то, что условием и целью предоставления и использования межбюджетного трансферта в соответствии с нормативными правовыми актами Свердловской области - Постановлением Правительства Свердловской области от 30.06.2011 N 842-ПП и соглашением от 31.10.2011 N 5/27 являлось финансирование некомпенсируемых платежами населения за коммунальные услуги расходов исполнителей коммунальных услуг, возникших в связи с ограничением роста платежей граждан за коммунальные услуги предельными индексами.

Поскольку МУП "Тавдинские коммунальные системы" не имел расходов, некомпенсируемых платежами населения, которые основаны на экономически обоснованных тарифах, основания для предоставления субсидий предприятию за счет межбюджетного трансферта отсутствовали, в связи с чем такое использование бюджетных средств является нецелевым.

Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства в своем отзыве поддерживает доводы представителей Министерства финансов Свердловской области.

Рассмотрев материалы дела, суд установил:

Из бюджета Свердловской области бюджету Тавдинского городского округа в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 30.06.2011 N 842-ПП в 2011 году были предоставлены межбюджетные трансферты на организацию тепло-, водоснабжения населения и водоотведения в размере 9010900 руб.

Указанные средства были зачислены в бюджет Тавдинского городского округа на 2011 год по статьям: доходы - КБК 90120204999040000151 "Межбюджетные трансферты местным бюджетам на организацию тепло-, водоснабжения населения и водоотведения" в сумме 9010900 руб.; расходы - по разделу 0500 "Жилищно-коммунальное хозяйство", подразделу 0505 "другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства", целевой статье "Организация тепло-, водоснабжения населения и водоотведения" в сумме 9010900 руб.

На основании постановлений Администрации Тавдинского городского округа от 10.11.2011 N 1936 и от 27.12.2011 N 2257 из средств местного бюджета за счет средств межбюджетного трансферта в целях возмещения некомпенсируемых платежами населения за услуги теплоснабжения расходов исполнителя коммунальных услуг, возникших в связи с ограничением роста платежей граждан за коммунальные услуги предельными индексами, утвержденными Региональной энергетической комиссией Свердловской области, была предоставлена субсидия муниципальному унитарному предприятию Тавдинского городского округа "Тавдинские коммунальные системы".

При проведении Министерством финансов Свердловской области внеплановой проверки целевого и эффективного использования средств областного бюджета, предоставленных Тавдинскому городскому округу в 2011 году, Министерством был сделан вывод о нецелевом использовании указанных средств межбюджетного трансферта, предназначенного для финансирования расходов исполнителей коммунальных услуг, и о фактическом использовании бюджетных средств на субсидирование убытков деятельности ресурсоснабжающего предприятия.

По результатам проверки в адрес Администрации вынесено предупреждение от 06.06.2012 N 05-08-11/4877 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса с указанием на нецелевое использование бюджетных средств в сумме 9010900 руб. (в оспариваемой части), выделенных из областного бюджета в качестве софинансирования, с предложением Администрации рассмотреть вопрос возможности возврата указанных средств в областной бюджет.

В силу ст. 282 Бюджетного кодекса Российской Федерации предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса является мерой, применяемой к нарушителям бюджетного законодательства.

Пунктом 15 Положения о Министерстве финансов Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 18.10.2010 N 1524-ПП, министр и его заместители (в соответствии с их полномочиями) имеют право выносить предупреждение главным распорядителям и получателям средств областного бюджета о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

Поскольку в предупреждении Министерства финансов Свердловской области от 06.06.2012 N 05-08-11/4877 содержится вывод о нецелевом использовании бюджетных средств, выделенных из областного бюджета, а также указание на принятие мер по устранению нарушений бюджетного законодательства, в том числе путем возврата в областной бюджет средств, израсходованных не по целевому назначению, данное предупреждение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации.

В соответствии со ст. 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым признается использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения; нецелевое использование бюджетных средств влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.

Как указано выше, заявителем оспаривается вывод Министерства финансов Свердловской области о нецелевом использовании бюджетных средств, выделенных из областного бюджета в порядке межбюджетного трансферта Тавдинскому городскому округу.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, при этом к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся (ст. 10 Кодекса): федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты, в том числе бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов.

Отношения, связанные с предоставлением межбюджетных трансфертов из областного бюджета бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, регулируются Законом Свердловской области от 15.07.2005 N 70-ОЗ "О предоставлении отдельных межбюджетных трансфертов из областного бюджета и местных бюджетов в Свердловской области", статьей 11 которого установлено, что цели, на которые предоставляются и расходуются субсидии из областного бюджета местным бюджетам, а также условия предоставления и расходования субсидий из областного бюджета местным бюджетам устанавливаются Правительством Свердловской области.

Законом Свердловской области от 26.11.2010 N 100-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год" в соответствии с ведомственной структурой расходов по разделу 0500 "Жилищно-коммунальное хозяйство", подразделу 0505 "Другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства", целевой статье 5210318 "Межбюджетные трансферты местным бюджетам на организацию тепло-, водоснабжения населения и водоотведения", виду расходов 011 "Иные межбюджетные трансферты местным бюджетам" предусмотрены бюджетные ассигнования на указанные цели.

Постановлением Правительства Свердловской области от 30.06.2011 N 842-ПП утвержден Порядок и условия предоставления и распределения межбюджетных трансфертов местным бюджетам на организацию тепло-, водоснабжения населения и водоотведения на 2011 год и распределения межбюджетных трансфертов местным бюджетам на организацию тепло-, водоснабжения населения и водоотведения на 2011 год (далее - Порядок).

Пунктом 6 Порядка установлено, что межбюджетные трансферты направляются для финансирования некомпенсируемых платежами населения за коммунальные услуги расходов исполнителей коммунальных услуг, возникающих в связи с ограничением роста платежей граждан за коммунальные услуги предельными индексами, установленными постановлениями Региональной энергетической комиссии Свердловской области.

Средства, выделяемые из областного бюджета в форме межбюджетных трансфертов, расходуются по разделу 0500 "Жилищно-коммунальное хозяйство", подразделу 0505 "Другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства", целевой статье 5210318 "Межбюджетные трансферты местным бюджетам на организацию тепло-, водоснабжения населения и водоотведения".

Средства, полученные из областного бюджета в форме межбюджетных трансфертов, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели (п. 8 Порядка).

Между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, определенного в качестве главного распорядителя указанных средств областного бюджета, и Тавдинским городским округом в лице Главы Администрации округа заключено Соглашение от 31.10.2011 N 5/27 о предоставлении межбюджетных трансфертов бюджету муниципального района Тавдинский городской округ, и дополнительное соглашение N 1 от 21.12.2011, которыми также определено, что межбюджетные трансферты направляются для финансирования некомпенсируемых платежами населения за коммунальные услуги расходов исполнителей коммунальных услуг, возникающих в связи с ограничением роста платежей граждан за коммунальные услуги предельными индексами, установленными постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области.

Таким образом, целью предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета бюджету муниципального образования Тавдинский городской округ явилось финансирование некомпенсируемых платежами населения за коммунальные услуги расходов исполнителей коммунальных услуг, возникающих в связи с ограничением роста платежей граждан за коммунальные услуги предельными индексами, установленными постановлениями Региональной энергетической комиссии Свердловской области, что определено как расходное обязательство Свердловской области.

В отношениях, связанных с предоставлением организациями коммунального комплекса населению коммунальных услуг, участвуют как лица, осуществляющие поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома (ресурсоснабжающие организации), так и лица, оказывающие услуги, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах и предоставляющие коммунальные услуги - исполнители коммунальных услуг.

В соответствии с ранее действующими Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, исполнитель коммунальной услуги признавалось юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Действующие в настоящее время Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, в качестве исполнителя коммунальных услуг рассматривают юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Цена, уплачиваемая по договорам продажи коммунальных ресурсов (о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении), заключаемым исполнителями коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, является регулируемой (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В свою очередь, статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" цены (тарифы) для потребителей - это ценовые ставки, которые включают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, обеспечивающих производство товаров (оказание услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, без учета надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.

Статьей 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации", установлено, что размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым в соответствии с настоящей статьей.

Предельные минимальные и (или) максимальные индексы - это устанавливаемые по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы минимально и (или) максимально возможного изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, действующих на конец текущего финансового года (далее также - предельные индексы) (ч. 1 ст. 6 данного Закона). Предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по муниципальным образованиям с учетом соотношения платы граждан за коммунальные услуги и затрат на оказание коммунальных услуг (ч. 2 ст. 6 Закона).

В случае, если увеличение размера платы граждан за коммунальные услуги превышают установленные для соответствующего муниципального образования предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, размер платы граждан за коммунальные услуги должен быть приведен в соответствие с указанными индексами в течение одного календарного месяца с даты вступления в силу решения органа исполнительной

власти субъекта Российской Федерации об установлении указанных индексов (ч. 6 ст. 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ).

Частью 6.1 ст. 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ предусмотрено, что при приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствие с требованиями настоящей статьи уполномоченными органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации) производится пересмотр размера подлежащей внесению платы в порядке, установленном органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом сумма необоснованно полученных платежей подлежит зачету при расчете размера платы граждан в последующий период.

В целях реализации статьи 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ Постановлением Правительства Свердловской области от 25.04.2007 N 361-ПП утвержден Порядок пересмотра размера подлежащей внесению платы граждан за жилое помещение и платы граждан за коммунальные услуги в целях приведения в соответствие с утвержденными в установленном порядке предельными индексами (далее - Порядок), определяющий отношения между органами местного самоуправления, исполнителями, управляющими организациями и гражданами по вопросам изменения размеров платы за жилое помещение и коммунальные услуги (п. 2 Порядка).

Пунктом 7 Порядка установлено, что если изменение размера платы граждан за жилое помещение и (или) платы граждан за коммунальные услуги выше максимального или ниже минимального предельного индекса, утвержденного для соответствующего муниципального образования в Свердловской области Региональной энергетической комиссией Свердловской области, размеры платы граждан за коммунальные услуги, проживающих на территории данного муниципального образования, подлежат пересмотру уполномоченными органами местного самоуправления и приведению в соответствие с утвержденными предельными индексами в течение одного календарного месяца с даты вступления в силу постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области об утверждении предельных индексов изменения размеров платы граждан за жилое помещение и размеров платы граждан за коммунальные услуги.

Как указано выше, получателями субсидий, предоставляемые муниципальным бюджетам на основании Постановления Правительства Свердловской области от 30.06.2011 N 842-ПП, являются исполнители коммунальных услуг в случае понесения ими расходов в связи с ограничением роста платежей граждан за коммунальные услуги предельными индексами, что является целью предоставления межбюджетного трансферта.

МУП Тавдинского городского округа "Тавдинские коммунальные системы" является ресурсоснабжающей организацией - поставщиком поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и исполнителем коммунальных услуг не является, т.е. не является адресатом указанных средств областного бюджета.

Деятельность указанной организации также может быть убыточной, в том числе за счет разницы между стоимостью фактически поставленных коммунальных ресурсов услуг, определенной исходя из установленного для такой организации тарифа, и размером платы за ресурсы исполнителей коммунальных услуг, определенной в размере платы граждан за коммунальные услуги.

Тарифы на тепловую энергию для МУП Тавдинского городского округа "Тавдинские коммунальные системы" установлены РЭК Свердловской области, в том числе на 2010 год - 1121,17 руб./Гкал без НДС, 1322,98 руб./Гкал с НДС - постановление РЭК Свердловской области от 06.10.2010 N 120-ПК; на 2011 год - 1258,14 руб./Гкал без НДС, 1484,61 руб./Гкал с НДС - постановление РЭК Свердловской области от 23.12.2010 N 165-ПК.

В свою очередь, норматив потребления тепловой энергии установлен Решением Думы Тавдинского городского округа от 27.05.2009 N 19/12 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг для населения" в объеме 0,27 Гкал/кв.м. в год, в связи с чем размер платы населения Тавдинского городского округа за отопление составил: в 2010 году - 357,20 руб. (0,27 Гкал х 1322,98 руб./Гкал), в 2011 году - 400,84 руб. (0,27 Гкал х 1484,61 руб. /Гкал).

Исходя из указанных норматива и ценовых ставок увеличение размера платы граждан за отопление в 2011 году составило 112,22 процентов.

Вместе с тем предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги для Тавдинского городского округа утвержден Постановлением РЭК Свердловской области от 01.10.2010 N 119-ПП "Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области на 2011 год" также в размере 112,6 процентов, т.е. увеличение размера платы граждан за коммунальные услуги не превысило предельный индекс.

Учитывая, что целью предоставления межбюджетных трансфертов являлось финансирование некомпенсируемых платежами населения за коммунальные услуги расходов исполнителей коммунальных услуг, возникающих в связи с ограничением роста платежей граждан за коммунальные услуги предельными индексами, установленными постановлениями Региональной энергетической комиссии Свердловской области, т.е. компенсирование расходов, понесенных указанными субъектами в результате действия актов государственных органов субъекта российской Федерации, условия и основания для направления МУП Тавдинского городского округа "Тавдинские коммунальные системы" субсидий, полученных за счет целевых межбюджетных трансфертов из бюджета Свердловской области, отсутствовали.

При таких обстоятельствах вывод Министерства Свердловской области о нецелевом использовании указанных денежных средств является верным и основания для признания оспариваемого предупреждения отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

1. В удовлетворении требований отказать.

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья С.П.Воронин

Номер документа: А60-36667/2012
Принявший орган: Арбитражный суд Свердловской области
Дата принятия: 27 ноября 2012

Поиск в тексте