Действующий


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Екатеринбурга

РЕШЕНИЕ

от 9 ноября 2012 года Дело N А60-33664/2012


[Исковые требования о признании ненормативного акта недействительным удовлетворить]
(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 01 ноября 2012 года

Полный текст решения изготовлен 09 ноября 2012 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.Н.Присухина при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.А.Казанцевой рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

ОАО "Корпорация Развития"(ИНН 6670002526)

к Межрайонная ИФНС России N 31 по Свердловской области (ИНН 6685000017)

о признании ненормативного акта недействительным

при участии в судебном заседании:

от заявителя: И.М. Шиенок, представитель по доверенности от 17.07.2012, паспорт;

от заинтересованного лица: А.С. Наумова, госналогинспектор, удостоверение, доверенность от 18.01.2012 N 07-02,

А.С. Зиятдинов, старший госналогинспектор, удостоверение, доверенность от 09.2012 N 07-02

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

Открытое акционерное общество "Корпорация Развития" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области:

- N 1349 от 20.03.2012 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения

- N 1129 от 20.03.2012 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость.

Оспаривая решение, заявитель указывает, что все основания для применения налоговых вычетов по НДС, предусмотренные налоговым законодательством, им соблюдены, в связи с чем оснований для отказа в применении налоговых вычетов у налоговой инспекции не имелось.

Заинтересованное лицо заявленные требования отклонило, ссылаясь на обоснованность и правомерность принятого им ненормативного акта, поскольку представленная пропорция определения затрат, приходящихся на деятельность, не облагаемую НДС, противоречит нормам налогового законодательства и смыслу налога на добавленную стоимость.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил:

20.07.2011 ОАО "Корпорация Развития" представило в налоговую инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2011 года, согласно которой:

- НДС с реализации составил 351445 рублей,

- вычеты по НДС составили 2731609 рублей.

Сумма налога к возмещению из бюджета составила 2380164 рубля.

19.09.2011 ОАО "Корпорация Развития" представило в налоговую инспекцию уточненную декларацию по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2011 года, согласно которой:

- НДС с реализации составил 351445 рублей,

- вычеты по НДС составили 2411270 рублей.

Сумма налога к возмещению из бюджета составила 2059825 рубля.

22.09.2011 года налоговой инспекцией ОАО "Корпорация Развития" направлено требование N 18137 о предоставлении документов, подтверждающих правомерность заявленных вычетов, для проведения камеральной налоговой проверки представленной декларации.

В установленный срок запрашиваемые документы обществом были представлены.

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области проведена камеральная налоговая проверка указанной уточненной налоговой декларации, а также документов, представленных обществом и полученных в рамках мероприятий налогового контроля.

По итогам проверки составлен акт камеральной налоговой проверки N 9833 от 10.01.2012.

03.02.2012 на акт проверки обществом предоставлены возражения.

20.03.2012 начальником Межрайонной инспекции ФНС России N 31 по свердловской области принято решение N 1349, которым ОАО "Корпорация Развития было отказано в возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению в размере 2059825 руб., а также предложено уплатить недоимку в размере 59681 руб.

20.03.2012 начальником Межрайонной инспекции ФНС России N 31 по свердловской области принято решение N 1129, которым ОАО "Корпорация Развития было отказано в возмещении НДС в сумме 2059825 руб.

На указанные решения заявителем была подана жалоба в Управление ФНС России по Свердловской области.

11.05.2012 Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области N 369/12 оспариваемые решения оставлены без изменения.

Не согласившись с данными решениями, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 23 Налогового Кодекса РФ налогоплательщики (плательщиков сборов) обязаны в том числе представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

В соответствии со статьей 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с настоящим Кодексом.

Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса правомерность применения налоговых вычетов (пункт 8 ст. 88).

Согласно порядку применения налоговых вычетов, определенному в статье 172 Кодекса, данные вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, после принятия товаров (работ, услуг) на учет (абзацы первый, второй пункта 1 статьи 172 Кодекса).

Законодательство о налогах и сборах предоставляет налоговому органу право истребовать дополнительные сведения, получать объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

К таким документам относятся истребованные инспекцией документы, касающиеся взаимоотношений общества с его поставщиком и подтверждающие право на налоговые вычеты и их размер, то есть исчисляемый к возмещению налог на добавленную стоимость.

Аналогичная позиция изложена в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 16.05.2006 года N 14874/05, N 14873/05.

Как следует из материалов дела, в декларации по НДС за 2 квартал 2011 года обществом была заявлена сумма вычетов в размере 2411270 рублей.

В адрес ОАО "Корпорация Развития" было направлено требование N 18137 о предоставление документов, подтверждающих правомерность заявленных вычетов.

В срок, указанный в требовании, обществом представлены запрашиваемые документы, на основании которых налоговой инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка.

Оспаривая результаты камеральной проверки, заявитель указывает, что все документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов имеются.

Положения глав 14, 21 НК РФ устанавливают определенный порядок реализации налогоплательщиком права на применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость.

Согласно этому порядку вопросы о проверке документов, представленных в обоснование заявленных вычетов по НДС, отнесены к компетенции налоговых органов, которые принимают решения по результатам проверки представленной налогоплательщиком налоговой декларации и приложенных к ней документов, истребованных на основании пункта 8 статьи 88 НК РФ, подтверждающих в соответствии со статьей 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.

Как определено пунктом 1 статьи 172 НК РФ, налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса.

В силу главы 14, 24 НК РФ налоговый орган при проверке обоснованности заявленных вычетов имеет право проводить мероприятия налогового контроля, а именно опрашивать свидетелей, производить осмотр территорий, помещений, истребовать дополнительные документы, проводить экспертизы, встречные проверки контрагентов, привлекать специалистов и т.д.

В силу ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

По итогам камеральной налоговой проверки налоговой инспекцией отказано в праве на получение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2011 года и соответственно доначислен НДС в размере 59681рублей.

Как следует из материалов дела, заявитель наряду с операциями, подлежащими налогообложению НДС, осуществляет операции, не подлежащие налогообложению этим налогом.

Осуществляемые заявителем операции, подлежащие налогообложению:

- оказание услуг по аренде помещений на основании договоров субаренды нежилого помещения с организациями,

- основной вид деятельности связан с проведением на возмездной основе экономических исследований в области инвестиционного развития Уральского региона, оказанием услуг по организации проектирования, предоставлением услуг в области управления.

Осуществляемые заявителем операции, не подлежащие налогообложению:

- предоставление займов.

В силу п. 4 ст. 149 НК РФ при наличии операций, подлежащих налогообложению и операций, не подлежащих налогообложению, налогоплательщики обязаны вести раздельный учет данных операций.

Суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции:

учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость;

принимаются к вычету в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость;

принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.

Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период.

Налогоплательщик имеет право не применять положения настоящего пункта к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 процентов общей величины совокупных расходов на производство. При этом все суммы налога, предъявленные таким налогоплательщикам продавцами используемых в производстве товаров (работ, услуг), имущественных прав в указанном налоговом периоде, подлежат вычету в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 172 настоящего Кодекса.

Однако правила ведения раздельного учета Кодексом не установлены. Поэтому налогоплательщик самостоятельно определяет порядок ведения раздельного учета, отразив его в приказе об учетной политике организации.

Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" методика ведения учета устанавливается непосредственно в учетной политике, формируемой исходя из структуры организации, отрасли и других особенностей деятельности.

Основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами, по законодательству Российской Федерации установлены Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, в котором указано, что порядок ведения раздельного учета затрат устанавливается налогоплательщиком и оформляется ежегодно организационно-распорядительным документом, где методика по раздельному учету затрат и рабочий план счетов являются неотъемлемыми приложениями.

Как следует из материалов дела основным видами деятельности заявителя оказание услуг в области экономических исследований, услуги по сдаче в аренду имущества.

Кроме того, общество осуществляет предоставление займов. Расходы, связанные с выдачей и обслуживанием займов, отражаются на счете 91 "Прочие доходы и расходы".

В силу пункта 11 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 N 34н, в бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство продукции (выполнение работ и оказание услуг) и затраты, связанные с капитальными и финансовыми вложениями, учитываются раздельно.