Действующий


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Екатеринбурга

РЕШЕНИЕ

от 9 ноября 2012 года Дело N А60-37417/2012


[В удовлетворении исковых требований о привлечении к административной ответственности отказать]
(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 02 ноября 2012 года

Полный текст решения изготовлен 09 ноября 2012 года.

Арбитражный суд Свердловской области

в составе судьи И.В.Горбашовой,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.В.Геновой рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Управления Роскомнадзора по Свердловской области (заявитель)

к открытому акционерному обществу "МегаФон" (ИНН 7812014560, ОГРН 1027809169585) (заинтересованное лицо)

о привлечении к административной ответственности

при участии в судебном заседании

от заявителя:

Солодкий В.В., представитель по доверенности N 9 от 11.01.2012;

от заинтересованного лица:

Москвина М.Р., представитель по доверенности N 2/968-12 от 16.10.2012.

Отвода суду не заявлено. Лицам, участвующим в деле, разъяснены процессуальные права и обязанности.

Заявитель заявил ходатайство о приобщении к материалам дела документов.

Ходатайство судом удовлетворено.

Заинтересованное лицо заявило ходатайство о приобщении к материалам дела возражений на отзыв.

Ходатайство судом удовлетворено.

Заявитель просит привлечь ОАО "МегаФон" к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) за осуществление деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией.

Заинтересованное лицо представило отзыв, требования не признало, ссылается, в том числе на то, что в перечне оснований для проведения внеплановой проверки органами Роскомнадзора отсутствует такое основание, как обращение граждан о нарушении их прав как потребителей; проведение проверок одного и того же субъекта предпринимательской деятельности по одному и тому же факту различными государственными органами является неприемлемым и противоречит основному принципу защиты прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля.

Рассмотрев материалы дела, суд установил:

ОАО "МегаФон" осуществляет деятельность по предоставлению подвижной радиотелефонной связи на основании лицензии N 68840 от 28.04.2008, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи.

Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Свердловской области на основании обращения граждан Джавадова А.С., Ширяева И.Б., Сундуковой Е.Э., Кайгородцева СВ., Палагина А.Р. о нарушении прав потребителей в области связи, на основании приказа от 10.08.2012 N1064 "О проведении внеплановой выездной проверки ОАО "Мегафон" проведена проверка ОАО "МегаФон" по вопросам соблюдения лицензионных требований и условий и обязательных требований при оказании услуг связи.

В ходе внеплановой выездной проверки установлено следующее.

Между Ширяевым И.Б. и ОАО "Мегафон" заключен договор на оказание услуг подвижной связи от 10.06.2003 N 2993-583.

Между Джавадовым А.С. и ОАО "Мегафон" заключен договор на оказание услуг подвижной связи от 14.11.2005 N 1741.

Сундукова Е.Э. в информационно - биллинговой системе ОАО "Мегафон" в качестве абонента Уральского филиала ОАО "Мегафон" не значится.

Между Кайгородцевым С.В. и ОАО "Мегафон" заключен договор на оказание подвижной радиотелефонной связи от 17.08.2004 N 131-426/18.

Между Палагиным А.Р. и ОАО "Мегафон" заключен договор на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи от 17.03.2012 N 216.

Джавадову А.С. оператором связи ОАО "Мегафон" оказана услуга

"Настроение" на общую сумму 210 рублей; Джавадовым А.С. 25.02.2012,

15.05.2012 с абонентского номера 9221462692 направлены USSD-запросы на

номера *10#, *152#, принадлежащие услуги "Настроение".

13.06.2012 оператором связи ОАО "Мегафон" абоненту Кайгородцеву СВ. оказана услуга "Настроение" путем направления USSD-запроса на номер *101#. За оказанную услугу со счета абонента списано 35 рублей.

16.07.2012 оператором связи ОАО "Мегафон" абоненту Палагину А.Р. оказан услуга "Настроение" путем направления абонентом USSD-запроса на номер *101#. С лицевого счета абонента оператором связи ОАО "Мегафон" списано 35 рублей.

Согласно условиям оказания услуги "Настроение", услуга "Настроение" (Услуга/сервис) - разовая услуга Оператора, предоставляющая возможность Абоненту получить Информационно-развлекательный контент в ответ на SMS-запрос, USSD-запрос или Голосовой вызов Абонента на Цифровые идентификаторы, задействованные в оказании Услуги.

Информационно-развлекательный контент (контент) - информация, содержащая интересные факты и афоризмы, которую Абонент получает в форме SMS-сообщения и USSD-сообщения в ответ на SMS-запрос и USSD-запрос или анекдоты, которые абонент получает в форме голосовой записи, совершая голосовой вызов на Цифровые идентификаторы, задействованные в предоставлении Услуги.

В соответствии с п. 1.1. Условий для заказа Услуги, Абонент осуществляет SMS-запрос, USSD-запрос или Голосовой вызов со своего Абонентского оборудования на Цифровые идентификаторы, задействованные в оказании Услуги. Перечень Цифровых идентификаторов, по которым осуществляется заказ услуги, определяется Оператором на сайте. Применимость Цифрового идентификатора из указанного перечня в целях заказа Услуги устанавливается Абонентом самостоятельно путем заполнения формы поиска на сайте Оператора.

Данная услуга оказывается единовременно по факту заказа, прекращает свое действие в момент потребления и не требует отключения.

Кроме того ОАО "Мегафон" комиссии Управления представлен список номеров, принадлежащих услуге "Настроение" в формате Excel, опубликованный на сайте http://svr.megafon.ru/services/ioy/nastroenie.html.

23.08.2012 в 14 час. 20 мин. по адресу г. Екатеринбург, пр. Ленина, д. 39, каб. 517. комиссией по проведению внеплановой выездной проверки в присутствии понятых Тимофеева А.С, Щепина А.Ю. произведен осмотр официального сайта ОАО "Мегафон", а именно следующих веб-страниц:

1) http://orenburg.megafon.rU/services/content/mood/nastroenie.html#price

2) http://orenburg.megafon.rU/services/content/mood/nastroenie.html#feature

3) http://kirov.megafon.ru/services/ioy/nastroenie.html 4)http://k.urgan.megafon.ru/services/joy/nastroenie.html 5)http://komi.meg;afon.ru/services/iov/nastroenie.html 6)http://udm.megafon.ru/services/ioy/nastroenie.html 7)http://perm.megafon.ru/services/ioy/nastroenie.html 8)http://xmao.megafon.ru/services/joy/nastroenie.html 9)http://yanao.megafon.ru/services/ioy/nastroenie.html 10)http://svr.megafon.ru/services/joy/nastroenie.html

1l)http://tyumen.megafon.ru/services/ioy/nastroenie.html 12)http://chel.megafon.ru/services/ioy/nastroenie.html

Комиссией проверен довод, изложенный в жалобе Кайгородцева СВ. о

том, что в Северо-западном регионе России USSD-запрос * 101 # - проверка

баланса лицевого счета абонентов ОАО "Мегафон", а в Уральском регионе

USSD-запрос *101# - услуга "Настроение", установлено, что с помощью формы поиска на указанных сайтах, принадлежащих ОАО "Мегафон" применимость Цифрового идентификатора из указанного перечня в целях заказа Услуги определить невозможно.

Указанный сайт содержит общую информацию о номерах, принадлежащих услуге "Настроение", а именно: "В рамках услуги "Настроение" используются все короткие номера, которые не принадлежат контент и сервис-провайдерам и не используются в сервисах, указанных на сайте компании в разделах Базовые услуги, Тарифные опции, Услуги Оператора с контент-провайдерами и других".

Указанная информация по мнению заявителя не является полной и необходимой для заключения и исполнения договора информации о номерах услуги "Настроение", поскольку не обеспечивает правильный выбор абонентами данной услуги.

Также установлено, что оператор связи ОАО "Мегафон" не извещает абонентов о конкретном перечне номеров, принадлежащих к услуге "Настроение" и не предоставляет возможность получения информации о номерах с помощью формы для поиска номера, относящегося к услуге "Настроение", и путем введения дополнительной платы за отказ от предоставления данной услуги в размере 2 рубля в сутки навязывает дополнительную платную услугу всем своим абонентам, чем нарушает п. 21, Правил N 328, ч. 1 ст. 46 Федерального закона о связи от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи".

По итогам проверки составлены акт проверки от 24.08.2012N А-66-0658/08, протокол об административном правонарушении в области связи от 28.08.2012 N 584-Пр/8, которым зафиксированы указанные нарушения.

По мнению заявителя, заинтересованное лицо нарушило п. 21, п.п. "б" п. 25 Правил оказания услуг подвижной связи, утвержденных Постановлением Правительства от 25.05.2005 N 328, ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", а также п. 5 условий лицензии N 68840, в связи с чем, заявитель обратился с заявлением о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 КоАП РФ в арбитражный суд.

В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Проанализировав и оценив в порядке ст. 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Согласно п. 1 ст. 21 Закона "О связи" государственное регулирование деятельности в области связи в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным законом осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти в области связи, а также в пределах компетенции иными федеральными органами исполнительной власти.

Правительством Российской Федерации устанавливаются полномочия федерального органа исполнительной власти в области связи.

В п. 2 ст. 21 Закона "О связи" названы полномочия федерального органа исполнительной власти в области связи, в том числе: федеральный орган исполнительной власти в области связи вправе запрашивать у операторов связи информацию, связанную с оказанием услуг связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, в том числе о технологических возможностях оператора связи по оказанию услуг связи, о перспективах развития сетей связи, о тарифах на услуги связи, а также направлять операторам связи, заключившим государственный контракт на оказание услуг связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, обязательные для исполнения предписания в связи с указанными контрактами.

В соответствии с п. 4, 5 Порядка осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 N 110 надзор и контроль за соблюдением требований в области связи включают в себя организацию и осуществление проверок: соблюдения требований к построению сетей электросвязи и почтовой связи, требований к проектированию, строительству, реконструкции и эксплуатации сетей (сооружений) связи; соблюдения операторами связи требований к пропуску трафика и его маршрутизации; соблюдения порядка распределения ресурса нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации; соответствия использования операторами связи выделенного им ресурса нумерации установленному порядку использования ресурса нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации; выполнения требований при присоединении сетей электросвязи к сети связи общего пользования, в том числе условий присоединения; использования в сети связи общего пользования, технологических сетях и сетях связи специального назначения (в случае их присоединения к сети связи общего пользования) средств связи, прошедших обязательное подтверждение соответствия установленным требованиям; выполнения операторами связи требований к управлению сетями связи; выполнения операторами связи требований по защите сетей (сооружений) связи от несанкционированного доступа к ним и передаваемой по ним информации; выполнения операторами связи требований по внедрению системы оперативно-розыскных мероприятий; соблюдения пользователями радиочастотного спектра порядка его использования, норм и требований к параметрам излучения (приема) радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения; соблюдения пользователями радиочастотного спектра условий, установленных при выделении полосы радиочастот либо присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала; выполнения операторами связи правил оказания услуг связи; соблюдения операторами связи требований метрологического обеспечения оборудования, используемого для учета объема оказанных услуг (длительности соединения и объема трафика), а также требований к автоматизированным системам расчетов; соблюдения нормативов частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольных сроков пересылки почтовых отправлений и почтовых переводов денежных средств; соблюдения порядка учета передаваемых и принимаемых почтовых отправлений и денежных средств между организациями почтовой связи; соблюдения порядка использования франкировальных машин и выявления франкировальных машин, не разрешенных для использования; выявления не разрешенных для использования радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения.

Контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о лицензировании в области связи включает в себя осуществление проверок: соблюдения лицензионных условий, установленных в лицензиях на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензионные условия); выявления лиц, осуществляющих деятельность по возмездному оказанию услуг связи без соответствующих лицензий.

В п. 5, 6 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства российской Федерации от 16.03.2009 N 228 установлены полномочия Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Согласно п. 5 ст. 27 Закона "О связи" основанием для проведения внеплановой проверки является: истечение срока исполнения выданного органом государственного надзора предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований; поступление в орган государственного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений целостности, устойчивости функционирования и безопасности единой сети электросвязи Российской Федерации по перечню таких нарушений, установленному Правительством Российской Федерации; выявление органом государственного надзора в результате систематического наблюдения, радиоконтроля нарушений обязательных требований; наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Из материалов дела следует, что в управление обратились граждане (абоненты) Джавадов А.С., Ширяев И.Б., Сундукова А Е.Э., Кайгородцев СВ., Палагин А.Р. по вопросу необоснованного списания с их лицевого счета обществом денежной суммы.

Обращение граждан (абонентов) не касалось той сферы деятельности, которая контролируется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, и полномочия на проведение проверки которой, у названной Федеральной службы имеются.

Аналогичная позиция содержится в постановлении ФАС Уральского округа NФ09-8992/12 от 02.10.2012 по делуNА60-53049/2011.

Таким образом, проведенная заявителем проверка осуществлена в отсутствие полномочий, следовательно, составленные в результате такой проверки материалы не могут являться доказательством совершения заинтересованным лицом административного правонарушения, за которое заявитель просит привлечь заинтересованное лицо к административной ответственности.

Учитывая вышеизложенное, суд отказывает заявителю в удовлетворении заявленных сведений.

Руководствуясь ст. ст.167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:

1. В удовлетворении заявленных требований отказать.

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

3. Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

4. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

Судья И.В.Горбашова