Действующий


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Екатеринбурга

РЕШЕНИЕ

от 8 апреля 2013 года Дело N А60-27406/2012


[Исковые требования о признании недействительной государственной регистрации удовлетворить]
(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 04 апреля 2013 года

Полный текст решения изготовлен 08 апреля 2013 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.В. Гнездиловой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.Л. Гребневой рассмотрел судебном заседании дело по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга

к Обществу с ограниченной ответственностью "Орион"

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Серкин Артур Сергеевич, Ануров Эдуард Васильевич, Зайцев Сергей Игоревич, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу

о признании недействительной государственной регистрации

при участии в судебном заседании:

от заявителя - Носков В.А., представитель, доверенность N 43 от 26.12.2012 года, удост. N 689989;

от заинтересованного лица - не явились, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда;

от третьих лиц - не явились, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Лицу, участвующему в деле, разъяснены процессуальные права и обязанности. Отводов составу суда не заявлено.

Инспекция Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Орион" о признании недействительной государственной регистрации от 16.12.2012 при создании юридического лица ООО "Орион" (ОГРН 1127847085410).

Заинтересованное лицо возражений по существу заявленных требований не представило.

Инспекцией ФНС по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с заявлением. Причины пропуска срока признаны судом уважительными, ходатайство удовлетворено. Других заявлений и ходатайств не поступило.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил:

09.02.2012 в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу на государственную регистрацию были представлены следующие документы:

1. Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации по форме Р12001, подписанное руководителем юридического лица ООО "Пролог С" Семушиной Анной Николаевной. Подпись Семушиной А.Н. удостоверена нотариусом Арбузовой Евгенией Юрьевной за регистрационным номером 0-857;

2. Устав ООО "Орион", утвержденный протоколом N1 совместного собрания участников от 10.10.2011;

3. Передаточный акт, утвержденный единственным участником ООО "Пролог С" решением N02 от 07.10.2011;

4. Передаточный акт, утвержденный единственным участником ООО "ИнтерСтрой" решением N05 от 06.10.2011;

5. Передаточный акт, утвержденный единственным участником ООО "Меридиан" решением N06/2011 от 06.10.2011;

6. Передаточный акт, утвержденный общим собранием участников ООО "НОРМА-ЮГ" протоколом N08 от 06.10.2011;

7. Передаточный акт, утвержденный единственным участником ООО "НП АЭРОТРАНС" решением N04 от 06.10.2011;

8. Договор о слиянии ООО "Пролог С", ООО "Меридиан", ООО "НП АЭРОТРАНС", ООО "ИнтерСтрой", ООО "НОРМА-ЮГ";

9. Решение N06/2011 единственного участника ООО "Меридиан" от  06.10.2011;

10 Решение N05 единственного участника ООО "ИнтерСтрой" от 06.10.2011;

11 Решение N04 единственного участника ООО "НП АЭРОТРАНС" от 06.10.2011;

12. Решение N02 единственного участника ООО "Пролог С" от 07.10.2011;

13. Протокол N08 общего собрания участников ООО "НОРМА-ЮГ" от 06.10.2011;

14. Протокол N1 совместного собрания участников ООО "Орион" от 10.10.2011;

15. Копия бланка-заявки на публикацию сообщения от 21.11.2011;

16. Документ об уплате государственной пошлины от 07.02.2012.

Согласно ч. 2 ст. 54 Гражданского Кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Аналогичное определение содержит норма ч. 2 ст. 8 Закона N129-ФЗ.

В связи с тем, что в учредительных документах ООО "Орион" и в заявлении по форме Р12001 указан адрес места нахождения постоянно действующего исполнительного органа г.Екатеринбург, ул. Татищева, 49А, регистрационное дело ООО "Орион" было направлено в ИФНС России по Верх-Исетскому району г.Екатеринбурга 20.02.2012 исх.N06-01-04/02299дсп.

02.03.2012 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга было получено регистрационное дело ООО "Орион" за вх.N02153.

13.12.2012 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга был направлен запрос собственнику помещений, находящихся по адресу: г.Екатеринбург, ул. Татищева, 49А - ЗАО АСЦ "Правобережный".

Согласно письму N3453 от 14.12.2012 ЗАО АСЦ "Правобережный" сообщает, что юридическое лицо ООО "Орион" помещение по адресу: г.Екатеринбург, ул. Татищева, 49А не арендовало.

Данный факт также подтверждается проведенным сотрудниками ИФНС России по Верх-Исетскому району г.Екатеринбурга осмотром помещений по адресу: г.Екатеринбург, ул. Татищева, 49А (акт проверки данных учета и сведений об адресе от 13.12.2012).

Таким образом, исходя из вышеизложенного, на государственную регистрацию юридического лица при создании путем реорганизации в форме слияния ООО "Орион" в регистрирующий орган были представлены документы, содержащие недостоверные сведения.

В связи с изложенными обстоятельствами, Инспекция Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительной государственной регистрации от 16.12.2012 при создании юридического лица ООО "Орион" (ОГРН 1127847085410).

Рассмотрев материалы дела, и заслушав доводы представителя заявителя, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст. 53 АПК РФ, в случаях предусмотренных федеральным законом, государственные органы вправе обратиться с исками и заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов.

В силу абз.3 п.11 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговый орган вправе предъявлять в арбитражном суде иски о признании недействительной государственной регистрации юридического лица.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее Закон N129-ФЗ).

Согласно статье 14 Федерального закона N 129 - ФЗ от 08.08.2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;

б) учредительные документы юридического лица в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа возвращается заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона. В случае если предусмотренные настоящей статьей документы направлены в регистрирующий орган в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, учредительные документы юридического лица в электронной форме направляются в одном экземпляре. Регистрирующий орган по адресу электронной почты, указанному заявителем, одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, направляет представленные заявителем учредительные документы в электронной форме, подписанные электронной подписью регистрирующего органа. В случае представления учредительных документов в электронной форме экземпляр таких документов на бумажном носителе с отметкой регистрирующего органа представляется заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) при указании на необходимость получения и способа получения таких документов заявителем при направлении предусмотренных настоящей статьей документов в регистрирующий орган;

г) договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами;

д) передаточный акт или разделительный баланс;

е) документ об уплате государственной пошлины;

ж) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования") и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица, соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Исходя из положений Федерального закона N129-ФЗ, представление юридическим лицом в регистрирующий орган полного пакета документов в соответствии со ст. 14 Закона, не означает, что документы, представленные на государственную регистрацию, не должны отвечать требованиям законности и достоверности содержащейся в них информации.

Представление полного пакета документов, которые по своему наименованию соответствуют требованиям Закона N129-ФЗ, не предполагает обязанности налогового органа произвести соответствующие действия по регистрации в случае установления недостоверности изложенных в представленных документах сведений, подлежащих внесению в Единый государственный реестр юридических лиц.

В соответствии со ст.4 Закона N129-ФЗ, государственный реестр является федеральным информационным ресурсом и в силу назначения государственной регистрации как публичного акта органа государственной власти, ЕГРЮЛ должен содержать достоверные сведения. Учитывая, что в ст. 14 Закона N129-ФЗ приводится не только перечень документов, необходимых для государственной регистрации, но и требования к ним, в государственный реестр могут быть внесены только достоверные сведения о юридическом лице, соответствующие требованиям действующего законодательства.

Установление недостоверности сведений, подлежащих обязательному отражению в заявлении о государственной регистрации, в отношении которых податель заявления дал в установленном законом порядке гарантии достоверности, фактически означает незаполненность соответствующих граф заявления, что, в свою очередь, лишает поданный заявителем документ статуса заявления о государственной регистрации юридического лица.

Вышеуказанная правовая позиция подтверждается определениями Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 05.03.2009 N2145/09, от 10.04.2009г. NВАС-4402/09, в которых указано, что согласно ст.4, п/п. "в" п.1 ст.5, ст.ст.12, 14, 17, 25 Закона N129-ФЗ обоснован следующий вывод о том, что неправомерна государственная юридического лица с нарушением требований Закона N129-ФЗ.

Согласно ст. 25 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" N 129-ФЗ за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, а регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц. По смыслу данной нормы и общих начал законодательства ответственность юридического лица может заключаться и в признании его государственной регистрации недействительной. Регистрация юридического лица с указанием недостоверных сведений нарушает права инспекции как регистрирующего и налогового органа, предусмотренные Законом N 129-ФЗ и Налоговым кодексом Российской Федерации, в частности, право на проведение проверок (так как по юридическому адресу организация не располагается).

При таких обстоятельствах, требования заявителя подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

Заявленные Инспекцией Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга требования удовлетворить.

Признать недействительной государственную регистрацию от 16.12.2012 при создании юридического лица ООО "Орион" (ОГРН 1127847085410).

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Орион" (ОГРН 1127847085410; ИНН 6658404388; юридический адрес: 620028, г. Екатеринбург, ул. Татищева, 49, А) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 (Две тысячи) рублей.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья Н.В. Гнездилова