Действующий


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Екатеринбурга

РЕШЕНИЕ

от 1 апреля 2013 года Дело N А60-925/2013


[В удовлетворении исковых требований о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности отказать]
(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 26 марта 2013 года

Полный текст решения изготовлен 01 апреля 2013 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Киселёва Ю.К. при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Качуриной А.С. рассмотрел в предварительном судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания ЖКО-Екатеринбург" (ИНН 6673205612, ОГРН 1096673010334, далее - общество)

к Управлению государственной жилищной инспекции Свердловской области (далее - управление)

о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности.

В судебном заседании приняли участие представители: общества - Старокожев Е.В., генеральный директор; управления - Лебедева Я.Д. (доверенность N28-04-10-427 от 07.02.2013).

Управление ходатайствовало о приобщении к материалам дела копий дополнительных документов: заявление от 07.11.2012, запросы, свидетельство от 11.02.2009, письмо от 28.11.2012. Ходатайство удовлетворено.

Общество ходатайствовало о приобщении к материалам дела письма от 10.08.2012, распечатки с сайта, разъяснения от 11.02.2013. Ходатайство удовлетворено.

Иных заявлений, ходатайств не поступило.

Общество 14.01.2013 обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления управления от 05.12.2012 N 556 о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 7.23.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 250000 рублей.

Мотивируя своё требование, общество ссылалось на то, что акт о результатах систематического наблюдения и анализа информации от 15.11.2012 N 29-05-01-1524 предоставлен ему не был, также им не получено оспариваемое постановление. Кроме того общество полагало, что управлением не доказано наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ, поскольку сайт Министерства регионального развития Российской Федерации в полном объёме не функционировал, при этом заявителем предпринимались все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм действующего законодательства. Вместе с тем, в судебном заседании общество указало, что выявленные нарушения были устранены 21.11.2012.

Управление представило отзыв, требование общества не признало, считает доказанным факт совершения правонарушения. Управление полагало, что процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было, оспариваемое постановление было направлено заявителю заказным письмом с уведомлением и вручено заявителю 26.12.2012, о чём свидетельствует имеющееся в материалах дела уведомление о вручении. Сайт Министерства регионального развития Российской Федерации функционировал в тестовом режиме только до 01.07.2012, а проверка была 15.11.2012. Нарушения были устранены обществом после их выявления, что не освобождает общество от ответственности, но было учтено как смягчающее обстоятельство при назначении наказания.

Суд установил:

15.11.2012 управлением на основании пп. "а" п. 4 Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.04.2012 N 162 "Об утверждении порядка осуществления уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации контроля за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" проведена проверка в отношении общества по факту нарушения стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 731 (далее - Стандарт).

Поводом для проведения проверки размещения соответствующей информации послужило обращение жителя жилого дома N 116 по улице Восстания в г.Екатеринбурге, касающееся нарушения обществом вышеуказанного Стандарта.

По результатам проведенной проверки управлением установлен факт нарушения обществом п. 3, 5, 8 - 14 Стандарта, а также ч. 10 ст. 161 Жилищного кодекса РФ.

Результаты проверки отражены в акте N 29-05-01-1524 от 15.11.2012 о результатах систематического наблюдения и анализа информации.

По факту выявленных нарушений в отношении общества составлен протокол N 535 от 21.11.2012 и вынесено постановление N 556 от 05.12.2012 о привлечении общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 250000 рублей.

Считая постановление незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.

Суд считает, что в удовлетворении требования общества следует отказать по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 7.23.1 КоАП РФ нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

В соответствии с ч. 10 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со Стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.

Стандарт устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия.

Под управляющей организацией в настоящем документе понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора, заключенного в соответствии со ст. 162 ЖК РФ (п. 2 Стандарта).

Под раскрытием информации понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации, независимо от цели ее получения в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации (п. 2 Стандарта).

В силу п. 3 Стандарта управляющая организация обязана раскрывать следующую информацию:

а) общую информацию об управляющей организации;

б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления);

в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.

Перечень подлежащей раскрытию информации по каждому из вышеуказанных пунктов закреплен в п. 8 - 14 Стандарта.

Согласно п. 5 Стандарта, управляющими организациями информация раскрывается путем:

а) обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации;

б) опубликования в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность;

в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации;

г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 24.11.2011 N 543 определен официальный сайт в сети Интернет, предназначенный для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами - www.minregion.ru.

Регламент раскрытия соответствующей информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, путем ее опубликования в сети Интернет, утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 21.12.2011 N 591 (далее - Регламент).

Вышеуказанным Регламентом установлена процедура передачи организациями, управляющими многоквартирными домами, информации о своей деятельности на специальный сайт в сети Интернет.

Как следует из материалов дела, общество является юридическим лицом, основным видом деятельности которого является, в том числе, управление эксплуатацией жилого и нежилого фонда, т.е. осуществляет управление жилищным фондом. Данный факт заявителем не оспаривается.

Таким образом, общество обязано размещать на своем официальном сайте и на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти информации, предусмотренной Стандартом.

В ходе проверки управлением выявлены следующие нарушения требований Стандарта:

1) на интернет-сайте www.minregion.ru по состоянию на 15.11.2012 обществом не была раскрыта информация об управляющей организации, а также в отношении жилищного фонда, находящегося в управлении общества, а именно: общая информация об управляющей организации, основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления); сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы. Кроме того, не раскрыто количество случаев привлечения управляющей организации в предыдущем календарном году к административной ответственности;

2) на официальном интернет-сайте общества - www.gkogroup.ru по жилищному фонду, находящемуся в управлении ООО "УЖК ЖКО-Екатеринбург", по состоянию на 15.11.2012:

- информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации не содержит стоимость каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв.м. общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 погонный метр инженерных сетей, на 1 кв.м. площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учёта соответствующего коммунального ресурса) по каждому жилому дому, в т.ч. по жилому дому, расположенному по адресу: г.Екатеринбург, ул. Восстания, д. 116;

- в рамках информации о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы не указаны конкретные поставщики коммунальных ресурсов, а также объемы закупаемых ресурсов и цены на такие ресурсы, по которым управляющая организация закупает их у ресурсоснабжающих организаций;

- отсутствует информация о тарифах (ценах) на коммунальные услуги, которые применяются управляющей организацией для расчёта размера платежей с потребителей.

Вышеуказанное свидетельствуют о нарушении обществом положений п. 3, 5, 8 - 14 Стандарта.

Факт нарушения обществом установленных положений Стандарта подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств, в том числе распечатками с сайтов www.minregion.ru и www.gkogroup.ru, актом N 29-05-01-1524 от 15.11.2012, также отражен в протоколе об административном правонарушении N 535 от 21.11.2012 и обществом документально не опровергнут.

Более того, обществом выявленные нарушения требований Стандарта были устранены 21.11.2012, о чем заявитель указал в судебном заседании и дополнении к заявлению от 26.02.2013.

При данных обстоятельствах управление пришло к обоснованному выводу о том, что событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ, в действиях (бездействии) общества является доказанным.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина общества в совершении вменяемого административного правонарушения административным органом в ходе производства по делу исследована, что нашло свое отражение в оспариваемом постановлении.

Административным органом установлено, что обществом не было принято всех своевременных и достаточных мер для надлежащего выполнения обязанностей, направленных на выполнение требований, установленных вышеуказанными нормативными актами.

В деле не имеется доказательств того, что общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, что свидетельствует о виновности юридического лица в совершении вменяемого правонарушения.

Довод заявителя о том, что работа с сайтом www.minregion.ru была затруднена в момент проведения проверки, судом во внимание не принимается.

В обоснование данного довода общество ссылается на письмо Министерства регионального развития РФ от 10.08.2012 N 21033-НП/14, в котором указано, что в настоящее время используемая Министерством регионального развития РФ система размещения информации управляющими организациями находится в стадии разработки и до начала функционирования данной системы в рабочем режиме управляющие организации и их должностные лица не могут привлекаться к административной ответственности.

Между тем, из письма от 01.03.2012 N 21 Главного государственного жилищного инспектора РФ следует, что используемая Минрегионразвития России система раскрытия информации функционирует в тестовом режиме до 01.07.2012. В отношении общества нарушения требований раскрытия информации были выявлены 15.11.2012. Более того, доказательств невозможности размещения информации на данном сайте заявителем суду не представлено, а 21.11.2012 нарушения были устранены.

При таких обстоятельствах управление пришло к верному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.23.1. КоАП РФ.

Оснований для применения положения о малозначительности суд не усматривает.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 " 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Согласно п. 18.1 указанного Постановления квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений п. 18 данного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Исходя из характера совершенного правонарушения, конкретных обстоятельств дела, суд приходит к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае каких-либо исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного административного правонарушения.

Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности, которые могли бы являться основанием для отмены оспариваемого постановления, судом не установлено.

Доводы общества о допущенных управлением процессуальных нарушениях в ходе производства по делу опровергаются материалами дела.

Акт от 15.11.2012 N 29-05-01-1524 был направлен в адрес общества с письмом от 16.11.2012N 24-05-10-3844 по факсимильной связи 19.11.2012, принят бухгалтером общества - Ахметовой вх. N 96 от 19.11.2012.

Копия оспариваемого постановления также направлялась по адресу места нахождения общества, что подтверждается копией уведомления о вручении от 26.12.2013.