Действующий


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Екатеринбурга

РЕШЕНИЕ

от 19 ноября 2012 года Дело N А60-37094/2012


[Исковые требования о привлечении к административной ответственности удовлетворить]
(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 14 ноября 2012 года

Полный текст решения изготовлен 19 ноября 2012 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.П.Воронина, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи рассмотрел в судебном заседании дело

по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (Управление Роспотребнадзора по Свердловской области)

к Обществу с ограниченной ответственностью "Пышминский молочный завод" (ИНН 6649003573, ОГРН 1036600771888)

о привлечении к административной ответственности

при участии в судебном заседании

от заявителя: Лисицина С.Ю., представитель по доверенности N 10.01.2012; Шелунцова Н.Г., представитель по доверенности от 25.06.2012;

от заинтересованного лица: Кульба Г.Ю., представитель по доверенности от 25.06.2012.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

Управление Роспотребнадзора по Свердловской области обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Пышминский молочный завод" к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение изготовителем молочной продукции требований технических регламентов и обязательных требований к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам ее производства.

Общество, не оспаривая факты нарушений при организации производственного процесса, ссылается на неправильную квалификацию этого правонарушения, полагая при этом, что обязательным квалифицирующим признаком состава по ст. 14.13 КоАП РФ является нарушение конкретной нормы права, устанавливающей требование к конкретной продукции (товару), сопряженное с дополнительным нарушением таких процессов производства продукции, которые существенно образом связаны с конечной продукцией и повлияли на ее качество.

Ранее общество за аналогичные нарушения при производстве молочной продукции привлекалось по ст. 6.4 КоАП РФ, на квалификацию этих нарушений по ст. 6.3 - 6.4 КоАП РФ свидетельствует и арбитражная практика.

Поскольку установленные нарушения не повлияли на качество продукции и иного не доказано, действия общества могут быть квалифицированы лишь по соответствующим статьям главы 6 КоАП РФ, не относящихся к подведомственности арбитражных судов, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению.

Помимо этого, общество пояснило, что предприняло все зависящие от него меры по недопущению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства с момента предыдущей проверки, в том числе заключив с ЙФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области" договор на проведение экспертизы документов на технологический процесс, который исполняется с существенной просрочкой, что свидетельствует об отсутствии вины общества.

Рассмотрев материалы дела, суд установил:

Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области в связи с истечением срока исполнения предписания от 08.06.2012 N 01-01-14-12/11194 о прекращении ООО "Пышминский молочный завод" нарушений санитарных правил, технических регламентов и о прекращении нарушения прав потребителей в период с 06.08.2012 по 31.08.2012 проведена внеплановая проверка, которой установлены нарушения изготовителем обязательных требований к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам производства продуктов переработки молока, а именно:

- расположение производственных цехов не обеспечивает поточность технологических процессов, что является нарушением п. 5.2 СанПиН 2.3.4.551-96 "Производство молока и молочных продуктов" (далее - СанПиН 2.3.4.551-96);

- выдача тары и других материалов для упаковки готового продукта осуществляется через производственные помещения. Хранение тары осуществляется непосредственно в производственных цехах, что является нарушением п. 12.31 СанПиН 2.3.4.551-96;

- отсутствует второй резервуар чистой воды для непрерывного обеспечения предприятия водой в часы наибольшего потребления и в аварийных ситуациях, что является нарушением п. 7.4 СанПиН 2.3.4.551-96;

- ассортимент и объем вырабатываемой предприятием молочной продукции не соответствует производственным возможностям: на молочном заводе вырабатываются кисломолочные продукты, творог, при этом на предприятии отсутствует отдельное помещение для заквасочного отделения, что является нарушением п. 3.4 СанПиН 2.3.4.551-96;

- при входе в помещение, являющееся заквасочным отделением, отсутствует тамбур для смены санитарной одежды и дезинфицирующий коврик, что является нарушением п. 5.7 СанПиН 2.3.4.551-96;

- в аппаратном цехе стены не полностью облицованы глазурованной плиткой, частично побелены, что является нарушением п. 5.9 СанПиН 2.3.4.551-96;

- не устранены дефекты в покрытии стен, потолков и пола, что является нарушением п. 5.10, 5.11, 5.12 СанПиН 2.3.4.551-96;

- отсутствует технологическая схема расстановки технологического оборудования, обеспечивающая поточность технологического оборудования, краткие и прямые коммуникации молокопроводов, исключающие встречные потоки сырья и готовой продукции, что является нарушением п. 10.5 СанПиН 2.3.4.551-96;

- бытовые помещения для работников производственных цехов не оборудованы по типу санпропускника, что является нарушением п. 6.2 СанПиН 2.3.4.551-96;

- в аппаратном цехе пол частично отремонтирован (проведено частичное выравнивание пола), в цехе готовой продукции пол неровный с выбоинами, что является нарушением п. 5.13 СанПиН 2.3.4.551-96.

Посчитав, что несоблюдение указанных требований санитарных правил и норм является нарушением ст. 8 Федерального закона от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию", управление по результатам проверки возбудило в отношении общества дело об административно правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 34.43 КоАП РФ, обратившись в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Пышминский молочный завод" к административной ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, ч. 2 ст. 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

На основании ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

ООО "Пышминский молочный завод" является производителем молочной продукции.

Обязательные требования к молоку и молочной продукции, а также к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации молока и молочной продукции установлены Федеральным законом от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" (далее - Технический регламент на молоко и молочную продукцию), объектами технического регулирования которого являются молоко и молочная продукция, а также процессы производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации молока и молочной продукции (ст. 2 Технического регламента на молоко и молочную продукцию).

Статья 8 Технического регламента на молоко и молочную продукцию устанавливает общие требования к производству продуктов переработки молока, которые распространяются на юридических и физических лиц, занятых в сфере производства и (или) реализации продуктов переработки молока на территории Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Технического регламента на молоко и молочную продукцию технологические процессы производства продуктов переработки молока, а также связанные с производством, использованием, хранением, перевозкой, реализацией продуктов переработки молока, использованием, переработкой, утилизацией потенциально опасных продуктов переработки молока и образующихся отходов этапы производственного процесса должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательства Российской Федерации о ветеринарии и законодательства в области экологической безопасности.

К такому законодательству, в том числе, отнесены Санитарные правила и нормы СанПиН 2.3.4.551-96 "Производство молока и молочных продуктов".

В соответствии с п. 1 СанПиН 2.3.4.551-96 все положения настоящего документа распространяются на все действующие, проектируемые и строящиеся предприятия молочной промышленности, включая комбинаты, заводы, цехи по производству сухих детских молочных продуктов, молочных продуктов для детей раннего возраста независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

В частности, СанПИН 2.3.4.551-96 установлены следующие требования:

- п. 3.4. Ассортимент и объем вырабатываемой предприятиями молочной промышленности продукции должен соответствовать производственным возможностям и согласовываться с органами и учреждениями госсанэпиднадзора;

- п. 5.2. Расположение производственных цехов должно обеспечивать поточность технологических процессов; технологические коммуникации (молокопроводы) - наиболее короткие и прямые потоки сырья и готовой продукции;

- п. 5.7. Отделение по приготовлению заквасок должно быть размещено в одном производственном корпусе с основными цехами-потребителями, изолировано от производственных помещений и максимально приближено к цехам-потребителям заквасок. При входе в заквасочное отделение должен быть предусмотрен тамбур для смены санитарной одежды и дезинфицирующий коврик. Заквасочное отделение должно иметь набор отдельных помещений в соответствии с разделом 13 настоящих СанПиН;

- п. 5.9. Стены основных производственных цехов, а также заквасочного отделения и лаборатории должны быть облицованы глазурованной плиткой (или другими материалами, разрешенными органами госсанэпидслужбы) на полную высоту, но не ниже 2,4 м, а выше, до низа несущих конструкций, - покрашены водоэмульсионными и другими покрытиями, разрешенными для этой цели Госкомсанэпиднадзором России; стены в камерах хранения готовой продукции, термо- и хладостатных, а также в кабинетах начальников цехов, мастеров и др. допускается окрашивать эмульсионными и другими разрешенными красками; в складах хранения сырья и материалов следует предусматривать известковую побелку стен;

- п. 5.10. Потолки основных и вспомогательных цехов должны быть покрашены водоэмульсионными красками или побелены;

- п. 5.11. Покраска или побелка стен и потолков производственных и подсобных помещений должна производиться по мере загрязнения, но не реже двух раз в год, красками светлых тонов. Одновременно с побелкой следует проводить дезинфекцию поверхностей ограждающих конструкций;

- п. 5.12. При появлении плесени потолки и углы производственных помещений следует немедленно очищать и окрашивать красками с добавлением разрешенных фунгицидных препаратов;

- п. 5.13. Полы в производственных помещениях должны иметь покрытие из нескользких, кислото- и щелочеустойчивых, водонепроницаемых материалов (разрешенных к применению органами и учреждениями Госсанэпиднадзора России), ровную поверхность без выбоин с уклоном в сторону крытых лотков и трапов;

- п. 6.2. Бытовые помещения для работников производственных цехов предприятий молочной промышленности следует оборудовать по типу санпропускников. Для персонала специализированных цехов по производству детских молочных продуктов должны быть предусмотрены отдельные от общезаводских бытовые помещения. При входе в бытовые помещения должен быть коврик, ежесменно смачиваемый дезинфицирующим раствором;

- п. 7.4. В системе водоснабжения молочных заводов следует предусматривать не менее двух резервуаров чистой воды для непрерывного обеспечения предприятий водой в часы наибольшего потребления и в аварийных ситуациях, а также для обеспечения времени контакта при хлорировании или постоянной скорости потока при обеззараживании ультрафиолетовым излучением и для наружного пожаротушения. Обмен воды в резервуарах должен производиться в сроки не более чем 48 часов. В каждом резервуаре должен храниться половинный объем суточной потребности воды на технологические и бытовые нужды;

- п. 10.5. Расстановка технологического оборудования должна производиться в соответствии с технологической схемой, обеспечивать поточность технологического процесса, краткие и прямые коммуникации молокопроводов, исключать встречные потоки сырья и готовой продукции;

- п. 12.31. Подача тары и других материалов для упаковки готового продукта должна осуществляться через коридоры или экспедицию, минуя другие производственные помещения. Не допускается хранение тары и упаковочных материалов непосредственно в производственных цехах. Они должны храниться в специально выделенном помещении.

Указанные требования санитарных правил обществом нарушены.

Учитывая, что соответствующие положения СанПиН 2.3.4.551-96 "Производство молока и молочных продуктов" устанавливают гигиенические требования к производству и лабораторному контролю молока и молочных продуктов, обеспечивающие выпуск продукции, соответствующей медико-биологическим требованиям и санитарным нормам качества, их нарушение правильно квалифицировано управлением как нарушение технических регламентов и подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам ее производства, что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.

В связи с этим доводы общества о том, что выявленные нарушения не являются нарушениями требований к продукции и не могут быть квалифицированы по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, являются необоснованными.

Соблюдение гигиенических требований к производству молочной продукции является одним из обязательных условий выпуска молочной продукции, соответствующей медико-биологическим требованиям и санитарным нормам качества.

Именно в связи с этим диспозиция ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ определяет в качестве противоправного деяния нарушение требований как к продукции, так и к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции.

При этом исходя из целей и значимости регулируемого вопроса диспозиция данной статьи не содержит в качестве обязательного элемента установление факта и наличия причинно-следственной связи между нарушениями требований к продукции и нарушениями требований к ее производству (либо к иным этапам производственного процесса). Нарушение обязательных гигиенических (санитарных) требований к процессу производства является предпосылкой изготовления продукции, не соответствующей медико-биологическим требованиям и санитарным нормам качества, в чем и выражается объект нарушения и его общественная опасность.

Ссылка общества на судебные акты по другим делам не свидетельствует об отсутствии в его действиях события указанного правонарушения, поскольку судами по указанным делам давалась оценка иным обстоятельствам и иным деяниям.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина общества в совершении вмененного административного правонарушения установлена и подтверждена надлежащими доказательствами. Материалы дела не содержат доказательств принятия обществом всех возможных мер для соблюдения требований закона, а также доказательств объективной невозможности исполнения действующего законодательства.

Данное правонарушение посягает на установленные законом права, законные интересы и гарантии прав граждан-потребителей, для защиты которых законодатель устанавливает дополнительные меры государственной и общественной защиты, и, следовательно, несет существенную угрозу охраняемым правоотношениям.

Общество как производитель продукции, т.е. лицо, на которое законом возлагается обязанность соблюдения производственных и технологических процессов, направленных на обеспечение качества и безопасности продукции, обязано был принять все меры для создания необходимых условий для выпуска продукции, качество которой соответствует предъявляемым требованиям; выполнение медико-биологических требований и санитарных норм качества может быть обеспечено лишь соблюдением требований к процессу производства.

Таким образом, в действиях заинтересованного лица имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Обществу предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

В связи с этим требования управления о привлечении общества к ответственности подлежат удовлетворению.

При назначении наказания суд принимает во внимание, что обществу были известны соответствующие требования санитарных норм и правил, на устранение нарушений которых указывалось в предписании управления от 08.06.2012 N 01-01-14-12/11194 и это обстоятельство не позволяет оценить совершенное правонарушение как малозначительное.

Вместе с тем суд принимает во внимание, что обществом предпринимаются меры для устранения имеющихся нарушений, для обеспечения производства продукции, соответствующей медико-биологическим требованиям и санитарным нормам качества, в связи с чем штраф может быть определен в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.