Действующий


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Екатеринбурга

РЕШЕНИЕ

от 9 апреля 2013 года Дело N А60-1181/2013


[В удовлетворении исковых требований о признании ненормативного акта недействительным отказать]
(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 03 апреля 2013 года

Полный текст решения изготовлен 09 апреля 2013 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.Н.Присухина при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.В.Ляшенко рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

ООО "РосМеталл-Экспорт"

к Межрайонная ИФНС России N 30 по Свердловской области(ИНН 6684000014)

о признании ненормативного акта недействительным

при участии в судебном заседании

от заявителя: Ляшенко Е.В., представитель по доверенности от 25.02.2013 г.,

от заинтересованного лица: Коростелёв А.Б., главный специалист-эксперт по доверенности N 04-02 от 11.01.2012;

Плохова Е.А., государственный налоговый инспектор по доверенности УР N765541 по доверенности N12-03 от 25.02.2013 г.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

21.01.2013 ООО "РосМеталл-Экспорт" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным, необоснованным и отменить решение заместителя начальника МИФНС России N30 по Свердловской области Феденёва О.И. N11519 от 10.10.2012 г. об отказе в возмещении НДС, предъявленного к возмещению из бюджета, в размере 1436552 руб., вынесенное на основании акта проверки N2230 от 03.08.2012.

Определением судьи Арбитражного суда Свердловской области

Н.Н. Присухиной от 22.01.2013 заявление принято к производству, делу присвоен номер А60-1181/2012.

28.02.2013 ООО "РосМеталл-Экспорт" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным, необоснованным и отмене решения N11519 от 10.10.2012 г. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части установления завышения НДС, предъявленного к возмещению из бюджета в размере 1436552 руб., вынесенное на основании акта выездной налоговой проверки N2230 от 03.08.2012 г.

Определением судьи Арбитражного суда Свердловской области

С.О. Ивановой от 05.03.2013 заявление принято к производству, делу прсвоен номаер А60-6995/2013.

В основу указанных заявлений ООО "РосМеталл-Экспорт" положено решение налогового органа по итогам одной налоговой проверки, проведенной в отношении одного налогоплательщика, доказываются с использованием одних и тех же доказательств.

Таким образом, в производстве Арбитражного суда Свердловской области имелось несколько дел, связанных между собой по основаниям возникновения заявленных требований и представленным доказательствам, исходя из чего, руководствуясь частью 2.1. статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд объединил эти дела для их совместного рассмотрения.

Определением от 11.03.2013 дело N А60-1181/2013 и дело

N А60-6995/2013 по заявлениям общества с ограниченной ответственностью "РосМеталл-Экспорт" к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 30 по Свердловской области о признании недействительными ненормативных актов налогового органа, объединены и им был присвоен соответствующий объединенному делу номер N А60-1181/2013.

Заявитель требования поддерживает, считает, что оспариваемые ненормативные акты не соответствуют фактическим обстоятельства дела.

Заинтересованное лицо требования заявителя не признало, ссылаясь на материалы проверки, полагая, что налогоплательщик создал фиктивный документооборот с целью получения налоговой выгоды.

Рассмотрев материалы дела, суд установил:

ООО "РосМеталл-Экспорт" представлена в инспекцию налоговая декларация по НДС за 1 квартал 2012 года с суммой налога, исчисленной к возмещению в размере 1842296 руб.

Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка указанной декларации. Результаты камеральной налоговой проверки оформлены актом от 03.08.2012 N 2230.

По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки заинтересованным лицом приняты решения:

- решение N 11519 от 10.10.2012 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налогоплательщику отказано в применении вычетов в размере 1436552 руб.,

- решение N 117 от 10.10.2012 об отказе в возме¬щении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, которым налогоплательщику отказано в возмещении НДС в сумме 1436552 руб.

Основанием для непринятия налоговых вычетов по НДС послужил вывод налогового органа о том, что заявитель по взаимоотношениям с ООО "Первоуральское РСУ" получил необоснованную налоговую выгоду.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 06.12.2012 N 1406/12 апелляционная жалоба заявителя оставлена без удовлетворения.

Полагая, что решения заинтересованного лица, не соответствуют положениям Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), нарушают права и законные интересы заявителя, последний обратился в арбитражный суд.

Оспаривая решения, заявитель указывает, что налоговый орган в рамках камеральной проверки вышел за пределы своих полномочий, а выводы о получении обществом необоснованной налоговой выгоде, являются неправомерными.

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает, что требования заявителя удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Согласно статье 23 Налогового Кодекса РФ налогоплательщики (плательщиков сборов) обязаны в том числе представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

В соответствии со статьей 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с настоящим Кодексом.

Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса правомерность применения налоговых вычетов (пункт 8 ст. 88).

Согласно порядку применения налоговых вычетов, определенному в статье 172 Кодекса, данные вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, после принятия товаров (работ, услуг) на учет (абзацы первый, второй пункта 1 статьи 172 Кодекса).

Законодательство о налогах и сборах предоставляет налоговому органу право истребовать дополнительные сведения, получать объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

К таким документам относятся истребованные инспекцией документы, касающиеся взаимоотношений общества с его поставщиком и подтверждающие право на налоговые вычеты и их размер, то есть исчисляемый к возмещению налог на добавленную стоимость.

Аналогичная позиция изложена в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 16.05.2006 года N 14874/05, N 14873/05.

Как следует из материалов дела, в декларации по НДС за 1 квартал 2012 года обществом была заявлена сумма вычетов в размере 1436552 рублей по 2 эпизодам:

- по договору аренды нежилых помещений с ООО "Первоуральское РСУ";

- по приобретению металлопродукции у ООО "Первоуральское РСУ".

Сумма к возмещению по данным эпизодам из бюджета составила 1436552 руб.

Положения глав 14, 21 НК РФ устанавливают определенный порядок реализации налогоплательщиком права на применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость.

Согласно этому порядку вопросы о проверке документов, представленных в обоснование заявленных вычетов по НДС, отнесены к компетенции налоговых органов, которые принимают решения по результатам проверки представленной налогоплательщиком налоговой декларации и приложенных к ней документов, истребованных на основании пункта 8 статьи 88 НК РФ, подтверждающих в соответствии со статьей 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.

Как определено пунктом 1 статьи 172 НК РФ, налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса.

В силу главы 14, 24 НК РФ налоговый орган при проверке обоснованности заявленных вычетов имеет право проводить мероприятия налогового контроля, а именно опрашивать свидетелей, производить осмотр территорий, помещений, истребовать дополнительные документы, проводить экспертизы, встречные проверки контрагентов, привлекать специалистов и т.д.

На основании изложенного суд считает, что налоговой инспекцией не допущено каких-либо нарушений при проведении камеральной проверки, все мероприятия налогового контроля проведены в соответствии с налоговым законодательством.

По существу заявленных требований суд установил.

В силу ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта должно иметь место два условия - не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов налогоплательщика.

Обязанность налогового органа доказать обоснованность оспариваемого ненормативного правового акта следует из ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

В соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные этой статьей налоговые вычеты. Вместе с тем из п. 1 ст. 173 НК РФ следует, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 171 НК РФ, общая сумма налога исчисляется в соответствии со ст. 166 НК РФ.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

В случае если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями статьи 176 НК РФ.

В силу п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.

Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации (ст. 169 НК РФ).

Право на возмещение НДС из бюджета предоставлено добросовестным налогоплательщикам для компенсации реально понесенных ими затрат по уплате налога поставщикам товаров (работ, услуг). Налогоплательщик, использующий указанное право в противоречии с его назначением, то есть злоупотребляющий им, не может рассчитывать на такую же судебную защиту этого права, как добросовестный налогоплательщик.

Оценка добросовестности налогоплательщика предполагает оценку заключенных им сделок. Установление судом наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели) в действиях налогоплательщика осуществляется с учетом оценки обстоятельств, свидетельствующих о его намерениях получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных Кодексом, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

Таким образом, возможность возмещения налога из бюджета обуславливается наличием реального осуществления хозяйственных операций. Налоговый орган вправе отказать в возмещении налога, уплаченного поставщику, в случае, если факт реального совершения хозяйственных операций не подтвержден надлежащими документами, либо выявлена недобросовестность налогоплательщика, допущенная при совершении указанных операций.

Представленные налоговым органом в суд доказательства необоснованного возникновения у налогоплательщика налоговой выгоды, как и доказательства, представленные налогоплательщиком, подлежат исследованию в судебном заседании согласно требованиям ст. 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и оценке арбитражным судом в совокупности и взаимосвязи с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

ООО "РосМеталл-Экспорт" является плательщиком НДС в соответствии со статьей 143 Налогового кодекса Российской Федерации.

В 1 квартале 2012 года ООО "РосМеталл-Экспорт" заявлен вычет по НДС по взаимоотношениям с ООО "Первоуральское РСУ":

- по аренде складского помещения (НДС в сумме 91 525,41 руб.),

- по поставке металлопродукции (НДС в сумме 1 345 026,50 руб.).