• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Екатеринбурга

РЕШЕНИЕ

от 13 ноября 2012 года Дело N А60-33571/2012


[Исковые требования об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности удовлетворить частично]
(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 07 ноября 2012 года

Полный текст решения изготовлен 13 ноября 2012 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Л.Ф. Савиной при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.В.Сингатуллиным рассмотрел дело NА60-33571/2012 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ТКУ" (ИНН 665901001, ОГРН 1069659025974)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Свердловской области (ИНН 6681000016, ОГРН 1126615000016)

об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Несговоров А.Ю., представитель по доверенности N 29/12 от 15.10.2012г.,

от заинтересованного лица: Мелкозерова О.В., представитель по доверенности N 28 от 11.09.2012г., И.А.Русских, представитель по доверенности от 24.04.2012 N22.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.

Заявитель в письменном виде (письмо от 16.08.2012 Nб/н) заявил ходатайство об уточнении заявленных требований, в котором отказался от требований в части оспаривания представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, N 12 (02) от 20.07.2012г., представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, N 11 (02) от 20.07.2012г. в отношении директора ООО "ТКУ" Тараканова Р.Г.

В порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ходатайство об уточнении заявленных требований удовлетворено.

В судебном заседании 07.11.2012 от заявителя поступило ходатайство об отказе от заявленных требований в части признания незаконным постановления по делу об административном правонарушении N 000041 от 20.07.2012г., вынесенного в отношении директора ООО "ТКУ" Тараканова Р.Г.

Поскольку ходатайство истца о частичном отказе от заявленных требований заявлено до принятия судебного акта, не противоречит закону и иным нормативно-правовым актам и не нарушает прав и законных интересов других лиц, суд принимает отказ от заявленных требований в указанной части на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Иных заявлений и ходатайств не поступило.

ООО "ТКУ" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом ходатайства об уточнении заявленных требований, о частичном отказе от заявленных требований) к Межрайонной ИФНС России N 27 по Свердловской области о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 000041 от 20.07.2012г.

Заинтересованное лицо с заявленными требованиями не согласилось, считает обжалуемое постановление законными и обоснованными.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил:

Инспекцией в отношении общества проведена проверка требований Федерального закона от 22.05.2003 N54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и Федерального закона от 03.06.2009 N103-ФЗ "О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", по результатам которой составлен акт от 26.06.2012 N000041, протокол от 26.06.2012 N39 осмотра, протокол допроса свидетеля от 26.06.2012 N23, протокол об административном правонарушении от 12.07.2012 N000041.

Согласно акту от 26.06.2012 N000041 и протоколу об административном правонарушении от 12.07.2012 N000041 в ходе проверки установлено, что что в помещении магазина "Пятерочка" по адресу: г.Кушва, ул.Строителей, 8, установлен платежный терминал N 16371 для осуществления деятельности по приему платежей с физических лиц по оплате товаров (работ, услуг).

Данный терминал N 16371 принадлежит ООО "ТКУ" (ИНН 665901001) и установлен в указанном помещении на основании договора субаренды от 01.04.2012, заключенному с ООО "Мобильные городские платежи г.Екатеринбурга".

В период проверки - 26.06.2012 в 12 час. 33 мин. физическим лицом Третьяковой О.Н. через указанный терминал был произведен платеж в сумме 50 руб. за услуги сотовой связи, платежным терминалом N16371 выдан кассовый чек N30653 1637112 от 26.06.2012, подтверждающий факт осуществления платежа, на котором печатан номер ККМ 0547675 и номер ЭКЛЗ 4290382287, но отсутствуют следующие обязательные реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 5 Федерального закона от 03.06.2009 N103-ФЗ "О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами":

- полный адрес приема денежных средств (не указано название города, указано только название улицы и дома);

- наименование и место нахождения платежного агента, принявшего денежные средства.

В ходе проверки инспекцией установлено, что согласно данным федеральной базы данных ККМ N0547675 с ЭКЛЗN4290382287 является моделью фискального регистратора РауVКР-80 К, принадлежит ООО "ТКУ" ИНН 6659135459 и поставлена на учет 09.02.2012 Межрайонной ИФНС России N24 по Свердловской области по адресу установки: г. Екатеринбург, ул. Вокзальная, 22, имеет признак - ККТ в составе платежного терминала, регистрационный номер - код точки приема платежей 8517991.

Контрольно-кассовая техника РауVКР-80 К N0547675 с ЭКЛЗN4290382287 по месту фактической установки: г.Кушва, ул.Строителей, 8 не зарегистрирована.

В соответствии с ч. 12 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов.

Прием платежным агентом от плательщика денежных средств должен быть подтвержден выдачей в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа (ч. 1 ст. 5 указанного Закона).

В силу ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ кассовый чек, выдаваемый платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего платежа, должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов, а также содержать обязательные реквизиты, установленные названной нормой.

На основании п. 1 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее по тексту - Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

В соответствии с п. 1 ст. 4, ст. 5 указанного Закона контрольно-кассовая техника, применяемая организациями (за исключением кредитных организаций) и индивидуальными предпринимателями, должна: быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика; быть исправна, опломбирована в установленном порядке; иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме. Организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны: осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах; применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти).

При этом регистрация должна осуществляться в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала или банкомата.

В соответствии с п. 5 ст. 6 Федерального закона от 03.06.2009 N103-ФЗ "О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" в случае изменения адреса места установки платежного терминала платежный агент обязан в день осуществления такого изменения направить соответствующее уведомление в налоговый орган с указанием нового адреса места установки контрольно-кассовой техники, входящей в состав платежного терминала.

По запросу проверяющих от 28.06.2012 N17-16/10767@ получен ответ от Межрайонной ИФМС России N 24 по Свердловской области, из которого следует, что ККТ Pay VKP-80 К N 0547675 с ЭКЛЗ N 4290382287 по адресу установки (г. Екатеринбург ул. Вокзальная 22) в соответствии с карточкой регистрации N 19396 платежный терминал не находится. Руководитель ООО "ТКУ" Тараканов Р.Г. пояснил это тем, что данная ККТ работает под управлением платежной системы "Телепэй" с использованием "фискального сервера" и находится в офисе "Телепэй", расположенном по иному адресу.

На основании установленных в ходе проверки обстоятельств, инспекцией сделан вывод о том, что ООО "ТКУ" нарушены положения п. 1.1. ст. 4 Федерального закона от 22.05.2003 N54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и п. 4 и п. 5 ст. 6 Федерального закона от 03.06.2009 N103-ФЗ "О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", образующие состав правонарушения, ответственность за которое определена ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

По результатам рассмотрения материалов проверки, протокола об административном правонарушении от 12.07.2012 N000041, административным органом вынесено постановление от 20.07.2012 N000041 о привлечении ООО "ТКУ" к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ в виде наложения штрафа в сумме 30000 руб.

Оспаривая данное постановление, заявитель ссылается на то, что инспекцией в ходе рассмотрения материалов административного дела были использованы ненадлежащие доказательства, поскольку изъятие чека, выданного платежным терминалом в период проверки, произведено инспекцией с нарушением требований ст. 28.3 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ данные о событии административного правонарушения устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии со ст. 7 Закона N 54-ФЗ, ст. 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", п. 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы.

Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники, но не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.

Из материалов дела и пояснений представителя инспекции следует, что в ходе проведения проверки инспекцией проведен опрос лица, производившего платеж через терминал, и этим же лицом инспекции был передан чек. Данное обстоятельство зафиксировано протоколом от 26.06.2012 N23.

Суд полагает, что объяснения гражданина, производившего в период проверки платеж и не являющегося участником производства по административному делу, в соответствии с ч. 2 ст. 26.2, ст. 26.7 КоАП РФ могут быть признаны документами и являются допустимыми доказательствами по административному делу.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что событие нарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ в виде нарушения порядка регистрации ККТ инспекцией установлен и доказан.

В ходе проверки инспекцией также обнаружено, что применяемая заявителем ККТ не соответствует установленным требованиям.

Так, 26.06.2012 директором ООО "ТКУ" Таракановым Р.Г. представлены пояснения по организации работы данного терминала N16372, установленного в г.Кушва, ул.Строителей N8, из которых следует, что три платежных терминала (N16371,16372,16373) работают под управлением платежной системы "Телепэй" и подключены к одной ККМ N0547675 с использованием фискального сервера.

По данным федеральной базы установлено, что ККМ N0547675 является фискальным регистратором Pay VKP-80 К N0547675 с ЭКЛЗ N4290382287.

Из материалов проверки следует, что фискальный регистратор Pay VKP-80 К N0547675 с ЭКЛЗN4290382287 , находясь в г. Екатеринбург в офисе "Телепэй", принимает информацию с трех терминалов, находящихся в г. Кушва, ул. Строителей, 9; ул. Строителей, 8; ул. Союзов, 17, т.е. в платежные терминалы N16371, N16372, N16373 встроены только принтеры для печати чеков, что не соответствует техническим характеристикам модели Pay VKP-80 К , включенной в Государственный реестр как предусмотренная с единственным печатающим устройством, находящимся по единым опломбированным кожухом вместе с другими узлами фискального регистратора).

В соответствии с Приложением N2 к Протоколу ГМЭК от 27.12.1995 N9/25-95, в редакции Протоколов заседания ГМЭК от 23.10.1997 N5/37-97, от 02.07.1998 N5/43-1998, от 14.07.1999 N4/52-99, от 27.11.2001 N6/65-2001, от 19.12.2002 N7- 2002, от 24.06.2003 N2/74-2003:

Фискальной регистратор (ФР) - это контрольно-кассовая, машина, способная работать только в составе компьютерно-кассовой системы, получая данные через канал связи.

Указанное Приложение содержит Технические требования к фискальному регистратору, а именно:

Параметр 25. "Конструкция ФР должна обеспечивать размещение под единым опломбированным кожухом следующих узлов ФР (аналогичных узлам ККМ):

- единственного печатающего устройства;

- процессора, обеспечивающего выполнение всех функций ККМ, предусмотренных ТТ к ККМ;

- блока фискальной памяти;

- всех соединений указанных узлов друг с другом.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N470 "Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями" контрольно-кассовая техника должна быть включена в Государственный реестр контрольно-кассовой техники (далее - Государственный реестр) и применятьсяя пользователями при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт и должна иметь корпус, фискальную память, накопитель фискальной памяти, контрольную ленту и устройство печати кассовых чеков; соответствовать образцу, представленному в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации при внесении сведений о модели контрольно-кассовой техники в Государственный реестр (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.06.2008 N 441).

Согласно паспорту машины электронной контрольно-кассовой Pay VKP-80 К (производитель и поставщик ООО "Пэй Киоск) в состав указанной ККМ должны входить следующие основные узлы машины:

- печатающее устройство - COSTOM VKP80;

- программно-аппаратный модуль - ЭКЛЗ;

- системная плата, обеспечивающая выполнение всех функций предусмотренных техническими требованиями к контрольно-кассовым машинам - АТ012. 01. 01;

- блок фискальной памяти (далее - БФП), обеспечивающий некорректируемую ежесменную регистрацию фискальных данных - АТ004.02.01.

Паспортом ККМ конструктивно не предусмотрена возможность использования одного блока фискальной памяти на три печатающих устройства, на три ЭКЗЛ, либо использование иной комплексации ККМ.

Данные обстоятельства указывают на несоблюдение ООО "ТКУ" п. 1 ст. 3, п. 1.1. ст. 4, п. 2 ст. 5 Федерального закона от 22.05.2003 N54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и п. 12 ст. 4, ст. 5, ст. 6 Федерального закона от 03.06.2009 N103-ФЗ "О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", п. "м" ст. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N470 "Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями".

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч. 2 ст. 14.5. КоАП РФ.

Согласно ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина ООО "ТКУ" выразилась в не принятии объективно возможных мер по недопущению указанного нарушения, не выполнении организационно распорядительных или административно - хозяйственных функций (прием платежей агентом (субагентом) за сотовую связь от физических лиц через платежный терминал без применения контрольно - кассовой техники), а также в не принятии всех мер по регистрации фискального регистратора в соответствии с законодательством, что отражено в протоколе от 20.07.2012 N00041.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, суд приходит к выводу о том, что вина общества в совершении вменяемого административного правонарушения установлена и подтверждена соответствующими доказательствами. Материалы дела не содержат доказательств принятия обществом всех необходимых мер для соблюдения требований закона, а также доказательств объективной невозможности исполнения действующего законодательства.

Таким образом, в действиях общества доказано наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.

Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Обществу предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

В учетом изложенного, суд полагает, что заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ обоснованно.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ N 11-П от 15.07.19999 санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности ответственности характеру допущенного нарушения в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, что и позволяет соблюсти принципы справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности.

Санкция ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ предусматривает наказание для юридических лиц в виде предупреждения или наложения штрафа в размере от 30000 до 40000 рублей.

В силу ст. 3.1 КоАП РФ целью административного наказания (в том числе административного штрафа) является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Следовательно, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.

В соответствии со ст. 3.4 Кодекса предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В судебном заседании представитель заявителя указал, что им предпринимаются меры для осуществления регистрации ККМ в соответствии с установленными правилами.

Исследовав представленные в материалы дела документы, заслушав доводы заявителя и заинтересованного лица, суд полагает, что указанные действия заинтересованного лица не могли причинить существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, совершены впервые, а также принимая во внимание положения ст. 3.1 КоАП РФ, суд считает соразмерным наказание в виде применения предупреждения.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 150, ст. 167-170,211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

1. Заявленные обществом с ограниченной ответственностью "ТКУ" (ИНН 665901001, ОГРН 1069659025974) требования удовлетворить частично.

Признать незаконным постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Свердловской области по делу об административном правонарушении N 000041 от 20.07.2012г. в части привлечения общества с ограниченной ответственностью "ТКУ" (ИНН 665901001, ОГРН 1069659025974) к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 30000 рублей, изменив наказание на предупреждение.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

2. В части признания незаконным постановления по делу об административном правонарушении N 000041 от 20.07.2012г., вынесенного в отношении директора ООО "ТКУ" Тараканова Р.Г. производство по делу прекратить.

3. Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ТКУ" (ИНН 665901001, ОГРН 1069659025974) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 4000 руб.

4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

5. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

6. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

Судья Л.Ф.Савина

Номер документа: А60-33571/2012
Принявший орган: Арбитражный суд Свердловской области
Дата принятия: 13 ноября 2012

Поиск в тексте