• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Екатеринбурга

РЕШЕНИЕ

от 24 октября 2012 года Дело N А60-31825/2012


[В удовлетворении исковых требований о взыскании неосновательного обогащения отказать]
(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 17 октября 2012 года

Полный текст решения изготовлен 24 октября 2012 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Д.В.Ефимова при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бикеевой Е.Е. рассмотрел в судебном заседании дело NА60-31825/2012 по иску

общества с ограниченной ответственностью "Урало-сибирская промышленная компания" (ИНН 6674221423) к федеральному государственному бюджетному учреждению "Уральский научно-исследовательский институт охраны материнства и младенчества" Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (ИНН 6658021459) о взыскании 97194 руб. 52 коп.,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "СтройТехКомплект", Управление Федерального казначейства по Свердловской области,

при участии в судебном заседании:

от истца представитель не явился;

от ответчика Черний М.В., представитель по доверенности N 01-09/11-131 от 01.02.2012, Горшкова К.А., представитель по доверенности от 17.10.2012 N 158;

от третьих лиц представители не явились.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

На основании ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие истца и третьих лиц.

Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.

Общество с ограниченной ответственностью "Урало-сибирская промышленная компания" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Уральский научно-исследовательский институт охраны материнства и младенчества" Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации о взыскании неосновательного обогащения в размере 97194 руб. 52 коп.

Истец в предварительном судебном заседании поддержал заявленные требования.

Ответчик в предварительное судебное заседание представил отзыв, просит в удовлетворении исковых требований отказать, указывает, что денежные средства на его расчетный счет не поступали, а были зачислены на счет Управления Федерального казначейства по Свердловской области как невыясненные поступления.

Рассмотрев материалы дела, суд установил:

Как указывает истец, платежным поручением N591 от 12 января 2011 общество с ограниченной ответственностью "СтройТехКомплект" перечислило сумму в размере 97194 руб. 52 коп. на счет федерального государственного бюджетного учреждения "Уральский научно-исследовательский институт охраны материнства и младенчества" Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в назначении платежа указано "возврат ошибочно перечисленных денежных средств".

Истец полагает, что денежные средства были ошибочно перечислены на счет ответчика, в связи с чем, просит данную сумму взыскать с ответчика, как сумму неосновательного обогащения в порядке ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В качестве правового основания права требования истца к ответчику суду представлен договор цессии (уступки права требования) N Ц/01/03 от 13.06.2012, заключенный между обществом с ограниченной ответственностью "СтройТехКомплект" (цедент) и обществом с ограниченной ответственностью Урало-Сибирская Промышленная компания" (цессионарий).

Договор N Ц/01/03 от 13.06.2012 является возмездным, поскольку цессионарий производит цеденту оплату уступаемого права в размере 97194 руб. 52 коп. Данный договор уступки прав требования соответствует требованиям, установленным гл. 24 Гражданского кодекса Российской Федерации. О состоявшейся уступке права требования ответчик уведомлен (письмо от 14.06.2012 N 73).

В силу ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Из содержания названной нормы следует, что для возникновения обязательства вследствие неосновательного обогащения необходимо наличие одновременно двух обстоятельств: обогащение одного лица за счет другого и приобретение или сбережение имущества без предусмотренных законом, правовым актом или сделкой оснований.

Как следует из материалов дела, платежным поручением N591 от 12 января 2011 общество с ограниченной ответственностью "СтройТехКомплект" перечислило сумму в размере 97194 руб. 52 коп. на счет 40105810900000010001.

Указанные денежные средства в размере 97194 руб. 52 коп. были зачислены в Управление Федерального казначейства по Свердловской области как невыясненные поступления.

В соответствии со статьей 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положением о Федеральном казначействе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703, на органы Федерального казначейства возложены функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета. Кассовое обслуживание исполнения бюджета - проведение и учет операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета (статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 3.13 Порядка открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами, утвержденного приказом Федерального казначейства от 07.10.2008 N 7н, операции по поступлению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации на счета Федерального казначейства или органов Федерального казначейства средств, которые учитываются как невыясненные поступления, отражаются на лицевых счетах соответствующих администраторов доходов бюджета по коду бюджетной классификации "Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет" - на лицевом счете администратора доходов бюджета органа Федерального казначейства. При получении от участника бюджетного процесса Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа с целью уточнения невыясненных поступлений орган Федерального казначейства отражает суммы невыясненных поступлений на лицевом счете соответствующего администратора доходов бюджета со знаком минус "-" с одновременным отражением поступлений на соответствующем лицевом счете данного участника бюджетного процесса по соответствующему коду бюджетной классификации в установленном порядке.

Пунктом 2.5.5 Порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденного приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н предусмотрено, что суммы, зачисленные на счет N 40105 "Средства федерального бюджета", учитываются как невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет, если в полученном из банка расчетном документе:

- не указано наименование получателя средств федерального бюджета (администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета) или указано искаженное или неправильное наименование получателя средств федерального бюджета (администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета);

- и (или) не указан или неверно указан номер лицевого счета получателя бюджетных средств (администратора источников финансирования дефицита бюджета);

- и (или) указанный лицевой счет открыт в другом органе Федерального казначейства;

- и (или) не указан код или указан несуществующий (недействующий) код бюджетной классификации;

- и (или) в полях "ИНН" и "КПП" получателя не указаны или указаны ИНН и (или) КПП получателя средств федерального бюджета (администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета), не принадлежащие получателю (администратору), указанному в поле "Получатель".

Поступления, зачисленные на счет N 40105 и отнесенные к невыясненным поступлениям, зачисляемым в федеральный бюджет, отражаются на лицевом счете администратора доходов бюджета, открытом органу Федерального казначейства.

В случае если поступления на счет N 40105 были отнесены к невыясненным поступлениям, зачисляемым в федеральный бюджет, орган Федерального казначейства направляет предполагаемому получателю бюджетных средств (администратору источников финансирования дефицита бюджета) Запрос на выяснение принадлежности платежа.

Для уточнения невыясненных поступлений, поступивших на счет N 40105 в текущем финансовом году, предполагаемый получатель бюджетных средств (администратор источников финансирования дефицита бюджета) представляет в орган Федерального казначейства Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа, на основании которого поступившие суммы отражаются на лицевом счете получателя бюджетных средств (лицевом счете администратора источников финансирования дефицита бюджета).

В случае если предполагаемый получатель бюджетных средств (администратор источников финансирования дефицита бюджета) отказывается от поступления, указанного в Запросе на выяснение принадлежности платежа, он представляет в орган Федерального казначейства Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа, где в графе 9 "Код по БК" раздела "Реквизиты платежного документа" указывает код бюджетной классификации из Запроса на выяснение принадлежности платежа, в графе 6 "Код по БК" раздела "Изменить на реквизиты:" указывает код бюджетной классификации невыясненных поступлений, зачисляемых в федеральный бюджет.

Возврат органом Федерального казначейства плательщику по платежам, поступившим на счет N 40105 и отраженным как невыясненные поступления, зачисляемые в соответствующий бюджет, осуществляется на основании Заявки на возврат, оформленной администратором доходов бюджета, на лицевом счете которого отражены данные невыясненные поступления.

Возврат указанных средств осуществляется со счета N 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации", без перечисления указанных поступлений со счетов N 40105 на счет N 40101.

Аналогичный порядок предусмотрен и Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05.09.2008 N 92н.

Как поясняет ответчик, на основании Уведомления N 1 об уточнении вида и принадлежности платежа, 26.07.2011 был уточнен код на 0551130301001000030, в подтверждение в материалы дела представлена выписка из лицевого счета администратора доходов бюджета N 04621868920 за 26.07.2011. После чего было осуществлено перечисление указанных денежных средств в доход бюджета, то есть на счет 40101.

В соответствии со статьями 6, 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации принятие решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, представление поручения в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации входит в полномочия администратора доходов бюджета.

При поступлении денежных средств на счет 40105 в январе 2011 года администратором доходов бюджета являлось ФГУ "НИИ ОММ" Минздравсоцразвития России. В соответствии с Федеральным законом от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" полномочия главного администратора (администратора) доходов по КБК 055 предоставлены Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий (ч. 2 ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Ответчику в определении суда от 14.09.2012 предлагалось уточнить исковые требования в части лица, являющегося ответчиком по делу.

В соответствии с ч.3.1. ст. 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

При указанных обстоятельствах, правовых оснований для вывода о неосновательном обогащении ответчика в размере денежных средств в сумме 97194 руб. 52 коп., перечисленных платежным поручением N591 от 12 января 2011, у суда не имеется.

Принимая во внимание изложенное, правовые и фактические основания для удовлетворения заявленных исковых требований у суда отсутствуют.

В соответствии с ч.1 ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицом, участвующим в деле, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются со стороны.

Исходя из изложенного, судебные расходы, понесенные истцом в связи с рассмотрением настоящего дела, в силу ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на истца и возмещению за счет ответчика не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья Д.В. Ефимов

Номер документа: А60-31825/2012
Принявший орган: Арбитражный суд Свердловской области
Дата принятия: 24 октября 2012

Поиск в тексте