• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Екатеринбурга

РЕШЕНИЕ

от 23 ноября 2012 года Дело N А60-36748/2012


[В удовлетворении исковых требований об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности отказать]
(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 22 ноября 2012 года

Полный текст решения изготовлен 23 ноября 2012 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи В.В.Окуловой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.С.Ксенофонтовой

рассмотрел в судебном заседании дело N А60-36748/2012 по заявлению по заявлению Закрытого акционерного общества "Агрофирма "Патруши" (ИНН 6652018883)

к Уральскому управлению Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Д.А.Еремин, представитель по доверенности N 4/12 от 03.05.2012, паспорт;

от заинтересованного лица: Р.Ю.Лисицын, представитель по доверенности N 105 от 25.10.2012, удостоверение; М.Ю.Елисеева, представитель по доверенности N 73 от 12.07.2012;

Лицам, участвующим в деле, разъяснены права и обязанности, право на отвод суду. Отвода суду не заявлено.

Закрытое акционерное общество "Агрофирма "Патруши" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Уральскому управлению Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании незаконным и отмене постановления N 19-83-12 от 07.08.2012 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 200000 руб.

Заинтересованное лицо представило отзыв, против удовлетворения заявленных требований возражает по основаниям, изложенным в отзыве.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд установил:

В соответствии с распоряжением Уральского управления Ростехнадзора N св-7029-р от 11.06.2012 государственным инспектором межрегионального отдела по надзору в химической промышленности и на предприятиях хранения и переработки растительного сырья Уральского управления Ростехнадзора проведена плановая выездная проверка соблюдения ЗАО "Агрофирма "Патруши" требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта - "отдельно стоящее приемно-отпускное устройство в с.Патруши", расположенного по адресу: Свердловская область, Сысертский район, с.Патруши.

В ходе проверки сделан вывод о нарушении требований промышленной безопасности при эксплуатации взрывопожароопасных объектов, установленных ст.ст. 8, 9, 10 Федерального закона N 116 - ФЗ от 21.07.1997 "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; п. 2.2, п. 2.9, п. 5.2.2, п. 5.2.6, п. 6.5.7, п. 5.2.11, п. 5.2.25, п. 5.2.12, п. 5.4, п. 6.7.11, п. 5.6.13, п. 5.7, п. 5.7.12 Правил промышленной безопасности для взрывопожароопасных производственных объектов хранения, переработки и использования растительного сырья. (ПБ 14-586-03); Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.03.1999г. N 263; п. 32 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Утв. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.08.2011г. N 480).

Кроме того, проверкой установлено отсутствие лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов.

По результатам выезда и осмотра опасного производственного объекта на соответствие требованиям Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", технических регламентов, иных нормативных правовых актов составлен акт проверки N 19-08-7029-А от 03.08.2012, протокол от 03.08.2012 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, выдано предписание от 03.08.2012 об устранении выявленных нарушений.

Постановлением от 07 августа 2012 N N 19-83-12 Закрытое акционерное общество "Агрофирма "Патруши" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 200000 рублей.

Полагая, что данное постановление является незаконным, поскольку спорный объект не эксплуатируется ЗАО "Агрофирма "Патруши", заявитель обратился в арбитражный суд.

При рассмотрении настоящего спора суд исходит из следующего.

Статья 9 Федерального закона N 116 от 21.07.1997 "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" содержит требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, в соответствии с которыми организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;

(в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ)

иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;

допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;

обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;

иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте;

(в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ)

организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;

обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;

обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц;

обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;

разрабатывать декларацию промышленной безопасности;

заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 226-ФЗ)

выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями;

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 23.07.2010 N 171-ФЗ)

приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность;

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ)

осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии;

Статьей 10 Федерального закона установлены требования промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте.

В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;

заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников;

иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации;

обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;

создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.

Согласно п.1 ст.13 Федерального закона N 116 от 21.07.1997 "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" экспертизе промышленной безопасности подлежат:

документация на капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 243-ФЗ)

документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей государственной экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности;

(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 243-ФЗ)

технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте;

здания и сооружения на опасном производственном объекте;

декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей государственной экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности), капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, и иные документы, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта. (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 243-ФЗ)

За нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Из материалов дела следует, что ЗАО "Агрофирма "Патруши" эксплуатирует 11 опасных производственных объектов, в том числе:

-отдельно стоящее приемно-опускное устройство в с. Патруши;

-подготовительное отделение в с. Патруши;

- отдельно стоящий сушильный участок зерна в с. Патруши.

Вышеназванные объекты входят в состав зерносушильного комплекса и зарегистрированы в государственном реестре взрывопожароопасных производственных объектов, о чем имеется свидетельство А54-03288 от 01.08.2008.

В соответствии со ст. 4 Устава ЗАО "Агрофирма "Патруши" основными видами деятельности общества являются в том числе, производство сельскохозяйственной продукции, производство элитных семян зерновых, зернобобовых, кормовых, овощных культур и картофеля. Технология производства семян предполагает сушку семян в специально предназначенном для этой цели зерно-сушильном оборудовании. В ЗАО "Агрофирма "Патруши" для данной цели используется зерно-сушильный комплекс, в том числе приемно-отпускное устройство.

Проверкой установлено, что ЗАО "Агрофирма "Патруши" в нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов не проведена экспертиза промышленной безопасности проектной документации на строительство зерносушильного комплекса С-20; энергетик и инженер по ОТ и ПБ не аттестованы по Правилам промышленной безопасности для взрывопожароопасных производственных объектов хранения, переработки и использования растительного сырья; не заключен договор на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными формированиями и не предусмотрен резерв финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий; не разработан план ликвидации аварий и защиты персонала; не разработан технический паспорт взрывобезопасности опасных производственных объектов; нории не оборудованы РКС, датчиками подпора продукта и устройствами контроля сбегания ленты; не установлено оборудование системы локализации взрывов (СЛВ); нории не оборудованы тормозными устройствами; не разработано Положение по расследованию причин инцидентов на опасных производственных объектах; отсутствует маркировка технологического оборудования; отсутствует аспирация норий; нории не оборудованы взрыворазрядными устройствами; отсутствуют технологические инструкции по ремонту и обслуживанию оборудования; частично отсутствуют ограждения приводов электродвигателей технологического оборудования; частично отсутствует магнитное заграждение на участке приема сырья с автомобильного транспорта; частично отсутствуют плафоны и защитные сетки на светильниках; отсутствуют видимые заземления электродвигателей технологического оборудования; отсутствует технологическая схема; отсутствует мягкая вставка между воздуховодом и вентилятором аспирационной сети.

Нарушение требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объект, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, подтверждается актом проверки N 19-08-7029-А от 03.08.2012, проведенной фотосъемкой, протоколом от 03.08.2012 об административном правонарушении. Согласно протоколу с выявленными нарушениями общество было согласно, о чем свидетельствует подпись законного представителя в протоколе. Таким образом, в действиях заявителя имеется событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В ходе рассмотрения материалов административного дела государственным органом был исследован вопрос виновности лица, привлекаемого к административной ответственности. Оснований считать, что обществом были приняты все зависящие от него меры для выполнения требований промышленной безопасности, у суда не имеется.

Таким образом, в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.

Довод заявителя о том, что данный объект им не эксплуатируется, рассмотрен судом и признан необоснованным. Материалы дела не содержат и заявителем не представлено соответствующей документации на ликвидацию, консервацию опасного объекта, доказательств проведения экспертизы промышленной безопасности и снятия с учета в государственном реестре взрывопожароопасных производственных объектов, доказательств принятия приказа об остановке эксплуатации опасного объекта.

Кроме того, в материалах дела имеются страховые полисы обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте серия 111 N 0200055208 от 13.03.2012г., серия 111 N 0200055206 от 13.03.2012г., серия 111 N 0200055207 от 13.03.2012г., со сроком действия до 30.03.2013, получение которых также косвенно подтверждает эксплуатацию спорных производственных объектов.

Процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении, влекущих за собой отмену оспариваемого постановления, заинтересованным лицом не допущено.

Постановление административного органа о привлечении общества к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, вынесено в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности по данной категории правонарушений.

При назначении наказания административным органом учтено отсутствие отягчающих и наличие смягчающего административную ответственность обстоятельства - признание вины, наказание соответствует минимальному размеру санкции, предусмотренной ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

Оценив конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения, его характер и степень общественной опасности деяния, суд пришел к выводу о том, что рассматриваемое правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем отсутствуют основания для признания его малозначительным.

Учитывая изложенное, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

Судья В.В.Окулова

Номер документа: А60-36748/2012
Принявший орган: Арбитражный суд Свердловской области
Дата принятия: 23 ноября 2012

Поиск в тексте