• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Екатеринбурга

РЕШЕНИЕ

от 9 ноября 2012 года Дело N А60-33664/2012


[Исковые требования о признании ненормативного акта недействительным удовлетворить]
(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 01 ноября 2012 года

Полный текст решения изготовлен 09 ноября 2012 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.Н.Присухина при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.А.Казанцевой рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

ОАО "Корпорация Развития"(ИНН 6670002526)

к Межрайонная ИФНС России N 31 по Свердловской области (ИНН 6685000017)

о признании ненормативного акта недействительным

при участии в судебном заседании:

от заявителя: И.М. Шиенок, представитель по доверенности от 17.07.2012, паспорт;

от заинтересованного лица: А.С. Наумова, госналогинспектор, удостоверение, доверенность от 18.01.2012 N 07-02,

А.С. Зиятдинов, старший госналогинспектор, удостоверение, доверенность от 09.2012 N 07-02

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

Открытое акционерное общество "Корпорация Развития" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области:

- N 1349 от 20.03.2012 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения

- N 1129 от 20.03.2012 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость.

Оспаривая решение, заявитель указывает, что все основания для применения налоговых вычетов по НДС, предусмотренные налоговым законодательством, им соблюдены, в связи с чем оснований для отказа в применении налоговых вычетов у налоговой инспекции не имелось.

Заинтересованное лицо заявленные требования отклонило, ссылаясь на обоснованность и правомерность принятого им ненормативного акта, поскольку представленная пропорция определения затрат, приходящихся на деятельность, не облагаемую НДС, противоречит нормам налогового законодательства и смыслу налога на добавленную стоимость.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил:

20.07.2011 ОАО "Корпорация Развития" представило в налоговую инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2011 года, согласно которой:

- НДС с реализации составил 351445 рублей,

- вычеты по НДС составили 2731609 рублей.

Сумма налога к возмещению из бюджета составила 2380164 рубля.

19.09.2011 ОАО "Корпорация Развития" представило в налоговую инспекцию уточненную декларацию по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2011 года, согласно которой:

- НДС с реализации составил 351445 рублей,

- вычеты по НДС составили 2411270 рублей.

Сумма налога к возмещению из бюджета составила 2059825 рубля.

22.09.2011 года налоговой инспекцией ОАО "Корпорация Развития" направлено требование N 18137 о предоставлении документов, подтверждающих правомерность заявленных вычетов, для проведения камеральной налоговой проверки представленной декларации.

В установленный срок запрашиваемые документы обществом были представлены.

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области проведена камеральная налоговая проверка указанной уточненной налоговой декларации, а также документов, представленных обществом и полученных в рамках мероприятий налогового контроля.

По итогам проверки составлен акт камеральной налоговой проверки N 9833 от 10.01.2012.

03.02.2012 на акт проверки обществом предоставлены возражения.

20.03.2012 начальником Межрайонной инспекции ФНС России N 31 по свердловской области принято решение N 1349, которым ОАО "Корпорация Развития было отказано в возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению в размере 2059825 руб., а также предложено уплатить недоимку в размере 59681 руб.

20.03.2012 начальником Межрайонной инспекции ФНС России N 31 по свердловской области принято решение N 1129, которым ОАО "Корпорация Развития было отказано в возмещении НДС в сумме 2059825 руб.

На указанные решения заявителем была подана жалоба в Управление ФНС России по Свердловской области.

11.05.2012 Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области N 369/12 оспариваемые решения оставлены без изменения.

Не согласившись с данными решениями, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 23 Налогового Кодекса РФ налогоплательщики (плательщиков сборов) обязаны в том числе представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

В соответствии со статьей 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с настоящим Кодексом.

Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса правомерность применения налоговых вычетов (пункт 8 ст. 88).

Согласно порядку применения налоговых вычетов, определенному в статье 172 Кодекса, данные вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, после принятия товаров (работ, услуг) на учет (абзацы первый, второй пункта 1 статьи 172 Кодекса).

Законодательство о налогах и сборах предоставляет налоговому органу право истребовать дополнительные сведения, получать объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

К таким документам относятся истребованные инспекцией документы, касающиеся взаимоотношений общества с его поставщиком и подтверждающие право на налоговые вычеты и их размер, то есть исчисляемый к возмещению налог на добавленную стоимость.

Аналогичная позиция изложена в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 16.05.2006 года N 14874/05, N 14873/05.

Как следует из материалов дела, в декларации по НДС за 2 квартал 2011 года обществом была заявлена сумма вычетов в размере 2411270 рублей.

В адрес ОАО "Корпорация Развития" было направлено требование N 18137 о предоставление документов, подтверждающих правомерность заявленных вычетов.

В срок, указанный в требовании, обществом представлены запрашиваемые документы, на основании которых налоговой инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка.

Оспаривая результаты камеральной проверки, заявитель указывает, что все документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов имеются.

Положения глав 14, 21 НК РФ устанавливают определенный порядок реализации налогоплательщиком права на применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость.

Согласно этому порядку вопросы о проверке документов, представленных в обоснование заявленных вычетов по НДС, отнесены к компетенции налоговых органов, которые принимают решения по результатам проверки представленной налогоплательщиком налоговой декларации и приложенных к ней документов, истребованных на основании пункта 8 статьи 88 НК РФ, подтверждающих в соответствии со статьей 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.

Как определено пунктом 1 статьи 172 НК РФ, налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса.

В силу главы 14, 24 НК РФ налоговый орган при проверке обоснованности заявленных вычетов имеет право проводить мероприятия налогового контроля, а именно опрашивать свидетелей, производить осмотр территорий, помещений, истребовать дополнительные документы, проводить экспертизы, встречные проверки контрагентов, привлекать специалистов и т.д.

В силу ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

По итогам камеральной налоговой проверки налоговой инспекцией отказано в праве на получение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2011 года и соответственно доначислен НДС в размере 59681рублей.

Как следует из материалов дела, заявитель наряду с операциями, подлежащими налогообложению НДС, осуществляет операции, не подлежащие налогообложению этим налогом.

Осуществляемые заявителем операции, подлежащие налогообложению:

- оказание услуг по аренде помещений на основании договоров субаренды нежилого помещения с организациями,

- основной вид деятельности связан с проведением на возмездной основе экономических исследований в области инвестиционного развития Уральского региона, оказанием услуг по организации проектирования, предоставлением услуг в области управления.

Осуществляемые заявителем операции, не подлежащие налогообложению:

- предоставление займов.

В силу п. 4 ст. 149 НК РФ при наличии операций, подлежащих налогообложению и операций, не подлежащих налогообложению, налогоплательщики обязаны вести раздельный учет данных операций.

Суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции:

учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость;

принимаются к вычету в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость;

принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.

Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период.

Налогоплательщик имеет право не применять положения настоящего пункта к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 процентов общей величины совокупных расходов на производство. При этом все суммы налога, предъявленные таким налогоплательщикам продавцами используемых в производстве товаров (работ, услуг), имущественных прав в указанном налоговом периоде, подлежат вычету в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 172 настоящего Кодекса.

Однако правила ведения раздельного учета Кодексом не установлены. Поэтому налогоплательщик самостоятельно определяет порядок ведения раздельного учета, отразив его в приказе об учетной политике организации.

Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" методика ведения учета устанавливается непосредственно в учетной политике, формируемой исходя из структуры организации, отрасли и других особенностей деятельности.

Основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами, по законодательству Российской Федерации установлены Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, в котором указано, что порядок ведения раздельного учета затрат устанавливается налогоплательщиком и оформляется ежегодно организационно-распорядительным документом, где методика по раздельному учету затрат и рабочий план счетов являются неотъемлемыми приложениями.

Как следует из материалов дела основным видами деятельности заявителя оказание услуг в области экономических исследований, услуги по сдаче в аренду имущества.

Кроме того, общество осуществляет предоставление займов. Расходы, связанные с выдачей и обслуживанием займов, отражаются на счете 91 "Прочие доходы и расходы".

В силу пункта 11 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 N 34н, в бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство продукции (выполнение работ и оказание услуг) и затраты, связанные с капитальными и финансовыми вложениями, учитываются раздельно.

Нормативными актами по бухгалтерскому учету предусмотрен специальный порядок учета доходов и затрат операций с ценными бумагами, отличный от учета доходов и затрат при производстве товаров (работ, услуг). Так, положением по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений", утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.12.2002 N126н, предусмотрено, что затраты, связанные с финансовыми вложениями отражаются отдельно от затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг). В связи с чем расходы на выдачу займов учитываются отдельно от расходов на производство товаров (работ, услуг) вне зависимости от того, облагаются эти операции НДС или не облагаются.

Учетной политикой заявителя, утвержденной приказом от 29.12.2010, установлено:

"При определении расходов, приходящихся на операции, связанные с получением обществом доходов по займам выданным, в силу расходов, относятся к указанным операциям, включаются издержки по содержанию персонала, обеспечивающего заключение договора займа и начисление процентов, а именно:

- заработная плата работника Департамента экономики и финансов (бухгалтерской службы) и Юридического департамента;

- суммы ЕСН, ОПС и других обязательных отчислений с указанного фонда оплаты труда;

- расходы по аренде помещений, определяемые как сумма текущей арендной платы деленная на общую численность работников и умноженная на количество работников, относящихся к рассматриваемым сделкам;

- амортизационные отчисления с объектов основных средств, комплектующих рабочие места персонала;

- расходы на канцелярские принадлежности.

Размер указанных расходов определяется в соответствии со справкой о фактических трудозатратах работников, которые заверяются руководителем департамента."

Во исполнение данного приказа заявителем представлены служебные записки, справка-расчет N 2, приложение N 1 к справке-расчету N 2/2011.

Кроме того по требованию налоговой инспекции заявителем были предоставлены книги продаж, книги покупок, первичные документы - договоры, счета-фактуры, включенные в книгу покупок за 2 квартал 20111 года, товарные накладные, акты выполненных работ и т.д.

Из анализа книги покупок и книги продаж следует, что в книгу продаж заявителем включены счета-фактуры с выделенным НДС, выставленные в адрес ОАО "Корпорация Урал Промышленный - Полярный N 7", ООО "Энергетическая компания "Урал Промышленный - Урал Полярный", ООО "Строительная компания Урал Промышленный - Урал Полярный", ООО "Уралстройтехнологии".

Также в книге продаж отражена сумма продаж, освобожденная от НДС, которая составила 17957311,47 руб., что нашло отражение на странице 6 оспариваемого решения. Счета-фактуры, отраженные в книге продаж в адрес ООО "Энергетическая компания "Урал Промышленный - Урал Полярный" и ООО "Уралстройтехнологии", где в наименовании товара (работ, услуг) указаны проценты по договорам займа, без выделения НДС.

В книгу покупок включены счета-фактуры, полученные от:

- ООО "Бизнес клуб "Тропикана" за аренду помещения,

- ООО "Геотехпроект" за выполнение работ "Технико-экономическое обоснование постоянных кондиций по Войшорскому месторождению баритовых руд",

- ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" за авиабилеты,

- ООО "Урал-Австро-Инвест" за аренду помещений, проведение мероприятий,

- ООО "Городское бюро бронирования" за авиабилеты,

- филиал ФГУ "Редакция Российской газеты" за подготовку текста нерекламного характера,

- ООО "СГМ-Групп" за стенд, презентацию, оформление подиума,

- другие, с незначительными суммами НДС.

Таким образом, исследовав в совокупности все представленные документы, суд установил, что заявителем раздельный учет определен следующим образом:

- НДС по операциям, облагаемых НДС, в полном объеме принимается к вычету, - НДС по операциям, не облагаемым НДС, в полном объеме не принимается к вычету,

- НДС по операциям, которые одновременно используются для операций, как облагаемых так и необлагаемых НДС, принимается к вычету согласно методике, определенной приказом об учетной политике.

Использованная на предприятии методика не противоречит налоговому законодательству. Каких-либо возражений по данной методике налоговой инспекцией не представлено.

При этом судом учтено, что затраты на выдачу займов и начисление процентов не равнозначны затратам на производственную деятельность, в связи с чем нормативными актами по бухгалтерскому учету предусмотрен специальный порядок учета доходов и затрат операций по выдаче займов, отличный от учета доходов и затрат при производстве товаров (работ, услуг).

Из анализа книги покупок следует, что НДС, заявленный обществом к вычету, складывается из сумм, предъявленных поставщиками по основным видам деятельности:

- аренда помещений, работы по разведке полезных ископаемых (договор с ООО "Геотехпроект" на создание проектной продукции: Технико-экономическое обоснование постоянных разведочных кондиций по Войшорскому месторождению баритовых руд.).

При определении затрат на выдачу займов и начисление процентов заявителем учтены трудозатраты, обязательные платежи, затраты на арендную плату, канцелярские принадлежности. Данный расчет налоговой инспекцией не опровергнут.

Довод налоговой инспекции о том, что затраты на выдачу займов и начисление процентов превышают 5-ти процентный барьер расходов, поскольку в составе указанных затрат необходимо учитывать расходы на аренду офиса в полном объеме, судом во внимание не принимается, поскольку не обоснован ни документально, ни нормативно.

Довод налоговой инспекции о том, что в затраты также необходимо включить заработную плату директора, также судом отклоняется, поскольку не доказано, что размер зарплаты поставлен в зависимость от выдачи займов и суммы начисленных процентов.

Таким образом ведение раздельного бухгалтерского учета подтверждено представленными документами: учетной политикой, приказом, книгами покупок, продаж, счетами бухгалтерского учета, справками-расчетами, распределением сумм НДС по приобретенным ценностям, относящимся к косвенным расходам за 2 квартал 2011 года.

В данном расчете отражены косвенные расходы общества за 2 квартал 2011 года, НДС по которым подлежит распределению:

- НДС, приходящийся на деятельность без НДС,

- НДС, приходящийся на деятельность с НДС.

Каких-либо доводов, опровергающих данный расчет, налоговой инспекцией не приведено. Каких-либо недобросовестных действий заявителя, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды, в ходе проверки не установлено.

При таких обстоятельствах методика расчета входного НДС, применяемая обществом, признана судом обоснованной, в связи с чем требования заявителя подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

1. Заявленные требования удовлетворить.

2. Признать недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области:

- N 1349 от 20.03.2012 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения,

- N 1129 от 20.03.2012 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, как несоответствующие налоговому законодательству.

3. В порядке распределения судебных расходов ( ст. 110 АПК РФ) взыскать с Межрайонная ИФНС России N 31 по Свердловской области в пользу ОАО "Корпорация Развития"4000 (четыре тысячи) рублей, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья Н.Н.Присухина

Номер документа: А60-33664/2012
Принявший орган: Арбитражный суд Свердловской области
Дата принятия: 09 ноября 2012

Поиск в тексте