• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Екатеринбурга

РЕШЕНИЕ

от 14 декабря 2012 года Дело N А60-42489/2012


[В удовлетворении исковых требований об оспаривании нормативного правового акта отказать]
(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 14 декабря 2012 года

Полный текст решения изготовлен 14 декабря 2012 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи С.В.Плюсниной,

Судей С.А.Хомяковой, П.Н.Киреева

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи О.Р.Безсалий

рассмотрел в судебном заседании дело NА60-42489/2012 по заявлению

открытого акционерного общества "ТГК N 9" Филиал "Свердловский" (ИНН 5904119383)

к Главе города Каменска-Уральского

об оспаривании нормативного правового акта

третье лицо - открытое акционерное общество "Водоканал

при участии в судебном заседании

от заявителя - Замятин С.В., представитель по доверенности от 09.08.2012.,

от заинтересованного лица - Дегтярева О.В., представитель по доверенности от 19.01.2012 N 183, Чикалов М.В., представитель по доверенности от 10.12.2012 N 4714, Медведевских В.П., представитель по доверенности от 13.12.2012 N 4802.

от третьего лица - Полуяктова М.А., представитель по доверенности от 02.02.2012, Клоков А.М., представитель по доверенности от 24.03.2011 N 11.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.

Открытое акционерное общество "ТГК N 9" Филиал "Свердловский" (далее - Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Главе города Каменска-Уральского (далее - Заинтересованное лицо) о признании недействующим пункт 2.3. Условий приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему хозяйственно-бытовой канализации муниципального образования город Каменск-Уральский, утвержденных Постановлением Главы города Каменска-Уральского от 31 июля 2008г. N 575 "Об утверждении Условий приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему хозяйственно-бытовой канализации муниципального образования город Каменск-Уральский" в части слов: "сложноокисляемые органические загрязняющие вещества и смеси, наличие которых приводит к соотношению показателей ХПК выше БПКполн. в сточных водах Абонента - более чем в 1,5 раза", в том числе, как не соответствующему Постановлению Правительства Свердловской области от 14 февраля 1997 г. N 133-п "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов", пунктам 58,61, 63 Постановления Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации

Заинтересованное лицо заявленные требования не признало, полагая, что оспариваемый пункт положения Условий приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему хозяйственно-бытовой канализации МО город Каменск-Уральский, утвержденных постановлением Главы города Каменска-Уральского N 575 от 31.07.2008 с учетом изменений внесенных Постановлением Главы города Каменск-Уральского от 6 июля 2012г. N 964, принят в рамках действующего законодательства.

Третье лицо ОАО "Водоканал" возражает против удовлетворения заявленных требований.

В ходе судебного заседания от заинтересованного лица поступило ходатайство о назначении экспертизы для разрешения вопроса : препятствует ли биологической очистке наличие в сточных водах абонентов сложноокисляемых органических загрязняющих веществ и смесей, наличие которых приводит к соотношению показателей ХПК выше БПКполн. в сточных водах более чем в 1,5раза

Заявитель возражает против проведения экспертизы. Судом ходатайство отклонено, поскольку рассмотреть дело возможно без проведения указанной экспертизы.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил:

Постановлением Главы города Каменска-Уральского от 31.07.2008 N575 утверждены Условия приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему хозяйственно-бытовой канализации МО "Город Каменск-Уральский" (далее - Условия приема сточных вод).

Указанный правовой акт опубликован в газете "Каменский рабочий" N86 от 05.08.2008.

Постановлением Администрации г. Каменска-Уральского от 16.10.2009 N1071 были внесены изменения и дополнения в Условия приема сточных вод. Постановление Администрации г. Каменска-Уральского от 16.10.2009 N 1071 опубликовано в газете "Каменский рабочий" N 94 от 27.10.2009.

Постановлением Администрации г. Каменска-Уральского от 23.05.2011 N 576 были внесены изменения в Условия приема сточных вод. Постановление Администрации г. Каменска-Уральского от 23.05.2011 N 576 опубликовано в газете "Каменский рабочий" N 38 от 24.05.2011.

Обоснованность применения метода расчета платы за сверхнормативный сброс сточных вод с использованием в расчете формулы:

Cip - Cid

Ki = ----------

Cid

проверена Арбитражным судом Свердловской области при рассмотрении дела А60-8358/2011, решение по которому вступило в законную силу.

В деле А60-8358/2011 предметом рассмотрения Арбитражного суда Свердловской области являлась обоснованность применения в расчетах следующих формул:

Кл=Сiф-Сiд (формула 1) и Кл=Сiф/Сiд (формула 2),

Сiд

По делу А60-19851/2012 рассмотрен вопрос о признании недействующими абзаца 15 в виде формулы Ki= Cip/Ciд п. 6.3 Условий приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему хозяйственно-бытовой канализации МО "Город Каменск-Уральский", утвержденных Постановлением Главы города Каменска-Уральского от 31.07.2008 N 575 (в редакции Постановления от 28.11.2011 N 1390).

С учетом указанных решений арбитражного суда о признании частично недействующими вышеназванных постановлений, Постановлением Главы города Каменск-Уральского от 6 июля 2012г. N 964 "О внесении изменений и дополнений в условия приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему хозяйственно-бытовой канализации МО город Каменск-Уральский, утвержденных постановлением Главы города Каменска-Уральского от 31.07.2008г. N 575", внесены дополнения в пункт 2.3. Условий приема сточных вод, которые оспариваются в настоящем деле, в том числе положение, запрещающее сброс в составе сточных вод сложноокисляемых органических загрязняющих вещества и смесей в соотношении показателей ХПК выше БПКполн. более чем в 1,5 раза.

Полагая, что п.2.3 Условия приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему хозяйственно-бытовой канализации МО город Каменск-Уральский, утвержденный постановлением Главы города Каменска-Уральского N 575 от 31.07.2008 (в редакции постановлений от 16.10.2009 N 1071, от 23.05.2011 N 576, от 6 июля 2012г. N 964), не соответствует нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушает права заявителя, ОАО "ТГКN 9" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

По мнению заявителя, нормативными актами, имеющими большую юридическую силу, на соответствие которым следует проверить оспариваемые пункты нормативного акта органа местного самоуправления, являются Постановление Правительства Свердловской области от 14 февраля 1997 г. N 133-п "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов", пункты 58,61, 63 Постановления Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации".

Исследовав материалы дела, суд полагает, что в удовлетворении требований заявителя следует отказать по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу указанной нормы для признания незаконным нормативного правового акта требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и нарушения данным нормативным правовым актом прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии п.п. 1ст. 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N167, нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами; обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации; техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ; защита сетей и сооружений системы коммунальной канализации.

Материалами дела подтверждается, что норматив утвержден органом местного самоуправления (Главой) и определен в Условиях приема сточных вод с соблюдением норм предельно допустимых сбросов, с учетом технической возможности ОАО "Водоканал".

В соответствии со статьям 44 и 56 Водного кодекса Российской Федерации установлены ограничения и запреты по водопользованию, в частности в пункте 6 статьи 56 установлен запрет на сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

В силу части 3 статьи 35 Водного кодекса РФ: "Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации".

Пунктом 61 Постановления Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" предусмотрено, что "нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом соблюдения норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами".

Согласно Постановлению Правительства Свердловской области от 14 февраля 1997 г. N 133-п "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (пункты 3, 4 - 4.2.): "Исполнительные органы местного самоуправления утверждают по согласованию с областным комитетом по охране природы или его территориальным органом разработанные организациями ВКХ местные условия приема сточных вод и загрязняющих веществ";

"Организации ВКХ (водопроводно-канализационного хозяйства) устанавливают абонентам по качеству сточных вод - допустимые концентрации (ДК) загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, исходя из утвержденных для предприятий ВКХЗ областным комитетом охраны природы или его территориальным органом предельно допустимых сбросов (ПДС) загрязняющих веществ на выпусках систем канализации в водные объекты".

Таким образом, в соответствии с названными нормами Федерального законодательства и законодательства Свердловской области следует, что в деле регулирования качественного состава сточных вод органы местного самоуправления уполномочены устанавливать допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах абонентов городских коммунальных канализаций.

Сложноокисляемые органические загрязняющие вещества и смеси являются опасными для здоровья человека веществами и соединениями в том случае, когда их наличие в составе сточных вод превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, а именно тогда, когда их количество в составе сточных вод приводит к соотношению показателей ХПК выше БПКполн. более чем в 1,5 раза.

Пунктом 63 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167, установлен запрет на сброс и прием в системы коммунальной канализации сточных вод, содержащих вещества, которые могут препятствовать биологической очистке сточных вод.

Сложноокисляемые органические загрязняющие вещества и смеси (промышленные токсиканты) препятствуют биологической очистке сточных вод (именно биологическая очистка применяется при очищении сточных вод в хозяйственно-бытовой канализации), поскольку требуют повышенного количества кислорода для окисления в процессе биологической очистки, либо вообще не окисляются, что, в свою очередь, приводит к нарушению допустимых нормативных показателей состава сточных вод, в том числе нарушению соотношения показателей ХПК выше БПКполн. более чем в 1,5 раза.

Сброс сложноокисляемых органических загрязняющих веществ и смесей, наличие которых приводит к соотношению показателей ХПК выше БПКполн. в сточных водах Абонента более чем в 1,5 раза препятствует биологической очистке сточных вод.

Запрет на сброс загрязняющих веществ с указанными свойствами содержится во всех нормативных актах, регулирующих сброс загрязняющих веществ в систему канализации:

В силу п. 4.5 раздела "Рекомендации по установлению нормативов водоотведения по качеству сточных вод абонентов" Методических рекомендаций по расчету количества и качества принимаемых сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, утвержденными приказом Госстроя России от 06.04.2001 N 75:

"Нормативные показатели (НП) общих свойств сточных вод, принимаемых в системы канализации населенных пунктов, устанавливаются едиными для сточных вод всех категорий абонентов, исходя из требований к защите сетей и сооружений систем канализации, а именно: температура сточных вод <= 40°; 6,5 <рН<8,5; кратность разбавления, при которой исчезает окраска в столбике 10 см <= 1:11; ХПК:БПК_5 <2,5*; ХПК:БПК ноли < 1,5*;".

Таким образом, данным пунктом Методических рекомендаций установлено, что при соотношении ХПК к БПК_полн. меньше чем в 1,5 раза сброс соответствует нормативным показателям. Напротив, в случае, если показатель больше 1,5 - сточные воды не соответствуют нормативным показателям и недопустимы к сбросу в системы канализации.

На этом основании, включение в оспариваемый нормативный акт нормы о запрете сброса в городскую канализацию сложноокисляемых органических загрязняющих веществ и смесей, наличие которых приводит к соотношению показателей ХПК выше БПКполн. в сточных водах абонента более чем в 1,5 раза, является не противоречащим, пунктам 58,61,63 Постановления Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации".

Не принимается судом ссылка заявителя на противоречие Порядку взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, утвержденному Постановлением Правительства Свердловской области от 14.02.1997 N 133-п, поскольку данный нормативный акт регламентирует иные правоотношения (отношения по расчету оплаты за прием сточных вод) и прямого юридического действия на оспариваемый акт не оказывает.

В соответствии с Положением об органе местного самоуправления Администрации города Каменска-Уральского, утвержденным решением Городской Думы г. Каменска-Уральского от 27.04.2011 N 334, Администрация города является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования город Каменск-Уральский, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения. На основании пунктов 21.6 и 21.16 указанного Положения, к полномочиям Администрации города относятся организация водоотведения на территории города и организация мероприятий по охране окружающей среды.

В соответствии с пунктом 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167, нормативы водоотведения по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления.

Согласно пункта 3 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 14.02.1997 N 133-п, исполнительные органы местного самоуправления утверждают местные условия приема сточных вод и загрязняющих веществ.

При таких обстоятельствах, заинтересованное лицо издало оспариваемый нормативный акт, в пределах предоставленных полномочий.

Кроме того, пунктом 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167, установлено, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются с учетом соблюдения норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами, а в соответствии с пунктами 3, 4-4.2 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 14.02.1997 N 133-п, исполнительные органы местного самоуправления утверждают местные условия приема сточных вод и загрязняющих веществ по согласованию с областным комитетом по охране природы или его территориальным органом разработанные организациями ВКХ. Организации ВКХ устанавливают абонентам по качеству сточных вод - допустимые концентраций (ДК) загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, исходя из утвержденных для предприятий ВКХ областным комитетом охраны природы или его территориальным органом предельно допустимых сбросов (ПДС) загрязняющих веществ на выпусках систем канализации в водные объекты с учетом эффективности очистки (задержания) загрязняющих веществ на очистных сооружениях систем канализации, а также действующих "Правил приема производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов".

При принятии оспариваемого акта, администрация руководствовалась подпунктами Б и Г пункта 10 Правил приема производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов, утвержденных Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 02.03.1984 г. N 107, запретов на сброс в систему канализации населенных пунктов производственных сточных вод, содержащих биологические трудно окисляемые органические вещества и на сброс сточных вод, имеющих показатели ХПК выше БПК более чем в 2,5 раза или 5 БПК полн. более чем в 1,5 раза.

Кроме того, установленный Администрацией города запрет на сброс сложноокисляемых органических загрязняющих веществ и смесей распространяется только на случаи нарушения абонентом нормативных показателей общих свойств сточных вод, то есть в случае нарушения соотношения показателей ХПК выше БПКполн. в сточных водах абонента более чем в 1,5 раза., в связи с чем суд полагает, что прав заявителя не нарушает. Иного в материалы дела не представлено.

Учитывая, что судом не установлено противоречий оспариваемого акта постановлению Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 и постановлению Правительства Свердловской области от 14.02.1997 N 133 в удовлетворении требований заявителя следует отказать.

Руководствуясь 167-170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

1.В удовлетворении заявленных открытым акционерным обществом "ТГК N 9" (ИНН 5904119383) требований отказать.

Признать соответствующими требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 и постановления Правительства Свердловской области от 14.02.1997 N 133 пункт 2.3 Условий приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему хозяйственно-бытовой канализации МО город Каменск-Уральский, утвержденных постановлением Главы города Каменска-Уральского N 575 от 31.07.2008 (в редакции постановления от 6 июля 2012г. N 964

2. Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.

3. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий С.В.Плюснина

Судьи С.А.Хомякова

П.Н.Киреев

Номер документа: А60-42489/2012
Принявший орган: Арбитражный суд Свердловской области
Дата принятия: 14 декабря 2012

Поиск в тексте