• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Екатеринбурга

РЕШЕНИЕ

от 5 апреля 2013 года Дело N А60-1288/2013


[Исковые требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить частично]
(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 02 апреля 2013 года

Полный текст решения изготовлен 05 апреля 2013 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Биндера А.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шмелевой Ю.В., рассмотрел в судебном заседании дело

по иску ОАО "ЕВРАЗ Высокогорский горно-обогатительный комбинат"

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области,

3-и лица: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Администрация города Нижнего Тагила

об установлении кадастровой стоимости земельного участка

при участии в судебном заседании:

от истца: Годун А.Г., представитель по доверенности от 03.10.2012;

от ответчика: Кобелева А.А., представитель по доверенности от 06.12.2012;

от Администрации: Верюгина О.Ю., представитель по доверенности от 05.02.2013.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

Открытое акционерное общество "ЕВРАЗ Высокогорский горно-обогатительный комбинат" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы по государственной регистрации, кадастру и картографии по Свердловской области и просит признать кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:56:0115001:8, расположенного по адресу: г. Нижний Тагил, тракт Серебрянский, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 г., а именно в размере 33 382 151 руб. 79 коп. из расчета 11 руб. 53 коп. за 1 кв.м., а также обязать ответчика внести в государственный кадастр недвижимости соответствующие изменения. В судебном заседании представитель истца заявил об отказе от исковых требований в части обязания внести изменения в кадастр недвижимости. Отказ принят, в связи с чем производство по делу в этой части подлежит прекращению.

Ответчик исковые требования не признал по основаниям, указанным в отзыве.

От Администрация г.Нижнего Тагила заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства. Ходатайство отклонено, поскольку отсутствуют основания, предусмотренные ст. 158 АПК РФ.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил:

Истцу на праве аренды принадлежит земельный участок площадью 2 895 243 кв.м, с кадастровым номером 66:56:0115001:8, расположенный по адресу: г. Нижний Тагил, тракт Серебрянский. Наличие права на земельный участок подтверждается договором аренды от 30.06.2003 N Т-317/1252, заключенным между истцом и Муниципальным образованием город Нижний Тагил.

Истец, ссылаясь на подготовленный обществом с ограниченной ответственностью "Уральское бюро экспертизы и оценки" отчет от 22.11.2012 N 19-10/12, согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2010 составляет 33 382 151 руб. 79 коп., указал на то, что кадастровая стоимость в размере 2 099 832 890 руб. 61 коп., утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 г. N 695-ПП, значительно превышает рыночную стоимость спорного земельного участка.

При этом, истец ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, следствием чего, принимая во внимание порядок определения размера арендной платы, который поставлен в зависимость от кадастровой стоимости земельного участка, является нарушение прав истца, как арендатора этого земельного участка и плательщика арендной платы.

Согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.

В соответствии с п.п. 2,4,10 Правил (в редакции, действующей на дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных в Свердловской области), государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (п. 5 Правил).

При рассмотрении требований об установлении судом размера кадастровой стоимости земельного участка подлежит применению п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ), согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Как указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

Представленный истцом отчет оценщика от 22.11.2012 подтверждает, что содержащаяся в кадастре недвижимости кадастровая стоимость земельного участка, существенно превышает его рыночную стоимость.

Экспертиза отчета оценщика проведена общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков", в результате проведения экспертизы получено положительное экспертное заключение N 1213/2012 от 03.12.2012.

Ответчик не оспорил представленный истцом отчет о рыночной стоимости спорного земельного участка, не представили доказательств, свидетельствующих об иной, нежели в отчете оценщика, величине рыночной стоимости земельного участка.

Согласно ч. 5 ст. 4 Федерального "О государственном кадастре недвижимости" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном данным Законом порядке документов, если иное не установлено этим же Законом.

Пунктом 11 ч. 2 ст. 7 указанного Федерального закона установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 N456 "О Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости" на указанное Агентство возложены функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности.

Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, функции переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Учитывая изложенное, исковые требования к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области подлежат удовлетворению.

Производство по делу в части обязания ответчика внести изменения в государственный кадастр недвижимости подлежит прекращению в связи с отказом истца от исковых требований в этой части.

Судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 4000 руб. относятся на ответчика. Поскольку истец отказался от части требований, государственная пошлина в размере 4000 руб. подлежит возврату из бюджета.

Руководствуясь статьями 110, 150, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

Производство по делу в части обязания ответчика внести изменения в государственный кадастр недвижимости прекратить.

В оставшейся части исковые требования удовлетворить.

Признать кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:56:0115001:8, расположенного по адресу: г. Нижний Тагил, тракт Серебрянский, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 г., а именно в размере 33 382 151 руб. 79 коп. из расчета 11 руб. 53 коп. за 1 кв.м.

Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области в пользу открытого акционерного общества "ЕВРАЗ Высокогорский горно-обогатительный комбинат" 4000 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.

Возвратить открытому акционерному обществу "ЕВРАЗ Высокогорский горно-обогатительный комбинат" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 4000 руб. уплаченную по платежному поручению N504 от 17.12.2012. Подлинное платежное поручение хранить в деле.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.

Судья А.Г.Биндер

Номер документа: А60-1288/2013
Принявший орган: Арбитражный суд Свердловской области
Дата принятия: 05 апреля 2013

Поиск в тексте