• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Екатеринбурга

РЕШЕНИЕ

от 7 ноября 2012 года Дело N А60-37212/2012


[В удовлетворении исковых требований об оспаривании постановления отказать]
(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 06 ноября 2012 года

Полный текст решения изготовлен 07 ноября 2012 года.

Арбитражный суд Свердловской области

в составе судьи И.В.Горбашовой

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.А.Пономаревой

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Администрации Шалинского городского округа (ИНН 6657001957, ОГРН 1026601507360) (заявитель)

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Первоуральск, Шалинском районе и поселке Староуткинск

(ИНН 6670083677, ОГРН 1056603541565) (заинтересованное лицо)

об оспаривании постановления,

при участии в судебном заседании

от заявителя:

Сюкосев А.В., представитель по доверенности N 12 от 04.10.2012;

от заинтересованного лица:

Антропов И.В., представитель по доверенности N 01-01-05-28/208 от 21.12.2011.

Отвода суду не заявлено. Лицам, участвующим в деле, разъяснены процессуальные права и обязанности.

Заявитель заявил ходатайство о восстановлении срока на обжалование постановления.

В соответствии со ст. 30.3. КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно статье 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.

В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен по ходатайству лица, подающего жалобу, судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

В обосновании причины пропуска срока заявитель ссылается на то, что постановление о привлечении к административной ответственности от 19.11.2011 получено администрацией Шалинского городского округа 29.08.2012.

Заинтересованное лицо подтвердило, что оспариваемое постановление направлено заявителя 24.08.2012.

Суд полагает, что данная причина пропуска срока является уважительной, в связи с чем, удовлетворяет ходатайство заявителя о восстановлении срока.

Заинтересованное лицо заявило ходатайство о приобщении к материалам дела отзыва и материалов административного дела.

Ходатайство судом удовлетворено.

Других заявлений и ходатайств не поступило.

Заявитель просит признать незаконными и отменить постановление о назначении административного наказания от 19.07.2011 по делу N407, вынесенное Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г. Первоуральск, Шалинском районе и поселке Староуткинск.

Заявитель ссылается, в том числе на то, что административным органом нарушен срок направления оспариваемого постановления, Администрация не является субъектом правонарушения, нормативный акт СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" не подлежит применению.

Заинтересованное лицо представило отзыв, требования не признало, полагая, что оспариваемое постановление вынесено законно и обоснованно

Рассмотрев материалы дела, суд установил:

На основании распоряжения N 01-01-01-01-03-22/86 от 17.05.2011 управлением 04.07.2011 проведена плановая проверка в отношении Администрации Шалинского городского округа на предмет соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации, в том числе в области обращения с отходами.

В ходе проведения проверки установлены нарушения требований Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; п. 2.2.3., СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" - не согласованы места временного размещения отходов на жилой территории: отсутствуют санитарно - эпидемиологические заключения о соответствии санитарным нормам и правилам предполагаемого использования земельных участков под размещение площадок для сбора твердых бытовых отходов и мусора; требований п.п. 3.1., СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" - осуществляется складирование твердых бытовых отходов в местах, не предназначенных и не организованных для их хранения: несанкционированные свалки Вогульская, Чусовская, Шамарская, Платоновская.

По итогам проверки заинтересованным лицом составлены акт проверки от 04.07.2011 и протокол об административном правонарушении от 08.07.2011.

На основании указанных акта проверки и протокола об административном правонарушении заинтересованным лицом вынесено оспариваемое постановление о назначении административного наказания от 19.07.2011 N 409, которым Администрация Шалинского городского округа привлечена к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 100000 рублей.

Полагая, что данное постановление вынесено неправомерно, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения в области охраны окружающей среды, охраняемые от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также в области обеспечения экологической безопасности населения и территории.

Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Пунктами 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Санитарными правилами "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 30.05.2001 г. N 16, установлены гигиенические требования к устройству, содержанию и эксплуатации полигонов для твердых бытовых отходов.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений, проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения, проводить мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов, предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации.

Пункт 3 статьи 12 Федерального закона N 89-ФЗ предусматривает, что на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей природной среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

В силу пунктов 2 и 3 статьи 13 указанного Закона организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Частью 2 ст. 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и пп. 18 ст. 14, пп. 9 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относится решение вопросов, связанных со сбором, вывозом, утилизацией и переработкой бытовых и промышленных отходов.

Согласно ст. 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" полномочия органов местного самоуправления сфере обращения с отходами между органами местного самоуправления различного уровня (между поселением и районом) распределены следующим образом: к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к полномочиям органов муниципального района - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно Уставу Шалинского городского округа заявитель является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями для решения вопросов местного значения, к его полномочиям относится, в том числе, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (п.24 ст. 31 Устава).

Из анализа вышеперечисленных положений федеральных законов следует, что обязанность по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов в Шалинском городском округе возложена на заявителя, который, в свою очередь, обязан организовать эксплуатацию объектов размещения твердых бытовых отходов.

Факт того, что в момент проверки имели место нарушения требований эксплуатации полигонов (свалки) твердых бытовых отходов, складирование и хранение отходов осуществлялось с нарушением требований законодательства, подтверждается материалами дела (акт проверки, протокол об административном правонарушении).

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии в действиях заявителя вменяемого ему в вину административного правонарушения.

Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ указано, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Суд считает, что у администрации имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но заявителем не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, а именно, надлежащим образом не разработана необходимая документация, регулирующая вопросы организации при обращении с отходами, не согласованы места временного размещения отходов путем получения санитарно-эпидемиологических заключений, не осуществлено складирование твердых бытовых отходов в местах, предназначенных для их хранения.

Довод заявителя о том, что он не является субъектом правонарушения, а осуществление действий по организации работ по санитарному содержанию мест общего пользования, благоустройству и санитарной очистке придомовых территорий, организации сбора и вывоза твердых и жидких бытовых отходов возложены Администрацией на муниципальные унитарные предприятия Шалинского городского округа МУП "Сылвинское ЖКХ", МУП "Шамарская ЖКО" судом отклонен, так как указанное обстоятельство не освобождает заявителя организовать эксплуатацию объектов размещения твердых бытовых отходов на территории всего городского округа в силу п. 24 ст. 31 Устава.

Между тем, на территориях иных населенных пунктов вопросы надлежащей организации сбора и удаления отходов потребления Администрацией не урегулированы, в акте указано о том, что имеются несанционированные свалки на территориях Рощинская, Сылвинская, Чусовская, Шамарская, Платоновская.

Ссылка заявителя на нарушение административным органом срока направления в адрес Администрации постановления о назначении административного наказания не является безусловным основанием для признания постановления незаконным и его отмене, кроме того, данное обстоятельство не явилось основанием для не использования заявителем права на обжалование постановления, как указано выше, судом восстановлен срок на обжалование постановления.

Довод заявителя о том, что нормативный акт СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" не проходил государственную регистрацию, не опубликован, судом отклоняется.

СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденные Минздравом СССР 05.08.1988 N4690-88, предназначены в качестве руководства для организаций, контролирующих санитарное содержание территорий населенных мест, а также организаций, несущих ответственность за санитарное содержание подведомственных им территорий и сооружений, независимо от их подчиненности. Действие указанных санитарных правил не приостановлено и не отменено в установленном порядке.

Таким образом, оснований для признания незаконным и отмены постановления от 19.07.2011 N 409 о назначении административного наказания по ст. 8.2 Кодекса в виде административного штрафа в размере 100000 рублей не имеется, в связи с чем суд отказывает заявителю в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст. ст.167-170,211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:

1. В удовлетворении заявленных требований отказать.

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

3. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья И.В.Горбашова

Номер документа: А60-37212/2012
Принявший орган: Арбитражный суд Свердловской области
Дата принятия: 07 ноября 2012

Поиск в тексте